Конспект ОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Вулканы»
Занятие в старшей группе ДОУ. Конспект
Пояснительная записка: Данный материал будет полезен педагогам- воспитателям на занятиях с детьми по экспериментальной деятельности, информация будет полезна при подготовке воспитателя к занятию .Конспект ОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Вулканы».
ЦЕЛЬ:
Посредством познавательно-исследовательской деятельности дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан.
ЗАДАЧИ:
1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.
2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
4. Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.
5. Закрепить умение выявлять свойства материалов.
6. Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
Методические приемы:
- игровая ситуация, беседа, эксперимент, обобщение, результативность .
Материал:
- ткань, стаканчики с водой,вулканчики , трубочки.
Ход ОД:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас с вами гости, давайте их поприветствуем, подарим улыбки, чтобы у гостей сохранилось настроение на весь день.
Дети:
- Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется
Дети:
- Земля.
Воспитатель:
- Верно.
Воспитатель:
- Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.»
(географическая карта).
Дети:
- Карта.
Воспитатель:
- Дети, что изображено на карте?
Дети:
- Наша Земля
Воспитатель:
- Правильно. Давайте вспомним, что изображено, синим цветом?
Дети:
- моря, океаны, реки.
Воспитатель:
- А зеленым, желтым, коричневым.
Дети:
- Суша, пустыни, горы.
Воспитатель:
- Ребята, а что же такое горы?
Дети:
- Это высокие холмы.
Воспитатель:
- А из чего состоят горы?
Дети:
- из камней.
- Все вы зимой катаетесь с ледяной горки. А можно ли ледяную горку назвать горой?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Почему?
Дети:
- Потому что горы состоят из камней, а ледяная горка — только изо льда.
Воспитатель:
- Правильно.
Воспитатель:
- Посмотрите, какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов,
- Но вам нужно будет достать только камни.
- Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?
(гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)
Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином?
Дети:
- пластилин изменил форму.
- Что произошло с камнем?
Дети:
- камень остался таким же по форме.
- Ребята, опустите камень в стакан с водой, что произошло?
Дети:
- Камень утонул.
Воспитатель:
- А почему?
Дети:
- Потому что тяжелый.
Воспитатель:
- Верно.
Воспитатель:
- Ребята у меня еще есть необычный камень. Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Что есть у этого камня?
Дети:
- Дырки.
Воспитатель:
- Давайте опустим этот камень в воду. Воспитатель:
- Что произошло с камнем?
Дети:
- Он не утонул, как другие камни.
Воспитатель:
- А почему он не утонул?
Дети:
- Потому что в дырочках спрятался
воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Воспитатель:
- Этот камень называется пемза.
Воспитатель:
- Что легче пемза или камень?
Дети:
- Пемза.
Воспитатель:
- Пемза- это камень вулканического происхождения и мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.
Воспитатель:
- Горы бывают очень высокими.
- Назовите самую высочайшую гору мира.
Дети:
- Эверест.
Воспитатель:
- Молодцы! Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верхушка горы?
Дети:
- Вершина.
Воспитатель:
- А еще у горы есть бок, который называется …
Дети:
- Склон.
Воспитатель:
- Ребята, горы образуются в результате движения земной коры. Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками.
В результате образуются острова, горы. Возьмите ткань и
представьте, что это — земная кора. Теперь приведите в
движение «земную кору».
Дети выполняют движения под платком.
Воспитатель:
- Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, и начинают расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья», а вот когда одна плита находит на другую, на них что получилось? (Горы).
- Примерно так происходит и в природе.
Воспитатель:
- Ребята, я приглашаю вас в кинотеатр.
Воспитатель:
- А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.
Воспитатель:
- Давайте посмотрим на экран.
- Что вы видите на экране?
Дети:
- Вулкан.
Воспитатель:
- Правильно, это вулкан. Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы. Вулкан - это большая гора с крутыми склонами.
На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.
Есть ребята живые вулканы (действующие), есть спящие, а есть мертвые. А также вулканы бывают наземные и подводные.
Живые вулканы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни. Мы сегодня эти камни уже видели, они называются пемза.
Воспитатель:
- А есть вулканы спящие.
- Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.
Воспитатель:
- Мертвые вулканы никогда не извергаются, молчат все время.
Воспитатель:
- А сейчас мы заглянем внутрь вулкана, но сначала я хочу рассказать вам легенду, которую вы еще не слышали.
- “Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
Воспитатель:
- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. -Понравилась? (Да)
Воспитатель: А теперь, ребята, посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети:
- Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
- Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят
ученые. Этих ученых называют вулканологами
- С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется.
- А вы хотите стать вулканологами?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Посмотрите, какая это опасная профессия.
Воспитатель:
- Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле. Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги.
- Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)
- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.
- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы .
- Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.
- Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.
Воспитатель:
- Проходите в нашу лабораторию.
- Ребята первый опыт проведу я сама, а вы мне поможете.
- Для первого опыта мне понадобиться три чайных ложки волшебной смеси в стаканчике под №1, две чайных ложки чудо порошка в стаканчике под №2
- Внимательно следите за моими действиями. Перемешиваю аккуратно. После чего содержимое выливается в жерло вулкана.
Воспитатель:
- Ребята, кажется наш вулкан оживает!
Воспитатель:
- Что вытекает из вулкана?
Дети:
- Лава
Воспитатель:
- Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу.
Хотите попробовать повторить этот опыт сами.
Воспитатель:
- Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой.
- Хотите посмотреть, как это происходит?
Дети:
- Да.
- Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в стакане»)
- Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.
- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД по логопедии для старшей группы Методическая разработка конспекта экскурсии для детей старшего дошкольного возрастаПохожие статьи:
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры
← Как развивать воображение и мышление детей дошкольного возраста | Консультация для родителей детского сада. Капризный ребенок в семье →
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (5)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|