Сказкотерапия для детей
Сказкотерапия для детей дошкольного возраста
Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко», пос. Нововосточный.Описание: сказкотерапия может использоваться психологом, педагогами, воспитателями, родителями. Метод сказкотерапии применяется в любом возрасте, для решения различных проблем, в том числе и психологических.
Цель: способствовать решению проблем различного рода.
Задачи:
1. дать теоретические знания по вопросу сказкотерапии для детей и области ее применения;
2. с помощью сказок развивать воображение, фантазию, речь, память, мышление;
3. прививать любовь и интерес к устному народному творчеству.
Сказки – это то, что, несомненно, любят все дети. Они оказывают огромное влияние на ребенка. Дети очень переживают за героев, если у них проблемы и радуются, когда у них все хорошо. Кроме этого, сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Но, самое главное, она дает возможность взглянуть со стороны на поведение и взаимоотношения героев и сделать определенные выводы.
В психологической науке сказка тоже используется, но как терапевтическое средство. Принято употреблять термин «сказкотерапия», что означает – лечение сказкой. Сказкотерапия как метод коррекции отличается от сказок, которые читают на ночь. Данное направление широко используют психологи, педагоги, врачи.
Сказкотерапия используется в работе и с детьми, и с взрослыми. Особо актуально использовать сказкотерапию для дошкольников. Она отлично подходит как для младших дошкольников, так и для старших. С помощью данного направления решаются задачи различного рода. Например, можно помочь детям избавиться от различных фобий (боязнь темноты и так далее), тревоги, агрессии, стресса и других невротических и психоэмоциональных состояний, помочь преодолеть комплексы. Кроме этого, сказкотерапия помогает в преодолении капризов, лени, неаккуратности и тому подобное, способствует успешной адаптации в коллективе, укрепляет взаимосвязи с родителями, учит преодолевать трудности, добиваться поставленной цели и так далее.
Условно в работе сказкотерапии можно выделить две части. Первая - педагогическая работа, которая включает чтение сказки и беседу по ее содержанию. Вторая часть – это психокоррекционная работа, включающая распределение ролей для проигрывания, психогимнастику, психокоррекционную работу (через проигрывание эпизодов) и рисование (изготовление поделок) по мотивам сказки. Также уместно использовать в процессе сказкотерапии с детьми сказочные декорации, костюмы, музыкальное сопровождение. Детей это очень привлекает.
Необходимо также правильно организовывать сказкотерапию для дошкольников.
1. Выбирая сказку для сказкотерапии, нужно обязательно учитывать возраст ребенка. Чтобы она ему была понятна.
2. Неправильно будет если просто прочитать ребенку сказку. Необходимо обязательно проиграть, проинсценировать, проанализировать, дать оценки, сделать выводы.
3. Содержание сказки должно соответствовать поставленной цели.
4. Обстановка во время сказкотерапии должна быть ненавязчивая, доброжелательная, искренняя.
5. Знакомство ребенка со сказкой должно быть не перегружено. Можно начать с просмотра иллюстраций, потом знакомство с героями и наоборот. Затем описание сказки и оценка и анализ поступков.
6. И уже потом выражение своего отношения и определение правильной модели поведения.
Можно выделить основные функции сказок, которые используются в сказкотерапии:
1. получать новую информацию;
2. обогащать нравственный опыт опытом других людей;
3. использовать положительный пример в воспитании;
4. решать психологические проблемы.
Есть несколько видов сказок, которые применяются в сказкотерапии:
- Психолог обычно применяет терапевтические сказки, то есть сказки, которые специально написаны им для решения определенных задач, направлены непосредственно на коррекцию поведения. Нередко психолог предлагает ребенку сочинить сказку самостоятельно. Это тоже считается немаловажной основой сказкотерапии.
- Используются художественные сказки, они способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: сочувствия, сопереживания, долга и так далее. Например, такие сказки как «Приключения Буратино» (А.Н. Толстой)помогут шаловливому и доверчивому ребенку, «Кот в сапогах» (Ш. Перро), сказки о богатырях и рыцарях – активному и непоседе, эгоистичному и жадному ребенку полезно послушать «Сказку о рыбаке и рыбке» (А.С. Пушкин), «О двух жадных медвежатах» Венгерская народная сказка) , пугливому и стеснительному – «О трусливом зайце» (Калмыцкая сказка), капризному – «Принцесса на горошине» (Х.К. Андерсен). Лучше всего передают жизненный опыт следующие русские народные сказки: «Теремок», «Коза-дереза», «Лиса и журавль»
- Обучающие и развивающие – расширяют знания об окружающем мире, приводят пример, как вести себя в жизненных ситуациях.
- Диагностические – помогают оценить характер малыша. Стоит задуматься, если ребенок сразу выбирает злого героя. Можно предполагать о склонности к агрессии и жестокости. И наоборот.
- Медитативные сказки – для них характерно отсутствие отрицательных персонажей и конфликтных ситуаций. Такие сказки создают позитивный настрой, формируют у ребенка положительные эмоции.
- Психологические сказки – дошкольник вместе с героем переживает горе и радости, делает определенные выводы и выбирает правильную модель поведения.
Существует много готовых примеров сказок, которые применяют в сказкотерапии. Но наиболее результативные те сказки, которые родители сочинили сами.
Всем ли полезна сказкотерапия?
Да, всем! Как сказано выше, сказкотерапию можно использовать в любом возрасте. Но не стоить возлагать все надежды только на этот метод.
Если родители заметили у своего ребенка какие-то трудности, то они вполне могут освоить прием сказкотерапии, но при возможности консультироваться со специалистами.
Формы работы со сказками очень разнообразные. Все, что нас окружает, может быть описано на языке сказок. Если родители будут неоднократно использовать сказкотерапию в процессе воспитания своего ребенка, то окажут ему неоценимую помощь. И ребенок в свою очередь увидит, что он не безразличен своим родителям. А это, по сути, самый важный критерий для нормального развития его психики.
Рекомендуем посмотреть:
Творческая проект на тему: Сказки для начальной школы Сказка про Енота для детей 3-4 лет Проект в старшей группе ДОУ. Нравственное воспитание дошкольников сказкой Занятие по сказкотерапии в средней группе в детском садуУчастник №30 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» c 15 ноября 2015 года по 15 февраля 2016 года
← Игры на расслабление для дошкольников 4-6 лет | Экзаменационный тест для итоговой аттестации кандидатов в замещающие родители →
Автор: Наталья Николаевна Копылова
Опубликовано: 3221 день назад (8 января 2016)
Просмотров: 6857
Рубрика: Психология
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
||
|
|
||
|