Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект игры - занятия по речевому развитию для старшей группы ДОУ

Конспект игры - занятия по речевому развитию для старших дошкольников
Тема: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи»
(Путешествие в прошлое)

Цель: формирование словаря старших дошкольников посредствам деятельностного подхода.

Задачи образовательных областей:
Речевое развитие:
• развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь детей, формируя представление о значение слов: противень, (дело) спорится, прихватки; закреплять умение подбирать точные определения для характеристики предмета;
• продолжать знакомить детей с русскими народными пословицами и поговорками о труде.

Социально-коммуникативное развитие:
• формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой и игровой деятельности;
• воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Познавательное развитие:
• расширять представления детей о жизни русского народа в старину, вызвать интерес к старинным обычаям и обрядам;
• расширять кругозор в части представлений о труде;

Художественно-эстетическое развитие:
• формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи.

Материал:
• соленое тесто, посуда, народные костюмы.

Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок;
• слушание русской народной музыки;
• экскурсии в русскую избу;
• знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа;
• заучивание потешек, поговорок.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Инсценировка «Ленивица»
Ведущий: Есть на свете маленькое село. Называется оно «Пословицино».
Звучит музыка «Во саду ли, в огороде…», дети-артисты занимают место в избе.
Ведущий: В селе «Пословицино» живет славный народ. У него без пословицы речь не молвится, как без углов дом не строится. Не любят они лентяев, смеются над ними, говорят: «Люди хлеб убирать, а они – на солнышке лежать».

Действующие лица: Матушка, ее дочка Ульяна, вторая дочка – Настенька, хор.
Настенька: Проснулась Ульяна не поздно, не рано. До обеда проспала, да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась. (садится к печке, начинает вышивать)
Матушка: Ульяна, сходи за водицей на речку!
Ульяна: Да лень мне, дрема одолела. (зевает)
Настенька: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив!
Матушка: Ульяна, иди киселя хлебать!
Ульяна: Раз матушка велит – надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте! (ходит, ищет ложку)

Хор запевает:
Хорошо лентяю жить –совсем не о чем тужить.
Он избы не прибирает, как испечь калач не знает.
С зарей рано не встает, с косой в поле не идет.
А уж как за стол идти, ложку знает как найти.
Ульяна: Ой-ой-ой, не надо про меня петь!

Все вместе: Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Ведущий: Какие пословицы народ сказал Ульяне? Какие еще пословицы еще вы ей скажите? (ответы детей: Терпенье и труд всё перетрут. Кто не работает, тот не ест. Труд украшает человека. Терпенье и труд всё перетрут. И другие).
Ведущий: Поможем Ульяне исправиться? Напечем калачей? Проходите в горницу. Вот нам матушка и тесто на калачи замесила (раздает соленое тесто). А как нам испечь калачи? На что же они похожи? (ответы детей)
А, может, нам Настенька подскажет?
Настенька: Чтобы справиться с задачей и калачик замесить,
Надо два кона колбаски крепко нам соединить.

Ведущий: А вы знаете, чтобы дело спорилось, народ в старину сопровождал свои действия песнями. А что значит «спорится»? (ответы детей).
А чтобы у нас дело спорилось, давайте будем петь и лепить калачи.
Звучит фонограмма «Ай, качи-качи-качи…», дети поют и лепят калачи.

- Ай, качи - качи - качи,
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
С пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки.

Ведущий: Славные у нас калачи получились. А что же дальше с ними делать? (ответы детей: смазать маслом, поставить в печь). Правильно.
На чем же мы их выпекать будем? На противне? Что это? Это железный лист, предназначенный для выпечки. Есть ли у нас в горние противень?
(Дети выкладывают калачи на противень и ставят в печь)

Ведущий: А пока пекутся наши калачи,
Вы мои ребятки поиграем в «цапки».
Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:

Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
Ведущий: В жарком пламени печи поспели наши калачи! Как мы их достанем, ведь пламя печи жаркое? (ответы детей). Правильно, возьмем прихватки? А почему их так назвали? От какого слово произошло слово «прихватки»? (ответы детей).
Ведущий достает калачи (заранее поставленные в печь).
Какие получились у нас калачи? (ответы детей: румяные, красивые, ароматные, пышные, аппетитные, вкусные).
Знает ли теперь Ульяна о том, что «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
Понравилось вам в селе «Пословицино»? Какие пословицы вы услышали и узнали? Узнали вы новые слова?
Вот пришла пора прощаться, возвращаться в детский сад,
Калачами славными угощать ребят.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД по логопедии для старшей группы Методическая разработка конспекта экскурсии для детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи:

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры

Участник №2 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 декабря 2015 года по 30 марта 2016 года
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Инновационные формы взаимодействия с семьей
Опубликовано: 3264 дня назад (15 декабря 2015)
Просмотров: 4402
+5
Голосов: 5
Комментарии (4)
Светлана Александровна Иванова # 29 декабря 2015 в 18:33 0
Спасибо. Очень интересно.
Ольга Юрьевна Постникова # 3 января 2016 в 19:27 0
Замечательное занятие, Юлия Александровна! А в грамотной постановке целей и задач вам на данном портале вообще равных нет. Голосую за вашу разработку и жду следующих.
Светлана Васильевна Лапатина # 4 февраля 2016 в 01:18 0
Юлия Александровна, заглянула к вам в гости на занятие:«Хочешь, есть калачи – не сиди на печи».Интересная инсценировка "Ленивица",рассказ про село Пословицино, выпекание калачей
под песенку,игра «В цапки».Вами проведена большая подготовительная работа:чтение русских народных сказок, слушание русской народной музыки, экскурсии в русскую избу, знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа, заучивание потешек, поговорок.
Юлия Александровна,вы достигли поставленной цели:формирования словаря старших дошкольников посредствам деятельностного подхода.Спасибо за интересную раработку занятия.Примите мой голос + 3.
Зульфия Дамировна Саниева # 14 марта 2016 в 19:31 0
очень интересное занятие! грамотно подобран материал в соответствии с возрастом детей,проведена большая предварительная работа,дети получили массу позитивных эмоций на занятии. голосую за Ваш конспект и жду в гости music