Великий сказочник Александр Роу
«То, о чем сказки повествуют,
или то, что они, в результате целого ряда метаморфоз,
в себе таят, некогда происходило на самом деле» Дж. Родари
Автор: Иващенко Виктория Николаевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО СЮТ Сальского района Ростовской области.
Описание: Данный материал могут использовать учителя начальных и средних классов для проведения внеурочных мероприятий.
Цель: знакомство с биографией и творческой деятельностью киносказочника Александра Артуровича Роу.
Задачи: - познакомить школьников с биографией и лучшими кинофильмами А.А Роу по сказочным сюжетам;
- способствовать расширению кругозора, развитию внимания, познавательной активности детей;
- мотивировать к просмотру киносказок, созданных А. А. Роу.
Думаю, все согласятся :
для того,чтобы снять сказку, необходимо быть хотя бы немного Волшебником!
Предлагаю сегодня вспомнить великого советского режиссера и великого сказочника
Александра Артуровича Роу. Тем, чьё детство прошло в советское время, повезло регулярно, в дни каникул, наслаждаться просмотром замечательных кинолент, снятых этим замечательным режиссёром. Сказки Александра Роу отличаются от современных киносказок тем, что они очень добрые, наполнены оптимизмом, верой в добро и торжество справедливости. В этих сказках нет места жестокости и насилию. Все фильмы талантливого киносказочника вызывают положительные эмоции, не оставляя злу шансов на победу в борьбе с Добром.
Александр Артурович Роу родился 8 марта (вот такой подарок маме к Международному женскому дню!) 1906 года в городе Юрьевец. Его отцом был ирландский инженер, который приехал в Россию налаживать мукомольное производство в Сергиевом Посаде. В России он женился на гречанке, а через год на свет появился будущий кинорежиссер-сказочник, ирландец с поистине русской душой!
Для мальчика Саши детство оказалось очень коротким : в 1914 году, когда началась Первая мировая война, отец сбежал на родину, в Ирландию, оставив больную жену с малолетним ребёнком без средств к существованию. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, десятилетнему Саше пришлось торговать спичками и галантереей. Сказать, что жилось мальчику тяжело — ничего не сказать... Позже, невзирая ни на какие трудности, учебу в школе он не бросил и после окончания семилетней школы поступил в промышленно - экономический техникум. После перевода из техникума ему удалось окончить киношколу имени Б. Чайковского и драматический техникум им. М. Н. Ермоловой.
С 1937 года А. Роу становится режиссёром киностудии «Союздетфильм», (позднее— киностудии имени М. Горького). В 1938 году Александр Роу начал съемки своего первого фильма-сказки
«По щучьему велению». Этот фильм во всех отношениях был особенным. Это сейчас всем известно о компьютерной графике и всяких спецэффектах! Молодому режиссёру удалось произвести своего рода революцию в кинопроизводстве, сняв сказку не с анимационными или кукольными персонажами, как это происходило прежде, а с настоящими актёрами — людьми и животными. Это и было настоящим Волшебством! Печка и вёдра передвигались сами собой, гуси пятились задом, разговаривала щука. Именно это восхищало и подкупало зрителей всех возрастов.
В этой киносказке в роли царя Гороха дебютировал
Георгий Милляр — позднее любимый артист А. Роу.
Успех этого кинофильма определил жанр его будущих кинокартин.
За первым удачным кинофильмом в 1939 году последовала
«Василиса Прекрасная», ещё одна из успешнейших киносказок А. Роу.
Фильм «Кащей Бессмертный», снятый во время Великой Отечественной войны, по праву вошел в Золотой фонд советского кинематографа. Премьера кинофильма состоялась 9 мая 1945 года. Фильм был воспринят как метафора завершившейся войны. Съёмки проходили в сложных условиях военного времени, в Алтайском крае и Таджикистане. Кащея Бессмертного сыграл
Георгий Милляр, невероятно худой и бледный, только оправившийся от болезни. По воспоминаниям самого актёра, на съемочной площадке Кащея испугалась даже его лошадь.
После «Кащея Бессмертного» Роу долго не снимал сказки, поскольку от него требовали более серьёзных работ: документальных фильмов и экранизаций классики. И всё же в 1958 году появилась киносказка
«Новые похождения Кота в сапогах». В 1960 году был снят фильм по сценарию Шварца
«Марья-искусница». От фильма к фильму у А. Роу совершенствовалась техническая сторона работы над киносказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям.
