Социализация ребенка в обществе
Роль семьи в социализации детей
Однажды моя знакомая спросила меня, что ей делать со своим сыном, который постоянно задает ей вопрос «Любит ли она его». Как ему отвечать и отвечать ли вообще? С чем может быть связана его позиция, его сомнения в чувствах матери? Нет никаких сомнений. Просто ребенок нуждается в постоянной демонстрации родительских чувств к нему. Это самая развитая потребность у маленьких детей. Потребность в любви, понимании, принятии и признании. Конечно, есть еще потребность в самоутверждении. Ребенок ждет от взрослых признания его возросших возможностей. Но если вдуматься, то потребность в самоутверждении стоит в одном ряду с любовью и признанием. Ребенок внутренне ощущает тягу к свободе, личностному самоопределению. Достаточно вспомнить, как младенец не любит одеваться и как он активно болтает ножками, чтобы избавиться от пут, которые придумали взрослые. Содействие его усилиям постепенно формирует самостоятельность ребенка, необходимую для его социализации.
Социализация означает вхождение ребенка в социум, подчинение нормам морали и этики, предложенными обществом, нахождение своей ниши в социуме, установление социальных отношений с окружающими его людьми. Социализируясь, ребенок осваивает элементы культуры, которые ему предлагает общество в виде культурного наследия, и, перерабатывая их, определяет свой индивидуальный жизненный маршрут. Приспособляясь к условиям, он находит социальную нишу для себя. Конечно, поначалу ему помогают близкие, старшие люди — родители, родственники, учителя. В ходе поиска подобной ниши ребенок адаптируется к окружающим его условиям и в ходе адаптации вместе со взрослыми и сверстниками приобретает собственный социальный опыт, определяющий во многом его дальнейшую судьбу.
Социализация — это активное обретение ребенком своего уникального стиля жизни, нахождение именно своей ниши, в которой он максимально сможет реализовать свой индивидуальный потенциал. Задача родителей — помочь ему справиться с многообразием факторов социализации. Они включают непосредственно социальные условия жизни ребенка, семью как первичный институт социализации ребенка со своими бытовыми устоями и ценностными ориентациями, и микрогруппы, расположенные в достаточной близости к ребенку, — друзья, товарищи, соученики. Роль людей, занимающихся воспитанием ребенка, состоит в том, чтобы они, учитывая его особенности, создавали те условия, в которых социализирующаяся личность чувствовала бы себя комфортно.
От рождения природа наделила ребенка способностью к саморазвитию. Ему надо только предоставить для этого условия. Не ограничивать свободу и тягу к самостоятельным действиям, а поощрять и поддерживать их. Значение активности в том, что она является неким связующим звеном между биологическими и социальным факторами развития ребенка. По своей природе активность — это потребность действия. Активность — необходимый фактор развития ребенка. Различают физическую активность, которая на виду. Ребенок бегает, совершает множество движений: кричит, толкается, дерется, скачет и т. д. Если не руководить такой активностью, она приобретает катастрофические формы и может оказывать вредное влияние на развивающуюся личность, но уже с 2 — 3 лет наряду с физической активностью начинает проявляться умственная активность. Дети задают огромное количество вопросов взрослым, начинают рассуждать и анализировать полученные ответы, спорят со взрослыми и пытаются высказать свою детскую точку зрения на тот или и ной предмет разговора. И чем старше становится ребенок, тем он более активен.
Активность младшего школьника реализуется прежде всего в подражании взрослым. Его активность становится с возрастом исполнительной. Ребенок ждет указаний от взрослого о том, что и как он должен делать. Это дает возможность каждому ребенку овладевать необходимыми для жизни в обществе способами поведения. Именно этим и обусловливается та мера ответственности взрослого перед обществом за развитие ребенка. Ведь от того, какие образцы поведения продемонстрируют родители, к такому идеалу ребенок и будет стремиться. Активность ребенка может быть вызвана требованием взрослого, а может в иных ситуациях возникнуть сама, как реализация побуждений ребенка.
По мере приобретения жизненного опыта, активность детей меняется. Они не только исполняют указания, данные взрослыми, но уже становятся сами инициаторами своей деятельности. Активность становится инициативной. Ребенок пытается противостоять указаниям взрослого. Им руководит возникший к тому или иному явлению интерес, и ребенок подчиняется возникшему побуждению. В это время он ждет понимания от взрослого и принятия его активности и самостоятельности. Дети начинают спорить со взрослыми. Они проверяют сказанное, пытаются самостоятельно найти ответы на интересующие их вопросы. Ведь вся предыдущая жизнь ребенка — это накопленный им лично индивидуальный опыт, который он использует в своей деятельности.
