О роли сказок в воспитаний детей
О роли сказок в воспитании детей
Автор: Поваренкина Елена Николаевна, БОУ ВОЗ «Грязовецкая школ интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху»
Цель: Дать представление о сказке «сказке», как о важном средстве воспитания детей
Задачи: Понять духовный мир ребенка через сказку, развивать психические процессы детей, функционально использовать особенности сказки в воспитании.
Тема методической разработки для воспитателей, родителей
Наши современные дети духовно опустошенны, так как на смену книгам пришли компьютеры, мобильные телефоны, электронные игрушки. Сейчас воспитанники получают больше информации чем раньше, что приводит к стрессам, неврозам, страхам. Нередко в семьях молодое поколение воспитывается в потребительском духе, всё для них, нет уважения к трудовой деятельности. И чтобы этого было меньше, нужно воспитывать любовь к сказке.
На каждой возрастной ступени развития ребёнка складывается психофизиологический уровень, от которого во многом зависят результат развития, структура и функциональные возможности будущей личности. До поступления в школу ребёнок интенсивно усваивает представления об общественно важных нормах, целях, идеалах. Вместе с тем он приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с другими людьми.
Множество прекрасных книг появившихся в последнее время, дают детям в основном информационные знания об окружающем мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека. Но разве можно научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к людям. Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально- нравственного развития ребёнка лежит через художественную литературу, и особенно через сказку.
Сказки – кладезь народной мудрости. В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялись доброта, честность, верность и любовь к ближним. Цель чтения сказок не только развлечь ребенка или успокоить перед сном. Цель использования сказок - дать детям образец поведения, посмотреть последствия поступков героя для него самого, для его близких и для его души, а уже потом сравнить действия ребенка с этим образцом, рассказанным в сказке. Дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому сказка оказывает огромное влияние на нравственное воспитание ребят.
Сказка, как бы помогает в упражнении его совести, в решение глубоких духовных проблем каждого человека. Сказку называют «копилкой жизненных рецептов». Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Чтобы познакомить детей с такими проблемами, не надо подбирать слова, не надо продумывать рассуждения, достаточно прочитать сказку и ждать вопросов от самих детей. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит - сказке. Дети воспринимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. А сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Перед педагогом стоит сложная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональными отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или лирическим переживаниям автора, т. е интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать его со стороны содержания и художественной формы. И конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).
Сказка особенно побуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно происходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи явлений, доступные пониманию воспитанника, результаты разных характерных поступков, повторы – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Есть дети, которые слушая сказку, застывают в напряженной позе - не шевелясь и как бы, не дыша. Их захваченность событиями не проявляется явно. Однако они переживают, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. Киев. 1969 .с 32).
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутреннее содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему, к людям, предметам и явлениям. В связи с этим перед взрослыми, встают две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, открылось ему что-то либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему, и во-вторых помочь ребенку полнее высказать проявить свои чувства, создать для него свои условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.
Малыш хорошо понимает, что например, сказка – это нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. Но его нужно настроить на серьезность восприятия сказки, побуждать к прочувствованию глубины имеющихся в сказке нравственных проблем.
Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Народные сказки дают образы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Запоминание сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей.
В более старшем возрасте после чтения сказки необходимо проводить её анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное её содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы надолго запомнились и полюбились им. Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств её художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).
Перед школой нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка(повторы, зачин, концовка, постоянные эпитеты),учить понимать отличие от рассказа, стихотворения. Например, после чтения сказки П.Бажова «Серебряное копытце». Дети начинают рассуждать, что в названом произведений звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть произведение-сказка. Так в самой элементарной форме старшие ребята начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.
