Использование геометрического материала на занятиях по ФЭМП в старшей группе
Из опыта работы воспитателя. Использование геометрического материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Автор: Устинова Елена Александровна, воспитатель Дошкольной группы филиала МБОУ Сосновской СОШ №1 в д.Семикино, Сосновского района, Тамбовской области.Описание: данная статья содержит методические рекомендации по использованию дидактических игр в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с дошкольниками, содержащих геометрический материал. Данный материал будет полезен педагогам, родителям детей дошкольного возраста.
Занимательная геометрия с детьми дошкольного возраста
Все малыши любознательны, задают взрослым очень много вопросов, им все интересно, тянутся ко всему новому, необычному. Чтобы занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников стали интересными, творческими, запоминающимися, включаю в образовательную деятельность занимательные игры, головоломки, задачи в стихах, математические сказки. Тогда дети будут непринужденно запоминать числа, порядковый счет, геометрические фигуры, решать простые задачи, ориентироваться в пространстве, уметь конструировать. Занятия для них будут праздником, а не принуждением.
Применяя в своей работе игровую методику обучения, я со своими малышами познаю что-то новое, поддерживаю их, радуюсь вместе с ними их успехам. Даже маленький успех вдохновляет ребенка на новые успехи, помогает сделать их деятельность в освоении новых знаний радостной и интересной.
В организации учебно-воспитательной деятельности дошкольников когда - то мне очень помогла книга В.В.Волиной «Праздник числа» - это занимательная математика для детей. Изучив эту замечательную книгу, я сама начала придумывать задания в игровой форме и использовать их в работе с дошкольниками.
Хочу поделиться своим опытом по разработке и использованию геометрического материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с другими коллегами. Надеюсь, что мои наработки им тоже помогут в работе с дошкольниками.
Для того, чтобы ребенок мог уверенно ориентироваться в окружающем мире, он должен уметь различать предметы по разным признакам, в том числе и по форме.
В дошкольном возрасте важно ввести в словарь детей общепринятые названия тех геометрических фигур, формы которых имеют окружающие предметы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, цилиндр, конус, пирамида, призма (четырехугольная и треугольная).
В своей работе с детьми 5 - 6 лет я использую следующие игры с геометрическим материалом:
Игра «Занимательная геометрия»
Цель:закрепление знаний о геометрических фигурах.
Дидактическая задача: закрепление знаний о геометрических фигурах
Игровая задача: показать на рисунке знакомые геометрические фигуры
Содержание игры: воспитателем даётся задание найти геометрические фигуры, которые спрятались на рисунке. Предлагается ответить на вопросы:
- Какая линия длиннее – ломаная или прямая?
- Как быстрее добраться до дома? Почему?
Материалы: геометрические рисунки
Игра «Сложи картинку»
Цель: закрепление названий геометрических фигур, цветов.
Дидактическая задача: закрепление названий геометрических фигур, цветов, развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти и образного мышления;
Игровая задача: сложить картинку из геометрических фигур
[uСодержание игры:][/i] рассмотреть картинки, рассказать ребенку, из каких геометрических фигур они состоят, сколько их и какого цвета. Предложить ребенку выложить такое же изображение из набора геометрических фигур рядом с картинкой, а затем по памяти.
Материалы: набор геометрических фигур.
Игра «Из каких фигур состоит рисунок?»
Цель: закрепление визуального образа фигур.
Дидактическая задача: закрепление названий геометрических фигур, умения видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти и образного мышления.
Игровая задача: увидеть в предметах, изображенных на рисунке геометрические фигуры
Содержание игры: рассмотреть картинки, назвать изображенные предметы. Определить из каких фигур они состоят.
Материалы: рисунки с изображенными предметами, имеющими форму, состоящую из нескольких фигур.
Игра «Найди лишнюю фигуру»
Дидактическая задача: определение признака фигур
Игровая задача:найти лишнюю фигуру
Содержание игры: рассмотреть картинки, назвать изображенные фигуры, найти и исключить лишнюю фигуру по определенному признаку
Материалы: картинки с геометрическими фигурами.
Игра «Раздели фигуры на группы»
Цель: классификация фигур по разным признакам.
Дидактическая задача: определение признака фигур
Игровая задача: распределить фигуры по группам по определенным признакам.
