Праздник русской березки в начальной школе. Сценарий
Праздник русской березки. Сценарий
Автор: Вахтерова Татьяна Борисовна, учитель начальных классовМесто работы МБОО « Ямашинская СОШ» Республика Татарстан с. Ямаши
Сценарий праздника русской березки
Цели и задачи: Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.Действующие лица: Рассказчица в русском сарафане и кокошнике, Берёзка, Леший, Кикимора – взрослые.
Декорации: На центральной стене зала панно с изображением берёз. С краю домик Лешего. Речка – задрапированная ткань голубого цвета.
Ход мероприятия:
Звучит фонограмма русской народной песни “Во поле берёза стояла”. Плавным хороводным шагом, взявшись за руки, в зал входят дети в русских костюмах. Они двигаются “змейкой”, держась за руки (девочка-мальчик, девочка-мальчик) и садятся на стульчики.
Березке русской праздник посвящаем,
О ней теперь мы очень много знаем
И знанием готовы поделиться.
Нам всем пришлось немало потрудиться.
Ты до того, березонька красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.
-Сегодня мы воздаём хвалу её величеству Берёзе!
Слово учёным:
-Название своё дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово “бер”, означающее “светлый, ясный, блестящий, белый”. Именно от “бер” образовалось сначала “берза”, а потом “берёза”.
Хотя мы и считаем берёзу исконно русским деревом, символом России, название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность, и обозначает, как мы уже отметили, не только белизну, но и блеск.
Кстати, название коры берёзы – бересты – связано с тем же корнем.
Слово врачам:
-С лечебной целью используют почки, листья, берёзовый сок и берёзовый гриб (чагу) всех видов берёз. Почки заготавливают зимой и ранней весной до начала их распускания. Листья собирают в мае во время цветения берёзы. Берёзовый сок – весной в период сокодвижения. Используют его в роли лекарства только в свежем виде. Берёзовый гриб можно заготавливать круглый год, хранить не более года.
Вытяжки из почек и листьев берёзы являются витаминоносителями и вместе с вытяжкой из чаги обладают общеукрепляющим действием. Вытяжки из листьев берёзы и почек используются как противомикробные, противовоспалительные, ранозаживляющие и мочегонные средства.
Слово астрологу:
-Для людей, родившихся 24 июня и 22 декабря, берёза является деревом талисманом. Люди, родившиеся в эти дни, как правило, щедры, жертвенны. Любят общество. Трудолюбивы. Красивы, стройны. Не выносят грубости. Любят дарить и получать подарки. В час невзгод, неприятностей найди берёзу, прикоснись к ней, обними ствол руками, прислонись спиной, доверься ей и попроси у неё помощи. Общайся с ней 20-30 минут и тебе станет намного легче, ты обретёшь душевное спокойствие.
Слово экологам:
-К нам поступает много жалоб от несчастных берёз. Особенно весной берёзы плачут горькими слезами. Вот одна из жалоб: “Чтобы напиться моего сока, меня по-варварски разрубили топором. Погубили мою белую кору. До сих пор на мне глубокие, незаживающие раны. По счастливой случайности я не погибла, потому что рядом оказались ученики вашего класса. Они залечили мои раны. Спасибо вам, ребята!”
-Группа экологов доводит до вашего сведения: “Чтобы не повредить хороших деревьев, заготовку сока, почек, листьев и веников рекомендуется вести на участках, специально отведённых для рубки леса. К нарушителям будут применены самые строгие меры наказания.
Люди, не губите берёзы!
Существует такая быль о берёзе:
Издавна на Руси почитали берёзу как священное дерево. Любили её не только за красоту. В старинной русской песне говорится о “делах” этого дерева:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – больных исцелять,
Третье дело – скрип утишать,
Четвёртое дело – чистоту соблюдать.
Рассказчица:
Как будто в свадебном наряде
Берёзка русская стоит.
Ей ветер нежно кудри гладит,
Серёжки солнце золотит.
Под нею раннею весною
Девчата водят хоровод.
Её красавицей лесною
Зовёт недаром наш народ.
В ней столько нежности и света
И как тут не сказать, друзья,
Что для меня берёзка эта –
Мой край родной и песнь моя.
Дети исполняют хоровод “Во поле берёза стояла”
Рассказчица: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вместе с вами встретить праздник, который издавна встречали в России, связанный с почитанием растительности. Из века в век главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой берёзе. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на “урожай”, “судьбу”. Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем берёзку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить.
Девочка с атрибутами – коромыслом и ведёрками – выходит на середину зала.
Инсценируется песня “Пошла млада за водой”
Звучит таинственная музыка… Из-за домика появляется Леший.
Леший: Я – Леший мужик, конопляный шлык. Моховая борода, лыком связанная. Кто здесь шуметь изволит, кто Лешего-то беспокоит?
Рассказчица: Конец зиме, Леший. Дети весну встречают. Полно Зимушке зимовать, пора матушке Весне наступать.
Леший: Конец зиме! Ура! Ура! Пришла, пришла весны пора!
И лес от спячки просыпается, в наряд зелёный одевается.
И солнце греет всё теплей, запели птицы веселей.
Под щебет птичий сладко спится, вы ж продолжайте веселиться.
Сторожку Леший отсторожил, ныряй в дупло и спи.
Ложится у домика. Издалека слышится песня Берёзки “Придите вы, девицы”. (фонограмма.) Хромая, входит Кикимора
Кикимора Ишь, распелась, раззеленелась, завивать зовёт. Да не бывать этому! (Подходит к Лешему): Вставай, лентяй, поднимайся лежебока!