Именно жизненный опыт учит ребенка находить в среде взрослых людей и сверстников своих «соратников». Тех людей, которые бы даже в малом понимали его позицию и жизненные устремления. Научно-технический прогресс, толкающий вперед в своем развитии любое социальное общество,
Дети ждут понимания каждого своего поступка. Этот, на взгляд взрослого человека, поступок непонятен. А со стороны ребенка все ясно и понятно. На самом деле дети — величайшие логики. И то, что взрослому кажется неясным, нелогичным, в понимании ребенка логично, последовательно и правильно. Попробуем проиллюстрировать наши рассуждения.
Девочка-первоклассница прибегает домой и рассказывает, что на уроке Колька стукнул ее линейкой и обозвал дурой. На вопрос мамы: «За что он тебя ударил?» ребенок уверенно отвечает: «А... потому что я ему нравлюсь!». «Странно, — отвечает мама, — когда нравятся, ведут себя иначе». Конечно, иначе... Взрослые, но не дети. Вдумайтесь, ребенку ясна логика поступка другого ребенка. Ударил, обозвал — значит нравлюсь! И действительно, а как еще в младшем школьном возрасте выразить свои чувства. Ведь эмоции переполняют ребенка, а жизненного опыта их выразить недостает. Вот и идет в ход линейка. В этом случае девочка ждет понимания со стороны родителей и обсуждения такого значительного события в ее жизни.
А вот другой пример:
У девочки-шестиклассницы появилась симпатия. Но парень, с которым она дружит, не нравится родителям. Они судят его по внешним данным, а они значительно отличаются от тех, с которыми могут смириться родители. Его одежда, прическа, браслеты на руках— все вызывает отторжение семьи девочки. Но она его ценит не за внешнее выражение, а за внутреннюю силу, убежденность, правдивость. Но в своих оценках не находит понимания среди родных ей людей. Родители запрещают ей дружить с таким мальчиком. Этот жест не только бесполезный, но и вредный. Родителям в данной ситуации необходимо подумать о том, что у дочери подростковый возраст и выражение своих чувств, мыслей, ориентаций уже другое, нежели два- три года назад. Дочка, так сказать, «ушла вперед» в своем развитии, а родители остались на месте.
Представленные примеры объединяет одно — непонимание действий ребенка. Родительская монополия на чувства, взгляды, поступки детей — самый опасный вид родительской деспотии. От родителей дети ждут понимания своих действий, своих выборов в среде сверстников и окружающих их людей. Необходимо отталкиваться не от эгоистичных родительских желаний, хотя и преподносимых как действия, направленные на благо своих детей, а от интересов ребенка. Конечно, нельзя огульно все принимать от него в качестве «манны небесной». Если воспитание было направлено на созидание и наполнено жизненными ценностями семьи, ее традициями и устоями, то ничего «криминального» ребенок не преподнесет.
Не менее важным в жизни ребенка является принятие его жизненных установок. Оно выражает положительное отношение к ребенку с учетом его индивидуальности, самобытности. А.С. Макаренко, видный педагог современности, призывал своих коллег подходить к ребенку «с оптимистической гипотезой», с верой в его потенциальные возможности в совершении того или иного дела. Если в семье царит атмосфера доверия, взаимоуважения, принятие каждого члена семьи и создание для всех комфортных условий, то в такой семье демонстрируется хорошее отношение к ребенку независимо оттого, как он справился с порученным заданием, какие результаты им получены в ходе каких-то его действий. Главное в родительской педагогике — помочь ребенку ощутить себя полезным другим членам семьи.
К примеру, он замел общую прихожую — молодец! Теперь бабушке не надо это делать и она отдохнет! Он помыл свою чашку — молодец! Теперь маме меньше мыть посуды, и она сумеет посмотреть фильм, который ей нравится! Он полил цветы, но не так. Или очень мало, или очень обильно. Не в этом суть. Он очень хотел помочь в уходе за цветами.
И если результаты труда принимаются благодарно и этично подправляются, то это создает у ребенка уверенность в своих силах и, что самое главное, в своей пользе. Необходимо постоянно объяснять ребенку, какую пользу семье принесли его трудовые усилия и желание что-то делать для семьи.
Для любого человека очень важно получить поощрение за правильно выполненное дело. Особенно это важно для маленького человека. Поощрение может быть как словесное, так и действенное. С возрастанием мотивов, с переходом их из личного поля ребенка в мотивы общественной пользы поощрение для него становится все более значимым. Нельзя забывать о том, что «доброе слово и кошке приятно». Похвала, высказанная членами семьи, друзьями семьи, соседями, высоко поднимает ребенка в собственных глазах и мотивирует его еще на большие «подвиги во благо семьи». Формирование самостоятельности — сложный и длительный процесс. Ребенок еще не владеет умением планировать, правильно распределять свои силы и правильно оценивать сделанное им. Это придет несколько позже. Поэтому взрослому предстоит помочь ребенку в его порыве сделать больше, чем ему поручили.