Старшим детям допустимо читать сказки в вечернее время, но не непосредственно перед сном, малышам лучше читать сказки днем, и совершенно недопустимо читать сказки на ночь. Это может отрицательно сказаться на ночном отдыхе ребенка, вызвать фантастически искаженные образы и сновидения и тем самым нарушить нормальный сон малыша. Иногда дети хорошо понимают условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Таким образом, получается, что всё самое ценное что дает, сказка для нравственного воспитания личности остается за пределами эмоционального опыта ребенка. Поэтому взрослые должны четко определять, что ребенок смог перенести из сказки или рассказа свой нравственный опыт, что изменилось в его эмоциональной сфере, и не менее важно создавать оптимальные условия в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие, хотя бы в игровых ситуациях. Взрослый должен внимательно присматриваться к тем детям, которые проявляют безразличие, равнодушие к несчастьям сверстников: несправедливое наказание, обида на непринятого в общую игру, ушибленное колено, не доставшаяся игрушка – все это может больно ранить ребенка. И здесь очень важно как отнесутся его друзья, товарищи по его окружению. Всегда можно обратиться к соответствующей сказке, чтобы напомнить детям аналогичную ситуацию. В художественной литературе, особенно в сказках, имеются сюжеты, в которых дети одни без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на долю, и очень эмоционально представлены детей-персонажей вновь, обрести дом и родителей. Одно из главнейших качеств личности - ценить и уважать труд других. В книгах, сказках - огромное число примеров, как позитивных ,так и негативных. О труде, о уважений к нему можно проводить очень интересные беседы по сказкам с куклами-персонажами, где неплохо столкнуть точки зрения положительных и отрицательных персонажей, причем желательно, чтобы отрицательный герой ссылался бы на авторитет ребят, которые не умеют ценить труд других, ломают вещи и игрушки, пачкают вымытый пол. Здесь возможно возникнет дискуссия, в которой будут принимать активное участие все дети, а педагог, естественно должен активно стимулировать и направлять такую дискуссию через реплики персонажей. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. На сказках и других жанрах художественной литературы выросло ни одно поколение. Они учат понимать добро и зло ,любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласий. Таким образом, детская художественная литература, а в частности сказка действенная сила воспитания, и надо уметь её целенаправленно использовать
Автор: Поваренкина Елена Николаевна, БОУ ВОЗ «Грязовецкая школ интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху»
Цель: Дать представление о сказке «сказке», как о важном средстве воспитания детей
Задачи: Понять духовный мир ребенка через сказку, развивать психические процессы детей, функционально использовать особенности сказки в воспитании.
Тема методической разработки для воспитателей, родителей
Наши современные дети духовно опустошенны, так как на смену книгам пришли компьютеры, мобильные телефоны, электронные игрушки. Сейчас воспитанники получают больше информации чем раньше, что приводит к стрессам, неврозам, страхам. Нередко в семьях молодое поколение воспитывается в потребительском духе, всё для них, нет уважения к трудовой деятельности. И чтобы этого было меньше, нужно воспитывать любовь к сказке.
На каждой возрастной ступени развития ребёнка складывается психофизиологический уровень, от которого во многом зависят результат развития, структура и функциональные возможности будущей личности. До поступления в школу ребёнок интенсивно усваивает представления об общественно важных нормах, целях, идеалах. Вместе с тем он приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с другими людьми.
Множество прекрасных книг появившихся в последнее время, дают детям в основном информационные знания об окружающем мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека. Но разве можно научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к людям. Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально- нравственного развития ребёнка лежит через художественную литературу, и особенно через сказку.
Сказки – кладезь народной мудрости. В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялись доброта, честность, верность и любовь к ближним. Цель чтения сказок не только развлечь ребенка или успокоить перед сном. Цель использования сказок - дать детям образец поведения, посмотреть последствия поступков героя для него самого, для его близких и для его души, а уже потом сравнить действия ребенка с этим образцом, рассказанным в сказке. Дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому сказка оказывает огромное влияние на нравственное воспитание ребят.
Сказка, как бы помогает в упражнении его совести, в решение глубоких духовных проблем каждого человека. Сказку называют «копилкой жизненных рецептов». Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Чтобы познакомить детей с такими проблемами, не надо подбирать слова, не надо продумывать рассуждения, достаточно прочитать сказку и ждать вопросов от самих детей. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит - сказке. Дети воспринимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. А сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Перед педагогом стоит сложная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональными отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или лирическим переживаниям автора, т. е интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать его со стороны содержания и художественной формы. И конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).