Леший (подпрыгивает): А? Что? Где?
Кикимора: Скорей, Леший, пойдём к берёзке, сейчас её девицы завивать придут.
Леший: Вот здорово!
Кикимора: Что хорошего? Подумай-ка своей деревянной головой. Песни тут распевать начнут, спать тебе не дадут, и не будет нам покоя.
Леший: Что же делать?
(Кикимора под руку выводит Лешего на середину зала).
Кикимора: Мы пойдём, пойдём погуляем, Леший, а?
Леший: Погуляем!
Кикимора: Белую берёзку заломаем?
Леший: Заломаем!
Кикимора: А потом её закопаем!
Леший: Правильно! Закопаем! (убегают).
Рассказчица: Скорее, девицы, скорее, красавицы, идите берёзоньку завивать!
Девочка: Пойдёмте мы, девицы, в луга - лужочки, завивать веночки! На годы добрые!
Девочки (поочерёдно): Скворушка, прилетай, себе домик выбирай! На дереве высоком, с крылечком широким! Ты почаще свищи, да позвонче дуди, звонки песни выводи!
Слышится пение птиц (звуковой эффект). Девочки ходят среди берёз, слушают пение птиц.
Рассказчица: Берёзка к себе гукала, добрых гостей зазывала.
Выходит Берёзка: Ходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу украшать! А я сама к вам согнусь, в зелёные венки повьюсь.
Дети исполняют хоровод “Как пошли девицы во луги гулять”
(Девочки ленточками завивают берёзку).
Берёзка: Кумушки, голубушки, кумитеся, любитеся!
Девочки: Покумимся, кумушки! Чтобы нам не браниться, вечно дружиться. (троекратно целуются через веночки).
Возвращаясь из леса, девочки: Уж мы, девушки, дело сделали, Уж мы белую берёзоньку завили.
1 девочка: Уж мы первый веночек – за батюшку.
2 девочка: Уж второй-то венок – за матушку.
3 девочка: А третий венок – за саму себя.
Направляются к реке (запись – шум реки).
1 девочка:
Пойду – выйду я на реченьку,
Стану я стану на крутом берегу,
Кину я кину веночек на воду,
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли венок мой на воде?
(пускает веночек в воду).
2 девочка: Чей веночек плывёт?
1 девочка: Мой!
2 девочка: А где Сима? Ау!!!
Сима: Ау!!! Девочки! Посмотрите, какие грибочки я нашла!
(Девочки подбегая): Какие же это грибочки? Это же мухоморы!
(Мальчики – мухоморы снимают шапочки, встают, выставляя ногу на пятку, показывают себя в грудь): Это мы – то мухоморы?
Мальчики приглашают девочек на русский танец. Дети исполняют “Кадриль” муз. В. Темнова
Дети (с места, по очереди):
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Починить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Остались ворот да рукава!
- Ты пирог ел?
- Нет, не ел.
- А вкусный был?
- Очень!
Кикимора и Леший под огромной шляпой мухомора подползают к Берёзке (снимают шляпу).
-Ага! Попалась!
Берёзка: Ой, девицы-красавицы, спасите! (убегает, прячется за детьми)
Кикимора: Отдайте Берёзку по добру, по - здорову! (Дети не отдают).
Кикимора грозит палкой: Всё равно я вас перехитрю и Берёзку в лес уведу!
Рассказчица: Мы тебя, Берёзка, в обиду не дадим, пойдём с нами песни петь, хороводы водить.
Хоровод “Деревенский хоровод”
Берёзка: Спасибо, родимые, что в беде не оставили, защитили Берёзку! А сейчас я хочу поиграть с вами. Я буду вам петь прибаутки о летающих птицах и насекомых, а вы все должны говорить слова: “Летят, летят” и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры.
Поёт: 1. Грачи летят, на всю Русь кричат: У-гу-гу, мы несём весну!
(Берёзка поднимает руки вверх, показывает, как летят грачи. “Летят, летят!” - кричат дети и поднимают руки).
2.Журавли летят, на всю Русь кричат: у-гу-гу, не догнать нас никому!
3. Поросята летят, полосаты, визжат: хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!
Летят! Летят! (вбегая, кричат Кикимора и Леший), одновременно машут руками.
Рассказчица: Так это вы хотели весь праздник нам испортить, и Берёзку в лесную глушь увести? Уходите! Уходите!
Кикимора и Леший: Вы нас, дети, не гоните. Вы простите нас, простите. Будем с вами мы дружить, будем лес ваш сторожить! Мы мириться к вам пришли и подарки принесли.
(Раздают детям деревянные ложки. Говорят детям, что они сами их вырезали и просят детей станцевать с ними).
Дети (поочерёдно): Эх, топну ногой, да притопну ножками. Развесёлый у нас будет танец с ложками!
Дети исполняют “Русский танец”
Рассказчица: Вот так весело праздновали этот праздник на Руси. (Угощает детей печеньем в форме птиц).
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники и шелестели белоствольные берёзы…
Рекомендуем посмотреть:
Фольклорный праздник для начальных классов. Сценарий Экологический театрализованный праздник для 1 - 4 класса. Сценарий Литературный праздник для 2-3 класса. Сценарий Сценарий выпускного бала в начальной школеПохожие статьи:
Сценарий внеклассного игрового мероприятия совместно с родителями, 2 класс
Итоговое внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов
Конкурс частушек в начальной школе. Сценарий
Автор: Татьяна Борисовна Вахтерова
Опубликовано: 3317 дней назад (24 ноября 2015)
Просмотров: 6393
Рубрика: сценарии праздников
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!