Каким должен быть режим ребенка 1-2-3 года
О режиме дня ребенка
Дети — консерваторы по натуре. Им надо, чтобы все было в определенном порядке и соответствовало какой-то системе. Вы, наверное, замечали, что дети предпочитают есть из одной и той же тарелки одной и той же ложкой (то, что называется «любимая тарелка», «любимая ложка» и т.п.). Наши дети очень расстраиваются и даже отказываются есть, если мы вдруг путаем их тарелки.
Или другой пример. Дети быстро запоминают, что утром они едят кашу, в обед — суп, а перед сном пьют йогурт. И потом уже сами напоминают вам, чем их покормить. Так, наша полуторагодовалая Танюшка утром брала кого-нибудь из взрослых за руку и со словами «кашка» вела на кухню.
То же касается и режима дня. Если у ребенка есть определенный порядок действий в течение дня, он чувствует себя спокойно и уверенно. Впоследствии он и сам начинает напоминать, что пора кушать, спать или купаться.
Если же у ребенка каждый день «как сюрприз», то это может спровоцировать у него расторможенность, гиперактивность, тревожность, иногда и агрессивность. Для того чтобы понять состояние малыша, взрослому достаточно поставить себя на его место: что он будет чувствовать, если ему каждый день нужно будет в разное время ходить на работу, выполнять разные обязанности и требования, порой прямо противоположные тем, что были вчера?
Безусловно, распорядок дня не нужно делать строгим. Ничего страшного не произойдет, если в какой-то день ребенок позавтракает не в 9.00, а в 9.30, ляжет спать днем не в 12.00, а в 13.00 или в 11.00 (тем более, если в этот день он проснулся не в 7.00, как обычно, а в 6.00). Но надо, чтобы режим соответствовал природе вашего ребенка. К примеру, наши дети установили так, что обедают они не до дневного сна, а после.
Режим дня должен быть удобен не для родителей, а для самого ребенка. Хотя, на самом деле, его можно сделать удобным для всех.
Что же должно происходить с ребенком каждый день? Это, безусловно, питание, прогулки, игры и сон (вопрос гигиенических процедур утром и вечером даже не обсуждается — это само собой, что ребенок должен каждый день умываться, чистить зубы, причесываться и т.д.). Чередовать их следует в определенном порядке и в соответствии с возрастными особенностями.
Питание ребенка, к сожалению, часто становится «смыслом жизни» взрослых. Им кажется, если малыш ест с аппетитом, значит, у него все хорошо. Однако не надо делать «культа» из еды. Аппетит ребенка прямо пропорционально зависит от его двигательной активности. Голодный ребенок ест все. Поэтому это еще один повод подумать о правильно организованном распорядке дня.
Прогулки. Евгений Комаровский рекомендует с младенчества формировать у ребенка потребность в прогулках. Тогда прогулки будут восприниматься им как «норма, как обязательное условие разумного образа жизни». Чем дольше вы гуляете, тем лучше. И стоит придерживаться этого правила каждый день. Препятствием для прогулки может быть только ветреная погода.
Игры понятны и близки уровню сознания ребенка. Это наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Играя, они учатся и развиваются. Главное, учитывайте возраст ребенка и особенности его внимания. С ребенком в возрасте до 3 лет необходимо менять вид игры каждые 5—10 минут. Например, собрали пирамидку, потом покидали мяч, после этого наклеили картинки и т.д.
И наконец, сон. Организм ребенка функционирует по особым правилам, определяющим период и продолжительность сна. И это нужно обязательно учитывать. Если перефразировать известную пословицу, то получится такое утверждение: «Как ребенок поспит, так он будет вести себя во время бодрствования». Педиатры считают, что хорошо, когда ребенок засыпает вечером до 21.00. Однако должна признаться, что наши дети чаще засыпают чуточку позже.
Чтобы не быть голословной, приведу примеры того, как может выглядеть распорядок дня ребенка.
Распорядок дня с 1 года
7.00. — 8.00 Первый завтрак
8.00 — 9.00 Подъем, зарядка, умывание, одевание
9.00 — 10.00 Второй завтрак
10.00 — 11.00 Игры, прогулка
11.00 — 14.00 Первый дневной сон
14.00 - 15.00 Обед
15.00 — 16.00 Игры, прогулка
16.00 — 16.30 Полдник
16.30 — 18.30 Второй дневной сон
19.00 - 20.00 Ужин
20.00 — 21.30 Спокойные игры, чтение книжек
21.30 — 22.00 Купание
22.00 — 22.15 Второй ужин
22.15 — 7.00 Ночной сон
Распорядок дня с 1.5 лет
7.00. — 8.00 Первый завтрак
8.00 — 9.00 Подъем, зарядка, умывание, одевание
9.00 — 10.00 Второй завтрак
10.00 — 10.30 Занятия со взрослыми (рисование, лепка, аппликация и т.п.)
10.30 — 12.00 Игры, прогулка
12.00 — 15.00 Дневной сон
15.00 - 16.00 Обед
16.00 — 17.00 Прогулка
17.00 — 17.30 Полдник
17.30 — 18.00 Занятия со взрослыми (рисование, лепка, аппликация и т.п.)
18.00 — 19.00 Игры, прогулка
19.00 - 19.30 Ужин
19.30 — 20.30 Спокойные игры, чтение книжек
20.30 — 21.00 Купание
21.00 — 21.15 Второй ужин
21.15 — 7.00 Ночной сон
Распорядок дня с 2 лет (когда ребенок не в детском саду)
7.00 — 8.00 Подъем, зарядка, умывание, одевание
8.00 — 9.00 Завтрак
9.00 — 10.00 Уборка
10.00 — 10.30 Занятия со взрослыми (рисование, лепка, аппликация и т.п.)
10.30 — 12.00 Игры, прогулка
12.00 - 12.30 Обед
12.30 — 15.00 Дневной сон
15.00 — 16.30 Свободное время
16.30 — 17.00 Полдник
17.00 — 18.30 Игры, прогулка
18.30 — 19.00 Занятия со взрослыми (рисование, лепка, аппликация и т.п.)
19.00 - 19.30 Ужин
19.30 — 20.00 Спокойные игры, чтение книжек
20.00 — 20.30 Вечерние гигиенические процедуры
20.30 — 21.00 Второй ужин
21.00 — 7.00 Ночной сон
Еще раз хочу подчеркнуть, что это примерный распорядок дня. Составляется он индивидуально для ребенка. Так, например, Денис у нас в 1 год чаще спал один раз днем— 4 часа подряд или же первый дневной сон у него длился 3 часа, второй — 1 час; Танюшка же четко спала 2 раза по 2 часа.
А еще, наверное, вы обратили внимание, что в распорядке дня ребенка до 2 лет у нас был первый завтрак до гигиенических процедур — такой порядок тоже завели наши дети. После первого завтрака они могли еще немного поспать, поэтому в качестве первого завтрака у нас был, как правило, питьевой йогурт.
Похожие статьи:
Тревожный ребенок. Рекомендации родителям от психолога
Консультация для родителей. Заикание у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей «Беспокойный ребенок». Что делать
Застенчивый ребенок. Рекомендации психолога родителям
Консультация для родителей в детском саду «Кризис 3 лет»