Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Как бороться с капризами ребенка 2 лет

Как бороться с капризами ребенка 2 лет

Детские капризы. Советы для родителей

Отец:

— Придется, сынок, мне тебя наказать, хотя мне это очень неприятно!

Сын:

— В таком случае, кому ты хочешь доставить удовольствие?

Все дети капризничают. Но в разном возрасте они делают это с разными целями, по разным причинам и, соответственно, по-разному. Самый пик капризов приходится на возраст 2 лет. Именно в это время малыш активно проверяет взаимоотношения с окружающими людьми и формирует навыки правильного поведения.

Как пишет психолог и педагог Раиль Кашапов, каприз — это эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку.

Очень важно, чтобы взрослые понимали, что происходит с их ребенком, и правильно вели себя в ответ на детские капризы и истерики.

Например, нужно ли брать ребенка на руки, когда он капризничает? Ответ тут будет неоднозначным. Конечно, ребенка нужно периодически брать на руки — дети нуждаются в родительском тепле и ласке. Безусловно, это нужно делать, когда ребенок чем-то напуган, расстроен, да и просто устал. Но когда это лишь эгоистическая попытка привлечь к себе внимание (мама с кем-то разговаривает, занимается с другим ребенком и т.д.), то в такой ситуации малышу стоит отказать.

Или уже знакомая ситуация с адаптацией детей к детскому саду: капризы, истерики и прочие «концерты». Мы тоже сталкивались с такими непродолжительными капризами у нашей Танюшки. Причем ее капризы были не по поводу того, что мы оставляли ее в саду, а из-за того, что там были еще дети, на которых воспитатель тоже обращала внимание. Естественно, на такие капризы реагировать не надо: ребенок должен учиться жить в обществе и считаться с интересами окружающих. Ведь именно в этом возрасте закладываются 2 основных правила этикета «Уважай!» и «Не мешай!», на которых строится главный закон бесконфликтного общения и взаимодействия с окружающими людьми: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

Еще более «страшные» капризы — это капризы по поводу покупки какой-либо вещи или сладости, устроенные в магазине...

Но не надо бояться капризного поведения своего ребенка. Я не устаю повторять: вообще всего, что происходит с ребенком в возрасте до 3 лет, и положительного, и отрицательного, бояться не нужно! Главное — не пускать это на самотек!

К детским капризам нужно относиться с пониманием, но при этом не делать никаких уступок. Если вы уступите один раз, потом еще и еще, то у ребенка сформируется неверное представление о том, как нужно добиваться своего. Как опять же утверждает Р. Кашапов, «Капризы, как явление, легче пресечь на первой, второй, третьей, десятой выходке, чем на пятидесятой или сотой. Пока ребенок еще маленький и не вошел в раж, а делает только попытки, можно прекратить развитие этого явления».

Рекомендации для родителей по борьбе с капризами

Совет 1:

Не уступайте под действием истерик, потому что их цель — оказав давление на взрослых, получить желаемое. Попробуйте разобраться, когда и по какой причине ребенок впадает в такое состояние, и на основе этих выводов постарайтесь просто такого впредь не допускать.

К примеру, если вы понимаете, что ребенок не настроен в ближайший момент кушать сам, хоть и умеет это делать, то не надо настаивать. Лучше сразу покормить его, не провоцируя капризы, чем выдержать его истерику и. в результате, оставить ребенка без еды? продолжая настаивать на своем.

Совет 2:

Понаблюдайте за собой: может быть, вы слишком часто говорите слова «нет» и «нельзя». Безусловно, ребенок должен четко знать границы дозволенного. И при этом эффективнее будет, если вы чаще начнете обозначать, что именно ему «можно». Например, вместо фразы «Нельзя кошку дергать за хвост!» лучше скажите: «Кошку можно гладить. Вот так». Или вместо того, чтобы запрещать трогать утюг, научите малыша им пользоваться (правильно брать за ручку и т.д.). Цель одна и та же — обезопасить ребенка, а вот эмоциональная окраска слов и действий различная.

Совет 3:

На просьбы ребенка отвечайте четко и определенно. Никаких уклончивых ответов, иначе он будет добиваться своего капризами и истерикой. Вместо слов «Я бы тебе разрешила съесть конфету, только мама не велела» правильнее сказать: «Тебе нельзя брать конфеты. Можно взять печенье».

Совет 4:

Не теряйте самообладания! Иногда случается так, что взрослые начинают сердиться и ругаться, нагнетая обстановку. Сохраняйте спокойствие, способность думать и контролировать себя. Не кричите, а. наоборот, специально говорите как можно тише. Если вы разговаривали, продолжайте говорить в спокойном тоне. Помните: вы являетесь образцом для ребенка!