Сказка особенно побуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно происходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи явлений, доступные пониманию воспитанника, результаты разных характерных поступков, повторы – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Есть дети, которые слушая сказку, застывают в напряженной позе - не шевелясь и как бы, не дыша. Их захваченность событиями не проявляется явно. Однако они переживают, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. Киев. 1969 .с 32).
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутреннее содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему, к людям, предметам и явлениям. В связи с этим перед взрослыми, встают две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, открылось ему что-то либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему, и во-вторых помочь ребенку полнее высказать проявить свои чувства, создать для него свои условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.
Малыш хорошо понимает, что например, сказка – это нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. Но его нужно настроить на серьезность восприятия сказки, побуждать к прочувствованию глубины имеющихся в сказке нравственных проблем.
Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Народные сказки дают образы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Запоминание сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей.
В более старшем возрасте после чтения сказки необходимо проводить её анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное её содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы надолго запомнились и полюбились им. Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств её художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).
Перед школой нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка(повторы, зачин, концовка, постоянные эпитеты),учить понимать отличие от рассказа, стихотворения. Например, после чтения сказки П.Бажова «Серебряное копытце». Дети начинают рассуждать, что в названом произведений звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть произведение-сказка. Так в самой элементарной форме старшие ребята начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.
Старшим детям допустимо читать сказки в вечернее время, но не непосредственно перед сном, малышам лучше читать сказки днем, и совершенно недопустимо читать сказки на ночь. Это может отрицательно сказаться на ночном отдыхе ребенка, вызвать фантастически искаженные образы и сновидения и тем самым нарушить нормальный сон малыша. Иногда дети хорошо понимают условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Таким образом, получается, что всё самое ценное что дает, сказка для нравственного воспитания личности остается за пределами эмоционального опыта ребенка. Поэтому взрослые должны четко определять, что ребенок смог перенести из сказки или рассказа свой нравственный опыт, что изменилось в его эмоциональной сфере, и не менее важно создавать оптимальные условия в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие, хотя бы в игровых ситуациях. Взрослый должен внимательно присматриваться к тем детям, которые проявляют безразличие, равнодушие к несчастьям сверстников: несправедливое наказание, обида на непринятого в общую игру, ушибленное колено, не доставшаяся игрушка – все это может больно ранить ребенка. И здесь очень важно как отнесутся его друзья, товарищи по его окружению. Всегда можно обратиться к соответствующей сказке, чтобы напомнить детям аналогичную ситуацию. В художественной литературе, особенно в сказках, имеются сюжеты, в которых дети одни без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на долю, и очень эмоционально представлены детей-персонажей вновь, обрести дом и родителей. Одно из главнейших качеств личности - ценить и уважать труд других. В книгах, сказках - огромное число примеров, как позитивных ,так и негативных. О труде, о уважений к нему можно проводить очень интересные беседы по сказкам с куклами-персонажами, где неплохо столкнуть точки зрения положительных и отрицательных персонажей, причем желательно, чтобы отрицательный герой ссылался бы на авторитет ребят, которые не умеют ценить труд других, ломают вещи и игрушки, пачкают вымытый пол. Здесь возможно возникнет дискуссия, в которой будут принимать активное участие все дети, а педагог, естественно должен активно стимулировать и направлять такую дискуссию через реплики персонажей. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. На сказках и других жанрах художественной литературы выросло ни одно поколение. Они учат понимать добро и зло ,любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласий. Таким образом, детская художественная литература, а в частности сказка действенная сила воспитания, и надо уметь её целенаправленно использовать
Рекомендуем посмотреть:
Сказкотерапия для детей с ОВЗ Творческая проект на тему: Сказки для начальной школы Сказочная имидж-терапия Сказкотерапия для дошкольников в борьбе со страхами
Автор: Елена Николаевна Поваренкина
Опубликовано: 3381 день назад (20 сентября 2015)
Просмотров: 8056
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|