Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике
Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике
По мнению М. А. Мкртчян, И. Г. Литвинской, успешной мы можем считать такую деятельность, при которой существует взаимосоответствие между следующими четырьмя компонентами: • намерениями и целевыми установками субъекта;
• представлениями субъекта о предполагаемых действиях;
• реально совершаемыми действиями;
• результатом действий.
Следовательно, успешность учащихся в учебной деятельности предполагает наличие у них таких умений, как:
• умение правильно ориентироваться, оценивать обстановку,
• умение определять цель, планировать действие;
• умение действовать согласно плана;
• умение рефлексивно ухватить и отследить целостную деятельность.
Необходимо разделить понятия «успех» «успешность» и «ситуация успеха».
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех.
Успех – результат подобной ситуации. Он, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъёма, которые человек испытывает в результате удачного выполнения работы.
Успешность – это качественная характеристика результатов учебной деятельности конкретного ребёнка, имеющая протяжённость во времени.
Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка?
• переживание успеха внушает ребёнку уверенность в собственных силах;
• появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость успеха;
• создаёт ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребёнка к окружающему миру;
• происходит переоценка своих возможностей.
Каковы последствия создания ситуации успеха?
• Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей.
• За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если в этот период ребёнку предложить какую-либо работу, то она будет выполнена менее успешно.
• Ребёнка можно травмировать, если результат, важный и значимый для него не будет адекватно оценен другими людьми («Пятёрка по рисованию? Лучше бы по чтению получил…»).
• Постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не активное, а привычное, индифферентное отношение к учебной деятельности.
• Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.
МИФЫ о причине успеха:
1) успешность зависит от благоприятных условий (х/ф «Шапка Мономаха»);
2) успешность основана на самовнушении, ориентации на «happy end»: «Думай о себе «Я – умный» - и ты действительно станешь таким»).
Успех – результат собственных усилий человека!
Организация ситуации успеха в образовательном процессе
• Организация деятельности (ее логическая последовательность, включенность учащихся на каждом этапе).
• Выбор продуктивных форм взаимодействия педагога и учащихся.
• Смена ролевых позиций педагога и учащихся.
• Принятие норм взаимодействия всеми участниками образовательного процесса.
1) МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП, установка на предполагаемую деятельность.
На данном этапе является важным то, насколько цель, выбранная учеником, совпадает с учебной задачей, обозначенной на уроке. Например, знакомясь с заданием, предложенным учителем, один ребенок думает о том, как он будет его выполнять. Другой – ищет, где бы ему получить верный ответ и решение (списать). Третий – делая вид, что решает задачу, думает: «как бы не спросили». Четвертый – получить отметку («пятерочку»), успехи и неудачи в учении вызывают эмоции в связи с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Пятый воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, поэтому проявляет активность только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых.
Таким образом, цель, выбранная учеником, определит и действия, которые он будет совершать, и их результат. Ученик может оказаться неуспешным в учебной деятельности, даже если он успешен в реализации выбранных им целей.
Ситуация успеха на этом этапе в большей степени определяется психологическими аспектами:
• педагог актуализирует эмоциональную память детей, ранее испытавших успех;
• создаёт условия предвосхищения положительного результата для детей, не выполнявших подобные задания;
• нейтрализует память от эмоции неуспеха, создаёт перспективу для получения нового опыта (например, подчеркнув то, что ученик поработал над своими ошибками).
Составление плана совместной деятельности
(памятка для учащегося)
• выдели главные моменты в том, что ты собираешься делать;
• определи последовательность выполнения, то есть этапы работы;
• реши, какими способами и приемами будешь пользоваться;
• наметь, когда будет выполняться работа; сколько времени на нее будет затрачено, к какому сроку она должна быть сделана.
Обучение работе с планом первоначально может быть начато с использования типовых планов или плана общественного действия.
2) ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП
Успешность ученика определяется тем, насколько выбранное действие соответствует предполагаемому результату. Несоответствие действия может быть связано с тем, что ученик либо не имеет внутренних средств, для осуществления действия, либо выбирает не то действие. Например, ребенок читает условие, но его техника чтения настолько низкая, что все усилия тратятся только на прочтение текста, но не на его понимание. Или же он не знает правила, формулы, которые необходимо применить для решения. Ученик может понимать задание, но использует неверный способ его выполнения, не те правила, формулы.
Ситуация успеха на этом этапе – частный случай проблемного обучения. На данном этапе у детей наступает такой период, когда непосредственный интерес к работе переживает состояние конфликта: с одной стороны, необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи. В данном случае педагог предоставляет ученику право выбора: ученик может определить цель учебного задания в конкретном материале (выбрать жанр письменной работы в соответствии с темой, наметить количество примеров, задач, которые должны быть решены за урок и т.п.).
Преодолеть утомление, усталость, стимулировать деятельность поможет:
• музыкальная пауза;
• эмоциональная разгрузка;
• физминутка;
• смена задания по желанию учащегося;
• возможность сообщить педагогу о затруднениях в работе.
Ситуация успеха на исполнительном этапе выступает как педагогическое обеспечение активной учебной деятельности школьника посредством:
- организационного контроля (начало работы, паузы, окончание работы),
- содержательного контроля (консультации по содержанию работы),
- интеллектуального и эмоционального стимулирования учащихся (процесс образования становится для них эмоционально и интеллектуально привлекательным, учитель обращает внимание детей на их сильные стороны).
Приемы интеллектуального и эмоционального стимулирования учащихся
 Приглашение к диалогу: «Какой другой вариант решения мы могли бы с вами выбрать?».
 Прием «Докажите, что мое утверждение верно или неверно...» помогает побудить учащихся к самостоятельным выводам и умозаключениям.
 Учебное комментирование написания текста, решения задачи: выполнение практического действия с одновременным объяснением, ссылкой на конкретное правило, закон, теорему.
 Побуждение к поиску вариантов решения учебной задачи («Предложи свои способы решения задачи...»).
 Структурирование текстов учебников и составление различного рода конспектов.
 Самопроверка своих ответов, сопоставляя их с текстом учебника, хрестоматии, справочника, с эталоном ответа или решения задачи, перфокарты.
 Самостоятельное творческое задание, при выполнении которого деятельность учащегося строго не регламентируется, предлагаются некоторые ориентиры в осуществлении этого задания.
 Тестовые задания по предмету для научения «отслеживанию» своих знаний.
 Делегирование ролей учащимся (ассистент, консультант, докладчик, оппонент).
3) РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП
Педагог организует деятельность, в ходе которой учащийся осознает и анализирует результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Это достигается посредством рефлексии и содержательной оценки.
Содержательная оценка – это процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном для установления уровня и качества собственного продвижения в учении и определения задач для дальнейшего продвижения.
Ситуация успеха усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив к новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.
Результаты:
• освоение обобщенного способа действия;
• преобразования в субъекте деятельности (развитые оценочные способности – оценочная самостоятельность).
Оценочные способности – это комплекс особых умений и навыков человека, обеспечивающих адекватное восприятие себя и окружающих людей, их личностных качеств, понимание их и своих состояний, анализ мотивов собственных и их поступков, причины тех или иных действий, выбор в соответствии с этим определенного способа поведения.
Ситуация успеха активизирует учебную деятельность только в том случае, если происходит смена позиции учащегося – он становится творцом. Из субъекта обстоятельств ситуации успеха ученик становится субъектом учебной деятельности, носителем активного, преобразующего начала, способного создавать себе условия для успешной деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Николай Корф. Педагогические идеи Профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности Цитаты Ушинского Права и обязанности учителяПохожие статьи:
Визитная карточка учителя на конкурс
Высказывания о воспитании детей
← Поиски планеты трансформеров | Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе: Россия - наша Родина →
Автор: Светлана Васильевна Михеева
Опубликовано: 3242 дня назад (7 февраля 2016)
Просмотров: 20349
Рубрика: Методические рекомендации
|
+6↑ Голосов: 6 |
Комментарии (8)
|
|
|
|||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|