Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов «Интересная Зима»

 

Творческий конкурс для педагогов и детей «Благодатная Осень»

Сценарий развлечения «Хлеб - всему голова» в средней группе

Сценарий совместного развлечения с родителями «Хлеб – всему голова». Средний дошкольный возраст
Автор: Елисеева В.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад «Колобок»
Цель: воспитание у детей бережного отношения к хлебу.
Задачи:
• воспитывать уважения к людям, которые растят и выпекают хлеб;
• формировать у детей и родителей чувства радости от совместной деятельности.
Оборудование: каравай (настоящий хлеб), сервировка стола для чая, атрибуты для русской избы, корзина с продуктами, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Вступительная часть.
Воспитатель встречает детей с караваем. Комната убрана под русскую избу.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости, прошу вас в мою избу. Заходите, садитесь на лавочки, отведайте моего каравая. Он пышный да румяный, из новой муки, нового урожая. Урожай уродился хороший: рожь да пшеница, ячмень да овес, гречка ядрица. Всем работа досталась: работники зерно сеяли, урожай растили, пололи, колоски собирали, молотили, муку мололи, хлеб пекли. Давайте покажем, как работники работать собирались.
Дети «выходят в поле»

Игра-разминка для голоса «В поле».
Девочки: Ау, ау! По полю иду, иду!
Мальчики: Ау, ау! По полю иду, иду!
Девочки: Собирайтесь, снаряжайтесь,
Коробами запасайтесь.
Мальчики: Короба мореные,
Проса с верхом полные.
Воспитатель: Давайте покажем, как работники работали. Дети вместе с воспитателем инсценируют песню.

Игра с движением «Встали рано просо сеять».
Девочки: А как землю пашут?
А как землю пашут?
Мальчики: Вот как землю пашут?
Вот как землю пашут? (Имитируют пахоту.)
Девочки: А как посевают?
А как посевают?
Мальчики: Вот как посевают?
Вот как посевают? (Имитируют сев.)
Мальчики: А как рожь срезают?
А как рожь срезают?
Девочки: Вот как рожь срезают?
Вот как рожь срезают? (Имитируют сбор колосков.)
Мальчики: Как в пучочки вяжут?
Как в пучочки вяжут?
Девочки: Так в пучочки вяжут?
Так в пучочки вяжут? (Имитируют вязание снопов.)
Девочки: А как хлеб молотят?
А как хлеб молотят?
Мальчики: Вот как хлеб молотят?
Вот как хлеб молотят? (Имитируют молотьбу.)
Мальчики: Как хлеб выпекают?
Как хлеб выпекают?
Девочки: Вот как выпекают?
Вот как выпекают? (Пекут хлеб)
Мальчики: Ох, трудна работа
До седьмого пота.
Девочки: Пусть трудна работа
Танцевать охота. (Кланяются в пояс)

Воспитатель: Ну и помощники у меня! Гости дорогие, а как вы думаете, что самое главное в моей избе, у меня на столе. (Ответы детей.)
Самое главное – это хлеб! А кто ко мне в избу попадает, тот стихи про хлебушек обязательно читает.

Чтение детьми стихотворений о хлебе.
Ребенок 1. Любим хлебушек душистый,
С хрустом, корочкой витой,
Ароматный, золотистый,
Словно солнцем залитой.

Ребенок 2. В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Ребенок 3. У народа есть слова:
«Хлеб – всему голова».
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.

Ребенок 4. Хлеб растили хлеборобы,
Собирали урожай,
Чтобы радовал душистый,
Вкусный хлеба каравай!

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вы знаете, из чего пекут хлеб? А получают муку? (Ответы детей.)

Воспитатель: Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множества различных блюд без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб – это жизнь», «Без золота проживешь – а без хлеба нет».
А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?

Воспитатель: Дорогие гости, сегодня я приглашаю Вас совершить путешествие в старину, и узнать, как наши предки выращивали хлеб.

Презентация «Как наши предки выращивали хлеб»

Воспитатель: Зимой зерно хранили в амбарах, чтобы всегда можно было испечь свежий хлеб. Как повадилась вдруг мышь на зерно бегать. Проучим мышь, чтоб она забыла в амбар дорогу.

