Внеклассное мероприятие по музыке для 3 класса
Конспект внеклассного мероприятия в 3 классе по теме « Основные жанры музыки»
Автор: Колосова Виктория Юрьевна, студентка, квалификация педагог дополнительного образования в области музыкальной деятельностиГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж» (Россия, Ростовская область, город Шахты)
Описание материала: Предлагаю вам конспект своей образовательной деятельности для детей 3 класса (9-10лет) по теме «Основные жанры музыки». Данный материал будет полезен как педагогам дополнительного образования, так и учителям музыки. Этот конспект направлен на расширение кругозора детей и совершенствование вокально-хоровых навыков.
Конспект внеклассного занятия в 3 классе на тему: «Основные жанры музыки»
Интеграция образовательных областей: литература, музыка.
"Основные жанры музыки".
Цель: совершенствовать умение детей различать музыкальные жанры: танец, марш, песню, определять их характерные особенности, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятиями: жанр, песня, танец, марш.
Развивающие: развитие вокально-хоровых навыков, развивать творческие способности, такие как эмоциональность, выразительность и чувство красоты; Развитие познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Воспитывающие: способствовать развитию интереса к изучению предмета, воспитанию музыкального вкуса.
Ход занятия
Педагог и дети: «Здравствуйте ребята, здравствуйте» присаживайтесь.Педагог: на прошлом занятии мы говорили об удивительном мире музыки. Ребята, а кто из вас помнит, кто нужен для того, чтобы получилась музыка?
Дети: композитор, исполнитель, слушатель.
Педагог: Вы знаете и любите немало музыкальных произведений. Но мир музыки неисчерпаем. Музыка различна по характеру, настроению. И в этом мы убедились на прошлом занятии, когда слушали пьесу Л.В.Бетховена. кто помнит, как она называется?
Дети: ответы детей
Мы никогда не перепутаем музыку В.А. Моцарта с музыкой П.И. Чайковского. А почему?
Дети: ответы детей
Педагог: Потому что это композиторы разных стран и каждый писал музыку так, как её чувствовал, по-своему.
Как мы уже говорили, все музыкальные произведения различны, и их можно разделить на три группы. Эти группы называются жанрами. Жанр-род музыки, музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными признаками.