Киносказку
«Королевство кривых зеркал», как уже говорилось в предыдущей публикации, Роу снял по одноимённой повести Виталия Губарева. Получилась милая, пусть и несколько назидательная история (как по мне, сама история более занимательна, нежели в сказках Кэррола, связанных с темой Зазеркалья).
Одна из самых знаменитых работ режиссёра - поистине легендарный фильм
«Морозко». По общему признанию не только отечественных, но и зарубежных кинорежиссёров (включая Спилберга), «Морозко» оказал огромное влияние на мировой кинематограф.
"Морозко" стал 13-ым полнометражным фильмом режиссёра Александра Роу и оказался счастливым : критиками и зрителями фильм был принят с восторгом.
Инна Чурикова сыграла Марфушеньку-душеньку ещё будучи студенткой Щукинского училища. Она вспоминала: «Я очень хотела сниматься, но даже не надеялась, что меня возьмут. На пробах мы грызли орехи, я их очень хорошо грызла, не щадя зубов своих. Наверное, поэтому Александр Артурович меня взял».
Кстати, имеется серьёзный повод для национальной гордости :
в Чехии есть традиция - перед Новым годом показывают советский фильм «Морозко». В этой стране есть даже мороженое «Морозко»! Результатом сотрудничества А. Роу со знаменитыми драматургами Н. Эрдманом и М. Вольпиным стала киносказка
«Огонь, вода и... медные трубы», которая вышла на экраны в конце декабря 1968 года.
Самой популярной после «Морозко» стала волшебная история
«Варвара-краса, длинная коса», появившаяся на экранах в 1970 году.
Это самые удачные фильмы-сказки, созданные А. А. Роу. У Александра Роу подобралась прекрасная команда артистов. В каждой из киносказок снялся Г. Милляр, «лучшая Баба-Яга всех времён и народов». Кстати, когда-то Георгий Милляр сам предложил свою кандидатуру, когда у режиссёра возникли трудности при подборе актрисы на роль сказочного персонажа.
«А можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина...» Баба-Яга постепенно менялась, превращаясь из сказочной злодейки в старушку, измученную радикулитом и житейскими проблемами. Недаром на одном из кинофестивалей титул
«Самая обаятельная нечистая сила» был присвоен Милляру самими детьми.
Порой А.Роу поручал ему сразу несколько ролей в одном фильме.
*Шут и Ведьма Дама Пик – «Новые похождения Кота в сапогах»,
*Наиглавнейший Церемониймейстер, вдовствующая королева и возчик – «Королевство кривых зеркал»,
*Баба-Яга и разбойник-дьяк – «Морозко»,
*Кащей, Баба-Яга и Пожарный – «Огонь, вода и… медные трубы». Ещё интересные факты со съёмок : *
У Александра Роу на съемках всегда был с собой термос с горячим чаем. Если работа какого-либо актера нравилась режиссеру, он всегда презентовал его чаем. Это было предметом гордости для актёра.
*Во время съёмок эпизода в «Василисе Прекрасной» Г. Милляру пришлось 25 раз съезжать по желобу из печки. Результатом стал ожог.
*По сценарию Марфушенька - душенька, ожидая в лесу Деда Мороза с подарками, должна была грызть яблоко. Яблока по какой-то причине не оказалось, но нашлась луковица, которую актрисе Инне Чуриковой пришлось съесть, даже не сморшившись.
*Артист Александр Хвыля исполнил роль Деда Мороза в киносказке «Морозко». Это был дебют непрофессионального актера, но он так хорошо сыграл свою роль, что на многие последующие года он стал главным Дедом Морозом на Кремлевской елке! В 1993 году в Москве был организован
Фонд детского кино имени Александра Роу. Его называют
первым киносказочником страны. Умер А.Роу 28 декабря 1973 года в Москве в возрасте 67 лет.
Рекомендуем посмотреть:
Тренинги по сказкам для детей старшего дошкольного возраста
Сказкотерапия для детей с ОВЗ
Интегрированное занятие по развитию творческих способностей с использованием сказки в старшей группе
О роли сказок в развитие речи детей старшего дошкольного возраста