Признание ребенка означает выведение его на один уровень с взрослыми или, наоборот, их опускание к нему, на его детский уровень. Такие действия очень важны для установления с ребенком правильных, близких и действенных отношений. Оно выражает его право на свое собственное решение возникающих проблем. На наш взгляд, это одно из самых труднореализуемых правил. Взрослому очень трудно признать за ребенком право на самостоятельный выбор решения. Он мотивирует свое отношение к признанию отсутствием или малым жизненным опытом ребенка. Постоянно поучает и решает за него. Этот повсеместный диктат взрослого над ребенком может надолго, а то и навсегда лишить его инициативы и самостоятельности. Безусловно, есть жизненные ситуации, требующие именно «взрослого» решения. К примеру, связанные со здоровьем ребенка или с судьбой семьи в целом. Но даже в таком взаимодействии всегда можно организовать его так, что ребенок примет непосредственное участие в обсуждении проблемы и его голос будет услышан и принят к сведению. Этими действиями взрослые формируют у ребенка чувство личной значимости, сопричастности к жизни семьи.
К примеру, во многих семьях не допускают ребенка к обсуждению финансовых проблем семьи. И зря! Как же может ребенок научиться обращаться с деньгами, относиться уважительно к труду родителей и не требовать понравившейся ему игрушки, если он совершенно не понимает механизма материального обеспечения семьи и планирования ее трат. Ребенок чувствует себя неким образом отвергнутым от решения общих семейных проблем. И требовать от него, когда он подрастет, понимания финансовых трудностей семьи пустое дело. Эти проблемы не стали частью его жизни и далеки от его насущных проблем.
Родителям следует понимать один простой закон — «природа не терпит пустоты». В данном случае мы говорим о природе ребенка. Если он не находит понимания в среде самых близких для него людей, он обязательно пойдет за ним «на Улицу». «Уличные университеты» обширны и разнообразны по своему влиянию на ребенка. В одном они схожи — там уж точно ребенок найдет понимание. Там ему объяснят все то, что не захотели или не смогли объяснить родители. Это касается абсолютно всех областей жизни. Поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы соединить два мира — мир ребенка и мир взрослого. Соединить так, чтобы не ранить нежное сердце своего малыша суровыми реалиями взрослого мира. Мир ребенка — особая субстанция. С одной стороны, он общий для всех детей. Эта общность заключается в его характеристиках. Это место, где каждому ребенку интересно и комфортно. В детском мире свои особые, значимые для ребенка люди, вещи, обстоятельства. Через призму своего мира ребенок осваивает и оценивает реальный мир людей, его населяющих. Оценки и характеристики часто не совпадают с общепринятыми во взрослом мире. Детские устремления ограничены контурами детского мира. Но если родители, не разрушая и не вторгаясь грубо в этот интимный мир своих детей, начнут потихоньку, по клеточке соединять два мира, стремясь к взаимопроникновению, то такая диффузия может пройти безболезненно для ребенка. Но это случится при одном условии — любви и уважении к ребенку и его миру признании за ним права на самостоятельное и индивидуальное решение жизненно важных для него задач.
Советы бывалого педагога
В родительский блокнот
❀ Принимайте участие во всех делах, которые предлагают вам ваши дети.
❀ Попробуйте жить в мире ребенка, хотя бы на время общения с ним.
❀ Помните, что мир ребенка значительно отличается от мира взрослых.
❀ Выберите правильно свои жизненные приоритеты, предусматривающие лидирующее место в них ваших детей.
❀ Развивайте в себе умение понимать и принимать заботы ребенка, несмотря на кажущуюся их «легкость».
❀ Старайтесь «входить» в мир ребенка безболезненно для него, без назиданий и грубых окриков.
❀ Ожидайте от ребенка позитивного поведения и демонстрируйте ему свои надежды.
На заметку бабушке и дедушке
❀ Старайтесь быть для внуков «кладезем мудрости».
❀ Проявляйте понимание, даже если ваши дети не проявляют его. Ведь кто-то должен понять ребенка!
❀ Чаще вспоминайте сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева». О такой бабушке мечтают все дети.
Похожие статьи:
Веселые игры для детей и взрослых
Семейные традиции в воспитании детей
Любовь Анатольевна Панфилова
|