Консультация для родителей детского сада
Консультация для родителей детского сада. Как не остаться у разбитого корыта
«Ребенок – мое счастье», - говорит один родитель. «Ребенок – моя тревога и боль», - думает другой. У каждого из нас существует определенное соотношение счастья и тревоги по поводу любимого чада. Хорошо, когда первое состояние преобладает над вторым. А если наоборот? Есть ли возможность помочь тем, у кого не получается радостное общение с ребенком? Можно ли перестать раздражаться, злиться на него, стать более успешным в воспитании и счастливым родителем или дедушкой/бабушкой? В какой момент и что именно делает неправильно воспитывающий, получая в ответ, в лучшем случае, непослушание?Давайте вспомним сказку А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Безропотный старик неоднократно пытался угодить своей старухе, шел к берегу моря, кликал золотую рыбку, излагал просьбу. Возвращаясь домой, встречал он еще более обозленную супругу с новыми требованиями.
Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в отношениях Ребенок-Родитель. В момент достижения поставленной цели Ребенок не слышит слов поощрения и поддержки от Родителя. Взрослый вновь недоволен, но по другому поводу. Примеров тому масса.
1. Дочь-подросток стала поздно возвращаться домой. Естественно, это вызывало недовольство родителей, происходили ссоры, обстановка в семье накалялась. После очередной «разборки» девушка пришла домой вовремя. Ее встретили упреками по поводу беспорядка, который она оставила в своей комнате.
2. Мальчик в течение года делал уроки под контролем матери. Наконец, она разрешила выполнить их самостоятельно. В первый же вечер настроение было испорчено у обоих. Мальчика обругали за плохо написанные домашние задания, заставили переделывать и, в итоге, вернулись к прежнему способу выполнения домашней работы.
3. Пятилетняя девочка не любила рисовать. В детском саду был объявлен конкурс на лучший рисунок, и она приняла в нем участие вместе с другими детьми. Рисунок не получился, к тому же платье она испачкала красками. Мама всю дорогу от детского сада домой сокрушалась по поводу ее неловкости.
Увидели ошибки родителей в описанных ситуациях? Думаю, да. Все они нарушили правило, которое можно сформулировать так:
- помни о поставленной перед ребенком задаче и не меняй ее по своему желанию на любую другую. Более правильной была бы такая реакция родителей:
1. Пришла вовремя – «Молодец, умеешь держать слово».
2. Сделал уроки самостоятельно - «Замечательно, я была уверена, что ты справишься».
3. Приняла участие в конкурсе – «Я очень рада. Хочешь дома порисовать красками?».
Детям любого возраста требуется поддержка взрослых. Не получая ее, ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления веры в себя, в свои возможности. Большинство же родителей старается обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, надеясь искоренить их таким образом. Этот путь редко ведет к успеху, но всегда – к конфликту.
Взрослым желательно научиться иметь дело с естественным несовершенством ребенка. Нельзя забывать, что и в детском саду, и в школе, и в семье существуют силы, которые способны привести ребенка к разочарованию, понижению самооценки. К ним относятся завышенные требования к ребенку, сравнение его с другими, более успешными детьми. Если часто напоминать ребенку о его прошлых неудачах и промахах, то можно добиться только одного, а именно: неуверенности в себе, боязни совершить ошибку.
Воспитывающим ребенка следует позаботиться о том, чтобы создать ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у взрослого. Прежде чем поручать ребенку выполнение того или иного задания, подумайте, по силам ли оно ему? Учите ребенка разбивать сложную задачу на ряд более простых, к выполнению которых он вполне готов.
Помните, что существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Понятно, что следует чаще использовать слова поддержки, и избегать критики. Поддержать можно с помощью отдельных слов («красиво», «замечательно», «хорошо», «спасибо»); высказываний («Мне нравится твоя работа», «Благодарю за помощь», «Молодец, что попробовал это сделать»); прикосновений (мягко поднять подбородок ребенка; дотронуться до руки; обнять, приблизить свое лицо к его лицу); совместных действий (сидеть, стоять рядом с ребенком; играть с ним; слушать его; мягко вести его); выражения лица (улыбка, кивок, смех, подмигивание).
Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Она может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Похвала и награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка направлена на то, чтобы стимулировать новые попытки продолжать дело.
Существуют и ложные способы поддержки. Ими являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы могут помешать нормальному развитию личности ребенка, привести к переживаниям по поводу своей несостоятельности.
Дорогие взрослые! Не поленитесь изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ребенком, если до сих пор он не был плодотворным. Результаты не заставят себя долго ждать.
Рекомендуем посмотреть:
Нужны ли детям сказки Воспитание ребёнка в семье Как воспитывать ребёнка в семье Как хорошо вы можете следовать инструкциямПохожие статьи:
Веселые игры для детей и взрослых
Типы семейного воспитания и их характеристика
Автор: Татьяна Анатольевна Почаева
Опубликовано: 3783 дня назад (25 июня 2014)
Просмотров: 2671
Рубрика: невредные советы психолога
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (1)
|
||
|