Как сохранить душевное здоровье детей
Поговори со мною, мама
Всех родителей волнует состояние здоровья детей. Практически все взрослые знают, как уберечь своих малышей от болезней. Они следят за тем, чтобы дети не простужались, соблюдали режим питания, правила личной гигиены и т.п.В то же время многие родители неясно представляют, как сохранить душевное здоровье детей, помочь им стать эмоционально стабильными, самостоятельными, умеющими решать свои проблемы людьми. Немногие взрослые могут разобраться в себе, в причинах своих жизненных невзгод, что же говорить о детях? Им это труднее сделать стократ.
Для того чтобы помочь ребенку сохранить душевное равновесие, окружающие его взрослые люди должны понимать детские психологические проблемы. Узнать о них можно, наблюдая за детьми и разговаривая с ними.
Конечно, все родители ведут беседы со своими детьми. Предметом разговора чаще всего становятся явления внешней стороны жизни ребенка. Взрослые обсуждают с детьми игры, игрушки, мультфильмы, увлечения. Часто разговаривают о детском саде, школе. Нередко беседуют о членах семьи, о друзьях и товарищах ребенка. О внутренних переживаниях, чувствах говорить у нас не принято, отсюда и неумение ребенка правильно эмоционально реагировать на различные ситуации и понимать эмоциональное состояние других людей.
«Эмоциональная сложность» разговора взрослого с ребенком зависит от того, кто именно с ним общается. Родители и воспитатели/учителя обсуждают как приятные, так и неприятные для ребенка темы. Например, родители выясняют отношение к членам семьи (почему «нагрубил бабушке», «обидел маленькую сестру», «не помог дедушке»); к товарищам по детскому саду или классу (почему «подрался») и т.д. Родители и учителя постоянно обсуждают с ребенком вопросы успеваемости и дисциплины.
Неблизкие к ребенку взрослые предпочитают вести беседы, которые не вызывают отрицательные эмоции. Они могут обсудить компьютерные игры, фильмы и т.п. Взрослые с удовольствием делятся с детьми своими конкретными знаниями, дают полезные советы.
Очень редко взрослые касаются чувств, сомнений, переживаний детей. А дети переживают по разным поводам. Радостными чувствами им бы хотелось поделиться как с взрослыми, так и со сверстниками. О негативных эмоциональных переживаниях дети предпочитают молчать, т.к. им страшно или стыдно говорить об этом вслух. Некоторые могут бояться наказания, которое может последовать после признания…
Конечно, взрослые видят, что ребенок переживает. Возможно, они даже догадываются о причине, вызвавшей эти чувства. Например, ребенок может скучать по одному из родителей (в случае развода). Или у него не складываются отношения со сверстниками, нет друзей. Возможно, ребенок давно и безнадежно мечтает о собаке…
Стоит ли говорить с детьми об этих отрицательных переживаниях и лишний раз расстраивать? Взрослые считают, что не стоит, поэтому неприятные моменты остаются неотреагированными. Именно они и провоцируют тревогу, нарушают душевное равновесие детей.
Что же чаще всего нарушает эмоциональное благополучие детей? В результате исследования, проведенного среди детей 7-11 лет, выяснилось, что больше всего дети огорчаются из-за болезни, смерти животного. Животные – это защита детей как реальная, так и психологическая. От животного ребенок никогда не услышит критику в свой адрес, зато своему любимцу можно высказать все. Можно даже отругать и наказать его. За животным можно ухаживать, обнимать и прижимать к себе, удовлетворяя потребность в привязанности и ласке. Понятно, почему потеря любимого животного переносится очень болезненно. Пережить трудную ситуацию могут помочь родители, если они разделят горе ребенка от утраты четвероного друга.
Очень тесно самочувствие детей связано со школьными отметками. Особенно сильно дети переживают, если родители строго следят за школьными успехами и наказывают за плохую, с их точки зрения, отметку. (В некоторых семьях и «четверка» считается «плохой» отметкой). При этом родители забывают, что ребенок больше всего нуждается в их любви в тот момент, когда он меньше всего ее заслуживает. В результате у детей формируется чувство вины, стыда, появляется тревожность, неуверенность в себе, в своих способностях.
Все взрослые пытаются обезопасить жизнь детей. Особенно стараются мамы и бабушки, которые многое запрещают в целях безопасности. Но дети во все времена нарушали и нарушают эти запреты. Они лазают по деревьям, прыгают с крыш, любят играть на стройке и т.п. Делают это из-за любознательности, склонности к риску, желания проверить себя. Нередко такое поведение приводит к травмам. Получив травму, дети переживают страх, боль, что надолго остается в их эмоциональной памяти. В таких ситуациях у ребенка могут сформироваться разные типы отношения к самому себе и своей болезни. Кто-то станет капризным, раздражительным, плаксивым. Кто-то начнет сильно тревожиться о неприятных последствиях. Но будут и те, кто воспримет болезнь как испытание и постарается мужественно её переносить. Реакция ребенка на произошедшее с ним событие во многом формируется любящим взрослым. Именно он оказывает ребенку поддержку и вселяет уверенность в том, что трудности будут преодолены.
Как ни пытаются взрослые охранять свои вещи и свой покой, но дети частенько их ломают, рвут, пачкают, шумят в неподходящем месте и в неудобное время. За это детей наказывают. Они переживают из-за испорченных вещей, особенно если они принадлежат взрослым, остро чувствуют свою вину, искренне хотят исправиться. Конечно, большинство проступков совершается нечаянно, в силу детской неловкости, стремления к экспериментированию, а потому взрослым нужно научиться быть снисходительнее к детям, уметь их прощать.
Чтобы лучше понять своего ребенка и те жизненные события, которые заставляют его переживать, волноваться и защищаться, стоит выполнять несложные рекомендации:
1. наблюдайте за детьми. Следите за изменениями в поведении и настроении детей.
2. Старайтесь меньше говорить и больше слушать ребенка. Будьте доброжелательны к его мнениям, оценкам, эмоциям. Это позволит ребенку искренне рассказывать о себе.
3. Обсуждайте с детьми не только приятные, но и неприятные события их жизни. Учите ребенка говорить о переживаниях, различать эмоции и выражать их словами.
4. Используйте мягкие воспитательные меры. Не пытайтесь сделать ребенка удобным для себя, наложив массу запретов.
5. Учитывайте реальные возможности ребенка. Будьте снисходительны.
6. Создавайте условия для жизни ребенка в реальном мире, а не в созданном им мире фантазии.
Рекомендуем посмотреть:
Нужны ли детям сказки Консультация для родителей детского сада Воспитание ребёнка в семье Мудрые мысли о воспитанииПохожие статьи:
Как бороться с капризами ребенка 2 лет
Веселые игры для детей и взрослых
← Воспитание ребёнка в семье | Сценарий интеллектуальной игры для детского сада. Подготовительная группа →
Автор: Татьяна Анатольевна Почаева
Опубликовано: 3783 дня назад (25 июня 2014)
Просмотров: 2734
Рубрика: невредные советы психолога
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (7)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|