Игра-ловишка «Мышь в амбаре завелась»
Дети выбирают, кто будет изображать мышь, делятся на две группы (мальчики и девочки) и поют, стоя одна группа напротив другой.
Девочки: Мышь в амбаре завелась,
Все зерно поела.
Мальчики: Что же это за напасть,
Разве это дело?
Девочки: А мы выловим ее,
Ставим мышеловку.
Мальчики: И захлопнется за ней
Мышеловка ловко.
Мышь: А я в норку убегу,
И зерно постерегу.
Дети берутся за руки и делают воротики. Мышь пробегает в воротики, дети пытаются ее поймать.

Воспитатель: Вот мы и мышку проучили, и зерно сберегли.

Воспитатель: Выпечка хлеба всегда считалось делом ответственным и почетным. Пекли хлеб с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари в старину делились на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Хлебники выпекали хлеб. Как вы думаете, что выпекали калачники? пирожники? (Ответы детей.)

Воспитатель: А давайте все вместе соберем мельницу и, испечем, например, колобок, а родители нам помогут.

Конкурс для родителей и детей «Испекли мы колобок», «Собери мельницу».
Приглашаются две команды (девочки и мальчики) по четыре человека, нужно испечь «колобок» из воды, муки, соли (девочки); составить изображение мельницы на мольберте (мальчики).

Воспитатель: На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
Десять маковых колечек,
Девять сушек, восемь плюшек,
Семь лепешек, шесть ватрушек,
Пять коржей, четыре пышки,
Три пирожных, две коврижки.
И один калач купил –
Про себя не позабыл!
Ю.Кушак
Воспитатель: А давайте проверим, смогут ли наши дети купить себе ватрушек или плюшек? Поиграем в «Хлебный магазин».

Конкурс-эстафета «Хлебный магазин»
Воспитатель: А кто знает, что можно еще испечь, приготовить из муки. Мы сейчас у взрослых поинтересуемся. Итак, объявляется конкурс на лучшего знатока того, что делают из муки или при помощи муки. Ведь не зря про человека, который многое знает и умеет, говорят: тертый калач!

Конкурс для родителей «Блюда из муки»
Воспитатель: Думаю, что ребята поняли, сколько всего можно приготовить, если у вас на кухне есть мука. Хлеб не только вкусный, но и полезный, в нем содержится много витаминов. Цените хлеб, берегите его!
А теперь самое время отведать нашего каравая!

Воспитатель: Всех гостей мы угощаем
Сдобным вкусным караваем.
Он на блюде золотом.
Мы уселись за столом,
Чай по чашкам разливай,
Налетай на каравай!

Угощает ребят караваем.
Приложение к презентации «Как наши предки выращивали хлеб»
ПАХОТА (1 слайд). Подготовка земли под посев – работа тяжелая. Чтобы земля «ожила», надо ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Это простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам. Позднее появился плуг. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. Плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи орудия – борона. Борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья. При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.
СЕВ (2 слайд). В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев. День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель в поле в белой или красной (праздничной) рубашке. Был он бос (это тоже было важно: ногам должно было быть тепло), на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно. После сева зерна нужно было заборонить бороной.
ХЛЕБ РАСТЕТ (3 слайд). С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.
ЖАТВА (4 слайд). Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. Работа была очень трудная. Убирали зерновые косами и серпами. Скошенные растения увязывали в снопы.
ОБМОЛОТ ЗЕРНА (5 слайд). Снопы сначала везли на овин. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Спелое зерно везли на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цепь и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Труженик должен был ударить по снопу не менее 37 раз в минуту. Так из колосьев выбивали зерна.
НА МЕЛЬНИЦЕ (6 слайд). Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть. Для этого зерно везли на мельницу.
ВЫПЕЧКА ХЛЕБА (7 слайд). В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещения, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились. Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.
ХЛЕБ НА СТОЛЕ (8 слайд). Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали «под» – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на «под» щепотку муки, если мука становилась черной. То жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время «под» смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты. Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе. Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.
Презентация на тему: Как наши предки выращивали хлеб

Рекомендуем посмотреть:

Конспект развлечения в средней группе «Весенние приключения» Конспект тематической беседы в средней группе Игра по станциям для детского сада. Поиски спрятанного сокровища Сценарий развлечения для детей средней группы

Похожие статьи:

Сценарий летнего развлечения в средней группе

Сценарий летнего развлечения в средней, младшей группе ДОУ

Сценарий экологического мероприятия в детском саду

Камешки Марблс в работе с детьми в ДОУ
Опубликовано: 218 дней назад (22 апреля 2020)
Просмотров: 1063
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!