Эссе педагога дополнительного образования. Музыкальное воспитание
Эссе педагога дополнительного образования на тему: «Организация самостоятельной работы на уроках в классе фортепиано».
Автор: Васина Татьяна НиколаевнаПедагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТ «Созвездие» г Нижнего Новгорода
Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
В. А.Сухомлинский
Целью обучения детей в музыкальной студии является подготовка в большинстве своём музыкантов - любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, подобрать любую мелодию на слух и аккомпанемент к ней. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Важно, чтобы ребёнок сам открывал для себя прекрасный язык музыки, научился слушать и слышать звуки, соединяющиеся в мелодии. Слышать - это просто слышать окружающие звуки, слушать - это значит прислушиваться к качеству звука, к красоте музыкального звучания. Если слышит ученик - слышат и его слушатели. Преподавая знания в виде интересной игры, есть опасность- «не заиграться», когда-то надо начинать «работать»
Практически каждый преподаватель специальных дисциплин понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя разобрать музыкальное произведение. В результате выпускник любого детского музыкального учреждения - это нередко беспомощный перед нотным текстом ребёнок, который вряд ли когда -нибудь сядет за инструмент (именно по причине страха перед нотами). Год от года рынок нотной литературы пополняется оригинальными изданиями переложений - популярной классики, современных отечественных и зарубежных шлягеров.
Ещё 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением людей из разных слоёв общества. Не будучи профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Эти просвещённые любители составляли основу русской интеллигенции.
Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно - эстетического воспитания детей. Рушится выработанная десятилетиями образовательная система, на смену ей приходят новые формы. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного процесса: дети принимаются в музыкальные образовательные учреждения без конкурсного отбора, а поэтому некоторые виды работы упрощаются (например, снижаются требования к техническому зачёту, к чтению нот с листа) или вовсе исчезают. Всё стремительнее в нашу музыкальную практику входит синтезатор. Проблема усложняется ещё и тем, что здоровье наших детей серьёзно отличается от физических параметров их сверстников 60- 80-х годов прошлого века. Добавьте к этому всё возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета, сериалов и прочее. Как естественный результат - современному ребёнку трудно сосредоточиться на определённой задаче. А ведь занятия музыкой –это умение продолжительно концентрировать внимание - в первую очередь воспитывается чтением с листа. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и другие. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребёнка затруднение, а порой и страх, работая самостоятельно.
Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает мне для выяснения способностей учащихся. Присутствие самостоятельной работы на уроке необходимо не только на уроках математики и физики, но и в музыкальных классах, так как она тренирует волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинирует учащихся. Я заметила, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков. На начальном этапе обучения ребёнок сможет определить общий характер пьесы, темп, динамику, регистры, количество частей. Дети знакомятся с элементарными способами развития музыкальных тем: секвенцией, варьированием, имитацией, с понятием репризы в трёхчастной форме, сонатиной, рондо, полифоническими формами. В образной, игровой форме детям объясняю такие важнейшие понятия, как темп, артикуляция, динамика, позиция.
Одна из важнейших задач для педагога – это зажечь в ребёнке интерес к музыке, а вместе с этим привить любовь к работе. Я считаю, что пока это то самое малое в их жизни, которое дети должны научиться делать с удовольствием и качественно.
Если ребёнок воспринял яркий образ, у него возникает потребность передать этот образ своими силами. Но при этом должна зародиться потребность к многократным повторениям, к тому, что мы называем «умением работать» или «хорошей работоспособностью».
За последнее время очень часто сложно уговорить ребёнка начальных классов повторить ещё и ещё раз ту или иную пьесу, запомнить на память. Накапливая репертуар ученика начальных классов на уроке мы придумываем сюжет музыкальной сказки, - порой может нелепой и нескладной. Но детям этот приём нравится. Они с удовольствием включаются т в творческий процесс, демонстрируя и неоднократно повторяя её дома своим близким и друзьям. Ведь с самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими тем, чему научился, причём так, чтобы сам чувствовал максимальную ответственность за качество исполнения.
А пока внимание преподавателей занято подготовкой программ академических концертов и экзаменов: выучиванием текста, нюансов, бессмысленной «зубрёжкой» 2-3 пьес в течение полугодия. По мере усложнения репертуара знакомство с каждым новым произведением становится для ученика всё большей пыткой. В результате ребёнок начинает ненавидеть и музыку, и учителя, и школу.
Развитие средств звукозаписи, телевидения, музыкальных центров, домашних кинотеатров безмерно облегчило доступ музыки и информации к слушателю: он может получать её, не прилагая для этого никаких усилий, - тем самым сводится на «нет» домашнее музицирование.
Умение самостоятельно мыслить не даётся человеку само, оно воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. Большое значение имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если педагог основную работу берёт на себя, то ученики остаются пассивными. Используя небольшие задания, дать возможность самому дойти до решения задач, т.е. развивать у ребёнка творческую инициативу. Для этого следует, к примеру, предложить ему сочинить мелодию на заданный ритмический рисунок, на стихотворный текст, «досочинить» конец музыкальной фразы, подобрать знакомую мелодию, сыграть её от разных звуков, прочитать с листа новую пьесу и угадать из какого фильма эта музыка, самостоятельно проставить аппликатуру и т.д..
Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. «Зажечь», «увлечь» ребёнка желанием овладеть языком музыки – важная задача педагога. А урок – это образец ежедневной самостоятельной работы дома
В процессе обучения главную роль играет домашняя работа. Необходимо помочь ребёнку в составлении дневного расписания, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлении уроков для общеобразовательной школы. Наши ученики не могут уделять очень много времени фортепианной игре, поэтому педагог должен обратить внимание на повышение качества домашней работы, приучать с первых лет обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала зря.
Необходимо следить и добиваться точного выполнения домашнего задания. Этим самым прививается любовь к работе.
Успех самостоятельной работы - привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться точного авторского замысла. Важно, чтобы ученик не только умел слушать себя, но и знал, что во время работы нуждается в проверке, чаще всего возникают фальшивые ноты, неточности голосоведения, не уместны изменения темпа. Очень полезно время от времени выучивать самостоятельно небольшое произведение без помощи педагога. Это способствует улучшению качества самостоятельной работы ученика.
Итак, что же способствует развитию самостоятельности учащегося? Это умение читать с листа, подбирать, транспонировать, играть в ансамбле, аккомпанировать. Замечательно, если ученик будет пробовать сочинять и записывать свои сочинения.
Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля - вот что движет в самостоятельной работе учащегося. Не ради техники должен он заниматься много часов в день, а музыка должна рождать потребность в занятиях, а отсюда и саму технику.
Рекомендуем посмотреть:
Эссе педагога дополнительного образования Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия Эссе педагога дополнительного образования "Твин Пикс": обещанное возвращение состоялось!Похожие статьи:
Автор: Татьяна Николаевна Васина
Опубликовано: 3536 дней назад (21 марта 2015)
Просмотров: 4945
Рубрика: Эссе
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!