Конспект игры - занятия по речевому развитию для старшей группы ДОУ
Конспект игры - занятия по речевому развитию для старших дошкольников
Тема: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи»(Путешествие в прошлое)
Цель: формирование словаря старших дошкольников посредствам деятельностного подхода.
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие:
• развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь детей, формируя представление о значение слов: противень, (дело) спорится, прихватки; закреплять умение подбирать точные определения для характеристики предмета;
• продолжать знакомить детей с русскими народными пословицами и поговорками о труде.
Социально-коммуникативное развитие:
• формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой и игровой деятельности;
• воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Познавательное развитие:
• расширять представления детей о жизни русского народа в старину, вызвать интерес к старинным обычаям и обрядам;
• расширять кругозор в части представлений о труде;
Художественно-эстетическое развитие:
• формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи.
Материал:
• соленое тесто, посуда, народные костюмы.
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок;
• слушание русской народной музыки;
• экскурсии в русскую избу;
• знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа;
• заучивание потешек, поговорок.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Инсценировка «Ленивица»
Ведущий: Есть на свете маленькое село. Называется оно «Пословицино».Звучит музыка «Во саду ли, в огороде…», дети-артисты занимают место в избе.
Ведущий: В селе «Пословицино» живет славный народ. У него без пословицы речь не молвится, как без углов дом не строится. Не любят они лентяев, смеются над ними, говорят: «Люди хлеб убирать, а они – на солнышке лежать».
Действующие лица: Матушка, ее дочка Ульяна, вторая дочка – Настенька, хор.
Настенька: Проснулась Ульяна не поздно, не рано. До обеда проспала, да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась. (садится к печке, начинает вышивать)
Матушка: Ульяна, сходи за водицей на речку!
Ульяна: Да лень мне, дрема одолела. (зевает)
Настенька: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив!
Матушка: Ульяна, иди киселя хлебать!
Ульяна: Раз матушка велит – надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте! (ходит, ищет ложку)
Хор запевает:
Хорошо лентяю жить –совсем не о чем тужить.
Он избы не прибирает, как испечь калач не знает.
С зарей рано не встает, с косой в поле не идет.
А уж как за стол идти, ложку знает как найти.
Ульяна: Ой-ой-ой, не надо про меня петь!
Все вместе: Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Ведущий: Какие пословицы народ сказал Ульяне? Какие еще пословицы еще вы ей скажите? (ответы детей: Терпенье и труд всё перетрут. Кто не работает, тот не ест. Труд украшает человека. Терпенье и труд всё перетрут. И другие).
Ведущий: Поможем Ульяне исправиться? Напечем калачей? Проходите в горницу. Вот нам матушка и тесто на калачи замесила (раздает соленое тесто). А как нам испечь калачи? На что же они похожи? (ответы детей)
А, может, нам Настенька подскажет?
Настенька: Чтобы справиться с задачей и калачик замесить,
Надо два кона колбаски крепко нам соединить.
Ведущий: А вы знаете, чтобы дело спорилось, народ в старину сопровождал свои действия песнями. А что значит «спорится»? (ответы детей).
А чтобы у нас дело спорилось, давайте будем петь и лепить калачи.
Звучит фонограмма «Ай, качи-качи-качи…», дети поют и лепят калачи.
- Ай, качи - качи - качи,
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
С пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки.
Ведущий: Славные у нас калачи получились. А что же дальше с ними делать? (ответы детей: смазать маслом, поставить в печь). Правильно.
На чем же мы их выпекать будем? На противне? Что это? Это железный лист, предназначенный для выпечки. Есть ли у нас в горние противень?
(Дети выкладывают калачи на противень и ставят в печь)
Ведущий: А пока пекутся наши калачи,
Вы мои ребятки поиграем в «цапки».
Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:
Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
Ведущий: В жарком пламени печи поспели наши калачи! Как мы их достанем, ведь пламя печи жаркое? (ответы детей). Правильно, возьмем прихватки? А почему их так назвали? От какого слово произошло слово «прихватки»? (ответы детей).
Ведущий достает калачи (заранее поставленные в печь).
Какие получились у нас калачи? (ответы детей: румяные, красивые, ароматные, пышные, аппетитные, вкусные).
Знает ли теперь Ульяна о том, что «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
Понравилось вам в селе «Пословицино»? Какие пословицы вы услышали и узнали? Узнали вы новые слова?
Вот пришла пора прощаться, возвращаться в детский сад,
Калачами славными угощать ребят.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД по логопедии для старшей группы Методическая разработка конспекта экскурсии для детей старшего дошкольного возрастаПохожие статьи:
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры
Участник №2 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 декабря 2015 года по 30 марта 2016 года
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (4)
|
||
|
|
||
|
|
|