Творческая проект на тему: Сказки для начальной школы
Выпускная работа на тему "Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!"
Автор работы: Крестьянко Ангелина, ученица 11 класса; Руководитель: Гоцкина Валентина Александровна, учитель информатики и технологииРабота может быть интересна воспитателям детских садов и учителям начальных классов, для применения сказок в воспитательном процессе. Сказки ненавязчиво закладывают в голове ребенка главную мысль: надо любить свою землю, трудиться на ней и защищать её.
Введение
Веками русские дети слушали народные сказки. Их рассказывали мамы, бабушки, а в дворянских семьях - няни. Сейчас родители и бабушки разучились рассказывать сказки. Да не рассказывают, но ведь читать мы ещё не разучились. А зачем детям сказки?
Народные сказки имеют особый поэтический язык, их содержание - иррационально. Но эта иррациональность понятна детям и очень им нужна. При всём своем желании современные детские авторы все же не могут приблизиться к духовной высоте и образности русских народных сказок. Недаром их веками устно передавали из поколения в поколение. Они были нужны народу и прежде всего детям, чтобы сформировать национальное самосознание, чтобы сохранить свою самобытность в тяжелейших условиях борьбы с многочисленными врагами Руси. Сказки рассказывались на ночь, поэтому они закладывались в подсознание ребёнка, запоминались на всю жизнь и формировали его личность примерами богатырских подвигов, победы Добра над Злом. В сказках присутствует мудрость, которая так необходима представителям сильного народа уже с детства.
В русских народных сказках никогда не говорится о междоусобице удельных княжеств. Создавая народные сказки, люди вычеркнули из своей исторической памяти этот факт истории. И это очень мудро. Детей нужно учить не воевать друг с другом, а приводить добрые, нужные примеры.
Ребёнок, который с детства слушает сказки, вырастает здоровым душой. В наше время, когда на психику малыша большое давление оказывает телевидение, только старая добрая сказка своим неспешным ритмом, сюжетом, нравственным содержанием может успокоить ребёнка.
Сказки ненавязчиво закладывают в голове ребенка главную мысль: надо любить свою землю, трудиться на ней и защищать её. Наш народ, воспитанный сказками и былинами, становился сильным, и неизменно возрождался даже после поражений.
Сейчас некоторые интеллигентные родители считают, что русские сказки вредные и кровожадные. Не критикуйте многовековую мудрость народа, вспомните, как с восторгом в детстве слушают сказки.
С какого возраста детям нужно начинать читать сказки? Можно прямо с младенческого. Читать нужно медленно и не пересказы, сказки обязательно должны быть народные. Нельзя читать каждый раз новую сказку. Наши предки сказку рассказывали столько раз, чтобы ребенок успевал её выучить наизусть. Только так можно было усвоить те нравственные категории, которые были заложены в сказке.
Каждая сказка несет в себе массу полезного и интересного, поэтому я выбрала эту тему для проекта.
Цель проекта – способствовать формированию национального самосознания, для сохранения самобытности народа.
Задачи:
познакомить детей с историей возникновения сказок;
воспитывать уважение к традициям народной культуры.
Претворение проекта в жизнь
1. Учащимся вторых и третьих классов было рассказано об истории сказок. Каждый из нас в детстве наверняка с открытым ртом слушал сказки. Это бесценный клад информации о культуре любого народа. И все же, что такое сказка?
Сказка - это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.
Сказки бывают разные:
сказки о животных – в них животные являются главными персонажами (иногда им противостоит человек).
волшебные сказки - главными персонажами являются люди и фантастические существа; здесь животные чаще всего - добрые помощники главного героя. В этих сказках говорится об удивительных приключениях, обязательно связанных с волшебством.
социально-бытовые сказки - главными героями также являются люди, но они победителями становятся благодаря своему уму, смекалке, хитрости, смелости.
2. Выяснили с младшеклассниками какие бывают сказочные герои.
В наших сказках герои бывают двух типов:
добрые, благородные, сильные и находчивые герои: Иван-дурак, Иван-царевич, Елена Прекрасная, Елена Премудрая, Снегурочка и другие.
и злые, коварные герои: Баба-Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, леший и т. д.
Добрые и злые герои есть во всех сказках. Но всегда положительные герои преодолевают все трудности и преграды, идут к своей цели и получают за это вознаграждение.
3. Просмотр с учащимися сказки «Варвара-краса, длинная коса» и подведение итогов.
Русская пословица гласит: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»
Истинность этого рассмотрим на примере сказки режиссера Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса».
Сюжет сказки имеет комедийное зерно и очень занимателен. Глуповатый царь пересчитал у себя все, вплоть до былинки и травинки, и чрезмерно гордился тем, что все в своем царстве знает, и, не зная, что у него долгожданный наследник родился, пообещал отдать чудовищу то, что он в своем царстве не знает. Царь и дьяк Афоня решили сотворить жульство - подменить царевича на рыбацкого сына, которого и отдадут Чуду-Юду. Пришло время и все случилось не так, как царь Еремей того хотел. Таков несложный, но полный таинственных превращений и земных злоключений сюжет.
В сказке высмеяны недостатки человека: жадный царь; трусливый, грубый и глупый царевич (прозвучавшие в сказке слова «упитанный, да невоспитанный», сказанные о царевиче, быстро стали поговоркой); женихи - авантюристы, стиляги и бездельники, готовые урвать лакомый кусочек.
Есть и положительные герои в сказке, которые наделены хорошими человеческими качествами: ловкий, честный и добрый Андрей-рыбацкий сын; Варвара-краса - волшебница и чудесница.
В сказке прослеживается связь с жизнью - реальная борьба добра и зла, и, конечно же, добро побеждает.
Заключение
Сказки – это бесценный дар, оставленный нам нашими предками. Они передаются от одного человека другому, из поколения в поколение:
способствуют развитию у школьников речи, мышления и памяти;
воспитывают интерес к чтению, к устному народному творчеству;
создают атмосферу сказочности;
развивают дух соревнования;
способствуют эстетическому воспитанию детей.
И сколько бы ни появлялось новых и современных рассказов и сказок, ничего не сможет заменить эту истинную старинную классику.
Рекомендуем посмотреть:
Сказочная имидж-терапия О роли сказок в воспитаний детей Сказкотерапия для дошкольников в борьбе со страхами Сказкотерапия для детейУчастник №13 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» с 15 июля по 15 октября
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!