Викторина для дошкольников старшей - подготовительной группы. Дымковская игрушка
Что мы знаем о художественном народном промысле «Дымковская игрушка». Викторина для старших дошкольников с презентацией
Автор: Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. города Тюмени.Описание: Данный материал может быть использован воспитателями старших и подготовительных групп ДОУ. Также может быть интересен учителям начальной школы.
Цель: Формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Задачи:
Закреплять знания о народном художественном промысле «Дымковская игрушка», как об искусстве, виде творческой деятельности людей.
Прививать любовь и бережное отношение к произведениям народного искусства.
Обогащать представления детей о народной скульптуре (дымковской игрушке), уметь её рассматривать, обращать внимание на её выразительные средства.
Развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, учить излагать свои мысли понятно для окружающих.
Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к изобразительной деятельности.
Ход викторины
Ведущий: Отгадайте загадку:Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Дети: Дымковская игрушка.
Вопрос: Какой музей в своей коллекции насчитывает наибольшее число дымковских игрушек? Ответ: Это музей «Дымковская игрушка» в городе Киров.
Вопрос: Где появилась дымковская игрушка? Ответ: В небольшой слободе (микрорайоне) Дымково рядом с городом Хлынов, а ныне городом Киров.
Ребёнок: Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
В. Фофанов.
Вопрос: Кто делает дымковские игрушки? Ответ: Дымковские игрушки делают только женщины и передают своё ремесло дочерям и внучкам.
Вопрос: С каким весенним праздником связывают возникновение промысла «Дымковская игрушка»? Какими были первые дымковские игрушки? Ответ: Весенний праздник Вятская свистунья, Свистопляска. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде баранов, коней, козлов, уточек, которые изготавливались зимой и ранней весной к этой ежегодной ярмарке.
Вопрос: Из чего и как лепят дымковские игрушки? Ответ: Из местной ярко – красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, затем идёт сборка, недостающие детали прикрепляют, примазывая, используя для связки и заглаживания уже жидкую красную глину. После чего просушивают несколько дней и обжигают в печи.
Вопрос: Кто делает дымковскую игрушку? Ответ: Один мастер вручную от лепки до росписи.
Вопрос: Чем перед росписью покрывают мастерицы, вынутые из печи остывшие игрушки? Ответ: Ослепительно белым мелом разведённым на снятом молоке.
Вопрос: Какими красками расписывают дымковские игрушки? Ответ: Раньше мастерицы сухие анилиновые краски растирали на яйце, разведённом уксусом или перекисшим квасом. В настоящее время гуашевые краски разводят на яйце или используют темперные и специальные краски для керамики. Для росписи используют 4 – 10 ярких цветов.
Вопрос: Что объединяет все дымковские игрушки? Ответ: Все игрушки яркие, праздничные, нарядные.
Вопрос: Какие цвета любят дымковские мастера? Ответ: Красный, жёлтый, оранжевый, зеленый, синий, малиновый.
Вопрос: Чем мастера расписывают игрушки? Ответ: Сейчас игрушки расписывают колонковыми и хорьковыми кисточками. Раньше мастерицы делали кисти сами из тряпок, наматывая продёрнутый холщовый лоскут на палочку, также лучинки – для наведения глаз. Торцом ровно срезанного прутика наносили пятна.
Вопрос: Какие формы имеют узоры? Ответ: Узоры имеют простые геометрические формы: кружки, кольца, полоски, змейки.
Вопрос: Что лежит в основе росписи игрушек кроме геометрического узора? Ответ: Раньше наклеивали кусочки золотистой фольги. Мастерица смачивала кисточку в яичном белке, легко касалась золотистого квадратика и прикрепляла его на кокошники водоноскам и нянькам, на шляпы барыням и т.д. Теперь используют медный поташ.
Вопрос: Чем отличается наряд няньки и водоноски от наряда барыни? Ответ: У няньки и водоноски на голове кокошник, а у барыни – шляпа. У няньки и водоноски поверх юбки, одет фартук с оборками, чтобы не замарать юбку, а у барыни юбка с оборками.
Вопрос: Какой узор на юбке у водоноски? Няньки? Барыни? Ответ: У водоноски – полоски, у няньки – клетки, у барыни – кольца, кружки.
Вопрос: Что отличает пластику дымковских коров, козлов, баранов, оленей от коней? Ответ: Лишь форма рогов и рисунок морды.
Ведущий:
В родимой сторонке над Вяткой-рекой
Есть сказочный домик, известный такой.
Волшебницы в городе нашем живут,
На радость народу их солнечный труд.
Там руки художниц из глины простой
Готовят для нас хоровод золотой.
И дымковских кукол сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
Дети представляют свои любимые игрушки:
Индюк: Вот Индюк нарядный! Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил!
Петушок: Игристым задором зовет петушок,
И солнечно ярок его гребешок.
Уточка: Уточка-Марфуточка бережком идет,
Уточек-марфуточек купаться ведет.
Олень: Через горные отроги,
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Лошадка: Как тянутся руки к глине,
Хочется мять и мять,
Потом получится грива,
Хвост и стать.
Коняшка родимый,
Ты появился на свет,
Какой ты желанный,
Цены тебе нет
Барашек: Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Всадник на коне:
Бока крутые,
Рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине - Егорка.
Козлик: У пестрого козлика крепкие ножки
И золотом блещут ветвистые рожки.
Дуня: Дуня наша круглолица,
Очень любит нарядиться,
Выступает, точно пава,
Улыбается лукаво.
Барыня: Зонтик грибком,
Руки крендельком –
Ходит девица пешком.
Что за игрушка?
Няня: В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь, Ваня.
Водоноска: За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебёдушка плывет,
Вёдра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица - краса,
Тугая чёрная коса,
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт
Барыни и кавалеры: С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
Итог:
Всем волшебницам вятской землиБольшое спасибо сказать мы должны.
За то, что их руки не устают
И сказочных кукол для нас создают.
Презентация на тему: Дымковская игрушка. Викторина для дошкольников
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированного занятия в младшей группе. Ярмарка Дымковская барышня своими руками. Мастер-класс с фото Декоративно-прикладное творчество в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста Роль декоративно-прикладного творчества для детейПохожие статьи:
Конспект открытого урока по рисованию в 7 классе
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе
Участник №36 международного конкурса декоративно-прикладного творчества с 1 ноября 2016 года по 31 января 2017 года
← Как сделать карандашницу из картона своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото | Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ на тему: Весна →
Опубликовано: 2857 дней назад (25 января 2017)
Просмотров: 15165
Рубрика: Декаративно - прикладное творчество
|
+76↑ Голосов: 76 |
Комментарии (67)
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|