Совет 5:

Во время истерик не старайтесь что-то объяснить: ребенок в это время все равно ничего не слышит. Просто ждите! Можно использовать метод «безразличия»: продолжайте заниматься своими делами, незаметно наблюдая за ним. Но обязательно обезопасьте ребенка, проверив окружающую обстановку, чтобы он себе не навредил. Так или иначе, истерика пройдет сама собой.

Совет 6:

Как только истерика пройдет, постарайтесь сразу забыть про нее и простить ребенка. Не напоминайте об этом, не читайте нравоучений и морали, не настаивайте на извинении и прощении. Лучше проанализируйте ситуацию. Причиной истерики могут быть: голод, холод, болезнь, усталость, недосыпание, перевозбуждение, семейные и бытовые проблемы, беспокойство родителей и т.д.

Для того чтобы не было капризов, учите ребенка выражать свои желания словами. Объясняйте, что люди выражают свои потребности, не крича, не падая на пол, не кусаясь, а спокойно высказывая друг другу свои просьбы.

Похожие статьи:

Консультация для родителей детского сада «В магазин с ребенком»

Методика Масару Ибука

Режим дня ребенка от 1 года до 3 лет

Как подготовить ребенка к детскому саду

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Комментарии (14)
Валентина Валерьевна Саясова # 21 сентября 2014 в 18:19 +3
Замечательная тема для консультации родителей. Всё прописано чётко и грамотно! Яркие примеры, простое объяснение ситуаций! А главное- кстати! Спасибо, воспользуюсь в ясельной группе.
Светлана Васильевна Назаренко # 2 марта 2015 в 18:00 0
Спасибо за материал. не всегда могу сформулировать свои предложения родителям, а тут готовые советы!
Ирина Владимировна Ерецкая # 20 сентября 2015 в 07:29 0
Спасибо за полезную информацию, обязательно будем применять в работе.
Татьяна Александровна Мугинова # 3 ноября 2015 в 08:18 0
Спасибо. Очень полезный материал.
Елена Николаевна Маметьева # 2 февраля 2016 в 17:09 0
Информация полезная.Обязательно нужно взять в работу.
Елена Юрьевна Шайхелисламова # 11 февраля 2016 в 09:07 0
В Вашем материале я нашла для себя очень много полезной информации. Я являюсь руководителем семейного клуба, и, по запросам родителей, освещаю интересные для них темы. Вашу информацию обязательно использую для консультации родителей. Спасибо.
Екатерина Эдуардовна Непряхина # 28 июля 2016 в 17:03 0
Спасибо за Ваш материал по данной теме. Родитель - это одна из составляющих будущего ребенка. Поэтому немало важно, как он воспитает своего ребенка. Некоторые думают, пока ребенок в детском саду ему всему научат и воспитают, но это не так. и самая главная задача педагога это донести до родителя.
Виктория Николаевна Рязанцева # 23 августа 2016 в 14:33 0
Спасибо за материал!
Ирина Ивановна Михайлова # 10 ноября 2016 в 22:15 0
Спасибо за материал, советы проверены на практике ___ работают отлично.
Светлана Павловна Мартыненко # 19 января 2017 в 17:59 0
Спасибо, будем применять советы!
Наталья # 26 декабря 2017 в 01:53 0
Да, советы хорошие. Но у нас есть проблема в понимании речи. Нам 2,5 не разговариваем. Простые предложения и просьбы понимаем, но объяснения точно нет. Очень обидчивы,не хватает внимания и любви родственников. Сколько могу отдаю ему любви, но заметила, если папа или бабушка равнодушны, у ребенка истерики и плохое настроение. При наличии большого количества родственников он чувствует себя одиноким. Как заставить любить своего сына - это самый больной для меня вопрос. Я думаю надо создать фильм, как ведет себя ребенок (один и тот же) среди любви и среди безразличия и равнодушия.
Маргарита Андреевна Немерцалова # 9 февраля 2018 в 03:27 0
Спасибо за полезную информацию, обязательно будем применять в работе.
Елена Владимировна Климовских # 30 апреля 2018 в 11:07 0
Очень грамотно подобран материал для родителей, спасибо, обязательно воспользуюсь.
Любовь Панфилова # 13 августа 2018 в 12:13 0
Самое полезное- твердое осознание родителями, что истерика- это способ управления родителями. А если это выплеск эмоций, ведь скрытые съемки доказали, что подобное поведение ребенок использует и в отсутствие родителей(или кого из взрослых вообще). Слова "Я тебя люблю"- именно в это время- очень полезны! А вот потом уже уверенный ответ в невозможности выполнения действий, на которых настаивает малыш. И предложение чего-то более интересного ил полезного. Т.е. обязательно- выбор! И здорово, что сказано не использовать нравоучения и порицания за такое поведение! Как это полезно для ооочень многих родителей!