Разработка для воспитателей ДОУ "Педагогическая ценность сказок".
Автор: Скрипникова Валентина Михайловна Описание: - в данной статье рассмотрены теоретико-методическое обоснование педагогического воздействия сказки в процессе воспитания младших дошкольников одним из способов приобщения младших дошкольников к социально значимым ценностям - народной сказке.
Данная статья будет полезна педагогам детского сада, воспитателям дошкольного образовательного учреждения, родителям, которые заинтересованы в правильном воспитании своих детей.
Цель: - изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника. Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Задачи: - рассмотреть нравственно-духовные достоинства сказки в воспитание дошкольников;
- раскрыть воспитательную ценность русских народных сказок.
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем
по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой) Волшебная сила сказок известна с давних пор. Издавна родители воспитывали своих детей с помощью сказок.
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В сказке, возможно, все, чего не бывает в жизни. С помощью сказки маленький человек входит не только в мир чудес и волшебства, но и погружается в глубины своей души.
Почитай, пожалуйста, сказку, каждый раз перед сном просит малыш. Просьба ребенка имеет две стороны:
- с одной стороны - это еще одна возможность еще раз услышать любимую историю или сказку, или любимое стихотворение,
- с другой – еще одна возможность оттянуть время, потому что ну уж очень не хочется спать. Сказки обязательно есть в каждом доме, и они читаются детям всех возрастов.
Изучение народной сказки начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных – самый простой вид сказок.
Сказки о животных одушевляют детей, наделяют способностью думать детей, говорить и разумно действовать, очеловечивают животный мир. Но необходимо помнить: подбирая сказки для детей, прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка и особенности его психического развития.
Двухлетнему ребенку, Который совсем недавно научился удерживать в памяти свои собственные действия с предметами и воспринимать несложные действия сказочных персонажей, сказки о волшебниках и сказки, о колдунах будут ну совсем уж не непонятны.
Зато, сказки о животных точно понравятся, и ваш малыш с большим увлечением имитировать звуки сказочных персонажей и пытаться воспроизвести их действия.
Очень полезны для маленьких детей такие сказки как: «Колобок», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Котик и Петушок», «Коза-Дереза», «Сорока-белобока» и многие другие, преимущественно народные сказки. Ребенку, слушая эти сказки лучше и легче запомнить сказку, чтобы потом ее воспроизвести в слух.
По мере взросления ребенка в возрасте от двух до пяти лет, это тот период, когда у ребенка развивается воображение, и он начинает фантазировать, тогда уже можно рассказывать волшебные сказки.
Но порой способность к фантазиям иногда вселяет детский страх перед определенными персонажами, такими как Баба-Яга, Кощей Бессмертный и другими. Поэтому родителям не стоит запугивать своих детей волками, ведьмами и другими сказочными существами, чтобы не вызвать психологических проблем в будущем.
Полезность сказок бесспорна. На их примере можно «исправлять» «неправильные» черты характера. Так, малышам жадным и эгоистичным, полезно почитать сказки « О рыбаке и рыбке», «О трёх жадных медвежатах», «Сказку о золотом петушке»,
В сказке нет прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, смысл, который они постепенно воспринимают (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Слушая сказки, дети сочувствуют персонажам, переживают за персонажей, сочувствуют им, у них появляется желание чем-то помочь персонажам и героям сказки.
Читая малышу сказки, с искренним интересом разглядывая вместе с ним цветные красочные картинки и, комментируя их, сам понимаешь, что это, может быть, важнее и, главное, эффективнее, чем последующая многолетняя работа с подросшими детьми. Именно и создается это богатство - естественный и стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустить этот момент - и понадобятся годы специальные методики прочие педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так легко - достаточно просто читать ребёнку сказки.
Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни.
Плохие и отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Див), и их поведение, и их поступки характеризуют их с плохой стороны. Дети понимают из сказки, что упорной борьбой со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на встречающиеся, на пути препятствия и временные неудачи, что верить надо в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.
С помощью сказок, дети легко входят в непривычную для них сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну — Лебедь, в красную шапочку, в Машу, они чувствуют и понимают, что сказки нереальны, но в, то, же время допускают, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном, сказочном, волшебном.
При чтении сказки или другого произведения необходимо помнить, что нужно обязательно выразительно прочитать, менять интонацию речи, менять мимику лица, потому что дети следят за каждым вашим движением, действием, необходимо, чтобы дети слушали вас затаив дыхание, боясь пошевелиться. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение.
Небольшую сказку, которую вы прочли, и заметили, что она вызвала интерес целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
После прочтения сказки, отрывка можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?)
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Зачастую при чтении сказки или другого произведения детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Большое значение для детей в период чтения имеет показ иллюстраций, это усиливает эффект сказки.
Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но только после чтения.
Иллюстрации к сказка привлекают внимание детей, помогают воспринять услышанное, раскрывают содержание, пробуждают у детей способность сострадать, сочувствовать, порадоваться.
Сказка дает детям уверенность в том, что жизнь справедлива, что добро должно обязательно победить зло, как бы могущественно и коварно зло ни было. Маленькие дети усваивают это как факт. Они пока еще ни в чем не сомневаются. А такая уверенность нужна, потому что без нее очень трудно жить.
Дети и сказка – неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.
Рекомендуем посмотреть:
Сказкотерапия для детей с ОВЗ
О роли сказок в развитие речи детей старшего дошкольного возраста
О роли сказок в воспитании ребенка
Педагогическая ценность сказок