Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности

Профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности
Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. По мнению Е. С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.
Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального сгорания» (термин появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х. Дж. Фрейденберга).
По определению Н.Е. Водопьяновой, это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.
Е. Махер (1983г.) разработал симптомокомплекс качеств, характеризующих состояние и поведение человека, подверженного синдрому «эмоционального выгорания»:
1. Усталость, утомление, истощение, бессонница.
2. Негативное отношение к собеседнику.
3. Негативное отношение к работе.
4. Скудность репертуара рабочих действий.
5. Злоупотребление табаком, кофе, алкоголем.
6. Отсутствие аппетита или переедание.
7. Негативная «Я-концепция».
8. Агрессивные чувства.
9. Тревожность, раздражительность.
10. Упаднические настроения и связанные с этим эмоции: цинизм, пессимизм, апатия, депрессия.
11. Переживание чувства вины.

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении, проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Синдром «выгорания» – весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.
Этапы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагогов детского сада:
1. Диагностический.
2. Коррекционно-профилактический.
3. Консультационный.
Методы психологической диагностики личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов
При организации психологической диагностики личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов можно использовать следующие методы:
– наблюдение за деятельностью воспитателя;
– беседа;
– тестирование;
– анкетирование;
– социометрия.
Рассмотрим конкретные методики.
1. Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных учреждений (Автор В. В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).
2. Анкета НПУ «Прогноз» (изучение нервно-психической устойчивости педагогов).
3. Тест на определение уровня стрессоустойчивости.
4. Тест «Нужно ли вам бороться со стрессом?»
5. Методика по определению способа решения жизненных проблем.
6. Опросник Плутчика – Келлермана – Конте (доминирующее поведение в жизненных ситуациях).
7. Тест САН (самочувствие, активность, настроение).
8. Шкала депрессии.
9. Диагностика личностной тревожности (методика Дж. Тейлора).
10. Диагностика нейротизма (шкала нейротизма из опросника Г. Айзенка).
11. Опросник Баса-Дарки (диагностика агрессивности).
Факторами, влияющими на эмоциональное выгорание, являются:
1. Стаж педагогической деятельности. Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявление эмоционального выгорания является невысоким (7-10%). Однако в период от 15 до 20 лет проблема эмоционального выгорания проявляется более до 21%.
2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:
– 56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;
– 34% – 4 и более раз в год;
– 10% – не испытывают вообще.
Наиболее остро состояние эмоционального выгорания педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания – адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.
3. Также на состояние педагогов влияют ситуации эмоционально неадекватного общения с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют педагоги детского сада в последние годы) – 37%.
Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.
Таким образом, причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:
1. Высокая эмоциональная включенность в работу.
2. Временные рамки деятельности (занятие, окончание года).
3. Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда.
4. Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование.
5. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.
6. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.
Таким образом, в педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный и организационный.
Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.
Помимо специальных упражнений и занятий, представляется важным научить педагогов разделять профессиональную деятельность и частную жизнь. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Симптомы эмоционального выгорания могут быть облегчены, когда люди участвуют в мероприятиях, полностью несвязанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.
Существует еще несколько рекомендаций для профилактики и устранения «эмоционального выгорания».
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает уверенность в себе. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность «эмоционального выгорания» значительно снижается, или этот процесс становится менее выражен. Полезно общаться не только на работе или дома, но и создавать «Клубы по интересам».
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь).
4. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
5. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.
6. Использование личностно - ориентированных методик и арт-терапевтических техник с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания. Эти методики должны быть направлены на познание своих личностных особенностей и развитие необходимых качеств и навыков. Арт-терапевтические техники в данном случае будут способствовать повышению психологической компетентности педагогов, снятию напряжения, развитию умений направлять свои негативные эмоции на неодушевленные предметы. В занятие можно включать приемы сказкотерапии, рисования, песочной терапии, музыкотерапии и других видов творчества.
Цель: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
– формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
– формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися;
– создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов;
– профилактика эмоционального выгорания.
Этапы реализации программы
Первый этап: Обучающий.
Цель: Формирование мотивации для продолжения совместной деятельности, развитие практических навыков саморегуляции своего состояния.
Задачи:
– создание психолого-педагогических условий для внедрения здоровьесберегающей технологии;
– теоретическая и практическая подготовка педагогов в рамках здоровьесберегающей технологии.
Второй этап: Диагностический.
Цель: диагностика и разработка системы коррекционно-профилактических мероприятий.
Задачи:
– подбор диагностического инструментария;
– диагностика психологического, физиологического состояния педагогов;
– анализ полученных данных, выявление проблем;
– разработка системы коррекционно-профилактических мероприятий.

Третий этап: Коррекционно-профилактический.
Цель: Формирование психологической культуры по отношению к своему здоровью, осознание важности своего психоэмоционального состояния для эффективности педагогической деятельности.
Задачи:
– формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
– коррекция личностных и межличностных проблем;
– диагностика психологического состояния педагогов для оценки эффективности коррекционной программы;
– анализ и обобщение полученных диагностических материалов;
– создание методических пособий и рекомендаций для педагогов по эмоциональному выгоранию.

Ожидаемые результаты. В ходе реализации программы по сохранению психического здоровья педагога в дошкольном образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
– улучшится психологический климат в коллективе;
– снизится ситуативная и личностная тревожность педагогов;
– сформируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
– повысится самооценка и уверенность в себе.

Рекомендуем посмотреть:

Николай Корф. Педагогические идеи Цитаты Ушинского Права и обязанности учителя Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике

Похожие статьи:

Визитная карточка учителя на конкурс

Высказывания о воспитании детей

Высказывания о самовоспитании, воспитанности и этикете

Высказывания о здоровье, вредных привычках и пороках

Опубликовано: 3282 дня назад (28 ноября 2015)
Просмотров: 6294
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!