Содержание игры: рассмотреть картинки, назвать изображенные фигуры, определить признаки фигур и распределить фигуры, имеющие одинаковые признаки по группам.
Материалы: картинки с геометрическими фигурами.
Игра «Сложи из палочек фигуру»
Цель: формирование образа фигур.
Дидактическая задача: определение признака фигур, развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти и образного мышления.
Игровая задача: сложить фигуры с помощью счетных палочек.
Содержание игры: рассмотреть картинки, назвать изображенные фигуры. Определить, какое количество палочек используется для построения той или иной фигуры.
Материалы: картинки с изображением фигур из счетных палочек, набор разноцветных счетных палочек.
Игра "Геометрические раскраски»
Цель: закрепление визуального образа фигур.
Дидактическая задача: закрепление названий геометрических фигур, умения видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти и образного мышления;
Игровая задача: увидеть в предметах, изображенных на рисунке геометрические фигуры.
Содержание игры: рассмотреть рисунки, назвать изображенные предметы. Определить из каких фигур они состоят и раскрасить их цветными карандашами.
Материалы: черно-белые раскраски с изображением предметов геометрической формы, цветные карандаши.
При знакомстве детей с геометрическими фигурами использую в работе стихи и яркие картинки этих фигур. Стихи помогут дошкольникам запомнить новые геометрические фигуры и превратить знакомство с ними в увлекательную игру.
Стихи о геометрических фигурах
Круг
Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.
Наше солнышко в окне -
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.
(Мажирина Н.)
Квадрат
У квадрата стороны
Меж собой равны.
Ранец мой квадратный.
Не веришь? Посмотри.
Треугольник
Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».
Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.
(Мажирина Н.)
Овал
Вот овальный огуречик,
Из него и человечек
Получиться может ловко:
Ручки, ножки и головка.
Наш овал нам сделать просто:
Круг растянем – больше роста.
Нет углов и нет сторон,
Очень вытянутый он.
(Мажирина Н.)
Ромб
Змей воздушный не простой!
Змей, он в форме ромба!
Он взлетает над землёй
Даже выше дома.
Прямоугольник
Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож дверь, на книжки,
И на ранец у мальчишки.
На автобус, на тетрадку,
На большую шоколадку.
На корыто поросенка
И на фантик у ребенка.
Конус
Конус перевёрнутый -
Ваза для цветов.
Его водой наполню,
И букет готов!
Цилиндр
Фигуры все запомнить мне
Труба подзорная поможет!
Она – цилиндр, например!
И, кстати! В ней круг есть тоже!
Шар
Если круг объемный,
Значит это шар!
Рыбки! Час обеда
В аквариуме настал!
Куб
Покажу вам кубик!
Вот какой огромный!
С ровными краями!
Он – равносторонний!
Прямая линия
Горизонт – длинная линия такая
Совершенно ровная и совсем прямая.
Долго-долго тянется,
Нигде не прерывается!
Лучи
Ласковое солнышко
Днем по небу бродит!
Лучики из центра
В стороны отходят!
Отрезок
Отрезаю ленту я-
Отрезок получается.
Где-то есть его начало,
А где-то он кончается!
Точка
В тире первый раз стреляла,
Прямо в точку я попала!
В мишень прицелюсь метко-
Приз получу – конфетку!
Полукруг
Долька арбузная – это полукруг,
Половина круга, часть его, кусочек.
Знание о формах очень важно, друг.
Не зря оно находится среди этих строчек!
Буду рада, если моя статья будет полезна и интересна другим педагогам и родителям детей дошкольного возраста.
Рекомендуем посмотреть:
Математические игры с геометрическими фигурами для детей 5-7 лет Математическая игра для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Дидактическая игра по математике в детском саду для детей 4-6 лет. Геометрические фигуры Новогодние задания по ФЭМП для детей 3-5 летПохожие статьи:
Конспект математической игры в подготовительной группе
Математическая сказка для детей 5-7 лет
Математические задачки в стихах для дошкольников 5-6 лет с ответами
← Поделка "Котик с цветами" из фоамирана своими руками для детей 5-7 лет | Конспект игрового занятия по ФЭМП в старшей группе «Счет в пределах 10» →
Автор: Елена Александровна Устинова
Опубликовано: 1751 день назад (8 февраля 2020)
Просмотров: 9270
Блог: Блог Устиновой Елены
Рубрика: Статьи на педагогическую тематику
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!