Конспект урока математики для 5 класса с презентацией. Среднее арифметическое
Автор: Терновых Светлана Владимировна, учитель математики МКОУ Березовская средняя общеобразовательная школа, с. Березовка Описание материала: Предлагаю конспект урока математики в 5 классе. Конспект урока предназначен для учителей математики, молодых специалистов. Помогает развивать у учащихся познавательный интерес, проверить знания по пройденному материалу, обучающихся по учебнику Математика 5, учебник для общеобразовательных школ, Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург Тема урока: Среднее арифметическое (обобщения и систематизация знаний) Класс 5 Тип урока: закрепление пройденного материала. Цель: закрепить с учащимися алгоритм нахождения среднего арифметического; умножения и деления десятичных дробей; показать практическую значимость нахождения среднего арифметического; продолжить формирование навыка нахождения среднего арифметического; развивать логическое, операторное мышления, внимание, самостоятельность; воспитывать аккуратность, трудолюбие, добросовестное отношение к учебному труду. Ход урока 1. Организационное начало а) Приветствие - Здравствуйте, ребята. Древние говорили: «Улыбнись. Улыбка ничего не стоит, но она дает нам много друзей, хорошее настроение. Мир становится добрее». Улыбнемся друг другу, нашим гостям. (слайд 1) б) Эмоциональный настрой (слайд 2). - Нашу с вами совместную работу мне хотелось бы начать со слов М. В. Ломоносова, великого русского ученого, поэта и философа: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» . Желаю, Вам ребята, чтобы в процессе изучения математики у вас развивался не только ум, но и воля, настойчивость, любознательность, внимание. 2. Повторительно-обучающая работа (слайд 3) а) Мозговой штурм Я предлагаю вам продолжить предложения: - Чтобы перемножить 2 десятичные дроби, надо… - Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо… - Чтобы сложить десятичные дроби, нужно… - Чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел, надо…(Сумму чисел : количество слагаемых) -Чтобы найти среднюю скорость движения, надо…(Весь пройденный путь : все время движения) (слайд 4) б) Вычисли устно: в) подведение итогов этапа - Ребята, вы просто молодцы! Прекрасно работаете. Я вижу, что вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков. 3. Работа по выработке практических умений и навыков а) постановка темы и цели урока (слайд 5 )(На слайде размещены две группы чисел: 3,7; 3,5; 4,2 и 85; 65; 60. -Прочитайте числа в группах. - Как называются числа первой группы? (Десятичные дроби) - Как называются числа второй группы? (Натуральные числа) - Какое задание можно придумать для этих чисел? (Учащиеся предлагают варианты заданий. Среди ответов необходимо выбрать «Найти среднее арифметическое этих чисел»). - А что такое среднее арифметическое? (Среднее арифметическое нескольких чисел – это частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.) - Молодцы. А как вы думаете, как звучит тема нашего урока? (Ученики отвечают «Среднее арифметическое».) (слайд 6 с темой). - Запишите тему урока в свои тетради. - Правильно, ребята. А как вы думаете, какая цель стоит перед нами? (слайд 7 с целью) - Правильно ребята. Сегодня на уроке мы продолжим учиться находить среднее арифметическое нескольких чисел, покажем практическую значимость среднего арифметического, повторим умножение и деление десятичных дробей. б) работа по теме урока - Вернемся к нашему заданию (слайд №8). Поработаем по вариантам. Первый вариант посчитает среднее арифметическое первой группы чисел: 3,7; 3,5; 4,2, а второй вариант – второй группы чисел: 85; 65; 60. - Как вы будете находить среднее арифметическое трех чисел? (Дети выполняют задание самостоятельно). (слайд 9) - Давайте проверим результат вашей работы. (на сладе вывожу алгоритм решения для каждой группы чисел). 1 Вариант (3,7+ 3,5+ 4,2):3=11,4:3=3,8 2 Вариант (85+ 65+ 60) : 3=210:3=70 в) решение упражнений Среднее арифметическое встречается не только в математике, но и в окружающем нас мире и очень часто. Давайте попробуем в этом убедиться. Задача № 1503 (учебник) Молодцы. Вы отлично работаете. г) релаксация - Нам предстоит выполнить еще целый ряд задания, связанных со средним арифметическим. И перед такой серьезной работой необходимо немного отдохнуть. - Давайте закроем глаза, воспользуемся нашим воображением и представим, что находимся на прогулке в волшебном лесу. Ветер тихонько шелестит в кронах деревьев. Под ногами мягким ковром стелется листва. Свежо. Еле слышно журчит ручеек, пробегающий неподалеку. Щебечут птички. - Как бы ни прекрасен был волшебный лес, нам пора возвращаться на урок. д) решение задач (слайд 11) Среднее арифметическое четырех чисел 1,4. А среднее арифметическое трех других чисел 2,1. Найдите среднее арифметическое этих семи чисел. (Ответ: 1,7.) 4. Самостоятельная работа учащихся а) сообщение задания 6. Задание на дом (слайд 12) - Запишите домашнее задание в своих дневниках 5. Подведение итогов урока (слайд 13) Рефлексия: Спасибо Вам, дети, за урок. Я буду рада, если полученные на уроках математики знания помогут Вам в жизни при решении проблем. Вы – молодцы. Особо хочу отметить … Полные и правильные ответы давали … - Наш урок окончен. Спасибо за отличную работу. До свидания.