Педагог: А вы знаете какие-нибудь музыкальные жанры?
Дети: ответы детей
Педагог: Есть такая красивая легенда про трёх китов. Давным-давно, когда люди ещё не знали, что такое космос и планеты, они думали, что Земля плоская, как блин и стоит на трёх огромных китах, плавающих в океане.
Ребята, а если мы обратимся к музыке, то чем в ней являются киты?
Дети: ответы детей.
Педагог: В данном случае киты, это не морские обитатели, а основа и опора музыки.
Известный композитор и педагог Д.Б. Кабалевский очень любил рассказывать эту легенду своим ученикам. Сейчас даже маленькие дети знают, что земля круглая и никаких китов нет. Но в музыке, как говорил Кабалевский, свои три кита всё-таки есть, это её жанры: марш, песня и танец.
Педагог: жанры отличаются друг от друга содержанием, настроением, характером. А сейчас мы встретимся с этими жанрами и узнаем, как их зовут.
Отгадайте загадку, о каком жанре идет речь:
Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.
Дети: марш
Педагог: музыка марша энергична. А какие движения можно выполнять, под такую музыку?
Дети: шагать, идти
Педагог: Марш (французское слово) - это музыкальный жанр энергичного характера, с четким ритмом соответствующий темпу шага.
Ребята, а как вы думаете, какие бывают марши?
Дети: ответы
Педагог: какой марш звучит на параде?
Дети: военный
Педагог: а когда мужчины уходили на службу, на войну, шли в поход какие марши могли звучать?
Дети: походные.
Педагог: на праздниках мы можем услышать марш?
Дети: да
Педагог: марши, которые звучат на праздниках, называются торжественными. Бывают марши спортивные, которые исполняются на физкультурных парадах и соревнованиях. Ребята, а в сказках или мультфильмах мы можем услышать марш?
Дети: да
Педагог: и такие марши называются игрушечными.
У П.И. Чайковский русский композитор, который жил более 150 лет назад написал «Детский альбом» сборник из 24 пьес для фортепиано и посвятил его своему племяннику Володе Давыдову. Мы с вами сейчас просмотрим одну пьес из этого альбома, которая называется «Марш деревянных солдатиков». Подумайте, какого настроение этой музыки?
Слушание «Марша деревянных солдатиков»
Дети: ответы детей
Педагог: Правильно, музыка маршевая, под нее хочется маршировать. А могут под нее шагать настоящие солдаты?
Дети: ответы детей.
Педагог: музыка легкая, хрупкая, быстрая. Конечно, солдатики были, игрушечными и им было легко маршировать, а вот для настоящих солдат музыка должна быть более строгой и серьезной. Давайте с вами попробуем подвигаться, как это сделали бы солдатики.
Показ движений для каждого ряда.(тарелки, барабаны, движения руками марширование)
Выполнение ритмичных движений при повторном прослушивании.
В марше воплощены: боевой дух, мужество, героизм. Музыка марша эмоциональна и выразительна.
Послушаем музыку М.И. Глинки (Полька) великого русского композитора 19века и определим, в каком жанре она написана
Дети: танец.
Педагог: правильно, это танец «Полька». Так же, как и в марше, музыка организовывает движения. Какого настроение польки?
Дети: ответы детей
Педагог: правильно, настроение шуточное, задорное, шаловливое, задорное.
А какие танцы помимо польки вы знаете?
Дети: вальс, танго, мазурка.
Педагог: Молодцы, правильно. Танцевальная музыка отличается большим разнообразием. Но не сложностью. Ведь чем сложнее движения, тем проще, яснее должна быть музыка, сопровождающая их. Она должна помогать, а не запутывать.
А какой жанр музыки мы с вами еще не рассмотрели?
Дети: песня
Песня-это вокальное произведение, потому что оно поется ,в ней определяется стихотворный текст с мелодией. Скажите, какие бывают песни?..
Дети: ответы детей
Педагог: колыбельные, детские, шуточные, народные, хороводные, календарные песни- это те, которые посвящены какому-либо празднику. Детские песни постоянно у нас на слуху, мы слышим их в мультфильмах, на праздниках, поем на уроках музыки. Одну из таких песен мы с вами исполним, называется она «В траве сидел кузнечик», а написал ее В.Я. Шаинский - композитор песенник, в этом году ему будет 90лет, он по прежнему бодр и полон сил, продолжает выступать на концертах и писать музыку.
Исполнение песни «В траве сидел кузнечик»
Хорошо, молодцы ребята. А теперь, что бы закрепить наши знания о музыкальных жанрах мы проведем музыкальную викторину.
Вопросом викторины будет мелодия, по которой вы должны определить, к какому жанру она относится, кто догадается, поднимает руку.

2.«Марш Метель» свиридова марш
3.«Танец маленьких утят» танец
4.«Спят усталые игрушки» песня
5.«Голубой вагон» песня
6.«Марш деревянных солдатиков» марш
7.«Если добрый ты» песня
Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием. А теперь мы с вами послушаем еще одно произведение и ответим на вопрос в каком жанре написана эта музыка? Меняется ли жанр?
Слушание песни «Весёлый музыкант»
Дети: ответы детей
Педагог: 1й куплет в каком жанре написан?
Дети: песня
Педагог: А как вы догадались? По содержанию, в нем сказано о скрипочке, а скрипка сама по себе уже звучит плавно, напевно. Значит жанр песня.
2й куплет танец, в содержании поется про балалайку, а это народный инструмент, который звучит подвижно, задорно, под такую музыку можно танцевать, поэтому второй куплет написан в жанре танец.
3 марш, поется про барабан, а он является основным инструментом, который используется в маршах.
Разучивание песни «Веселый музыкант»1куплет.

Ребята, о творчестве каких композиторов мы сегодня говорили?
Дети: ответы детей
Педагог: спасибо за занятие, до свидания!
Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
Участник №19 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 апреля по 31 июля 2015 года
← Внеклассное мероприятие в 4 классе. Международный женский день - 8 марта. Сценарий | Конспект внеклассного занятия по музыке в 4 классе. Музыка осени →
![]() |
Автор: Виктория Юрьевна Колосова
Опубликовано: 3608 дней назад (14 мая 2015)
Просмотров: 10440
Рубрика: Внеклассное мероприятие
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|