Конспект беседы для школьников 8-12 лет. Тема: Грызуны
Виртуальная экскурсия-исследование "По следам супер грызунов"
Описание: Публикация подготовлена в рамках экологического проекта «Юные экологи» с учащимися ГУО «Средняя школа № 13 г. Слуцка». Разработка предназначена для знакомства учащихся с исчезающими видами грызунов, с их образом жизни и причинами резкого снижения популяций. Виртуальная экскурсия построена на сравнении легендарных Хомы и Суслика из советского мультфильма с реальной жизнью этих грызунов в природе. Материал представляет интерес для учителей начальных классов, учителей биологии и географии, классных руководителе, педагогов дополнительного образования.Автор: Ясенецкая Светлана Вадимовна, учитель географии ГУО «Средняя школа № 13 г. Слуцка» Минской области, Республика Беларусь
Цель: знакомство учащихся с исчезающими видами грызунов, их ролью в природе, причинами исчезновения.
Задачи:
Обучающая – способствовать изучению образа жизни хомяка и суслика.
Развивающая – способствовать развитию экологического мышления и творческих способностей.
Воспитывающая – способствовать воспитанию ответственного и бережного отношения к хомяку, суслику.
Форма организации мероприятия: экскурсия-исследование.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийная презентация «По следам супер грызунов».
Возраст участников экскурсии: 8-12 лет.
Продолжительность мероприятия: 1 академический час.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, ноутбук, викторина «Супер грызуны», презентация «По следам супер грызунов».
Ход экскурсии-исследования
Педагог:- Здравствуйте, дорогие гости. Думаю, вам всем знаком мультфильм о дружбе Хомы и Суслика, в котором рассказывается о жизни и приключениях этих милых грызунов. Сегодня мы на один час превратимся в юных исследователей и проследим, как близко к реальности показал автор жизнь хомяка и суслика. Нас ждет необычное, увлекательное путешествие, в котором мы откроем новые места на карте Беларуси и познакомимся с удивительными грызунами – хомяком и сусликом. Посмотрите
Педагог:
- Сейчас мы отправимся по следу этих пушистиков и проведем параллель между мультфильмом и реальностью, посмотрим, где и как обитают эти зверьки, что входит в рацион их питания и выясним, почему они попали на страницы Красной книги. Итак, мы отправляемся в путь на поиски супер грызунов! А чтобы знать, кого мы разыскиваем, нам необходимо хорошенько их рассмотреть.
Итак, полевой хомяк принадлежит к семейству хомяковые. Имеет округлое тело, практически лишенное шеи, поэтому переход от головы к туловищу незаметен. Хвост длиной 3 – 8 см, толстый около основания и сужается к кончику. Мордочка средней длины с жесткими усами и черными блестящими глазами. Ушки маленькие, округлые. Зубы дикого хомяка очень длинные и острые. В течение жизни они постоянно стачиваются и обновляются. Лапы короткие и сильные. Тело покрыто плотной мягкой шерстью с подшерстком. Окрас животного разнообразен. По бокам головы, в области лопаток и за ушами могут присутствовать светлые пятна.
В Беларуси хомяка встречается в некоторых районах Брестской и Гомельской областей.
Педагог:
- Суслик принадлежит семейству беличьих. Суслик крапчатый – это один из самых мелких и короткохвостых сусликов. На вид довольно милый зверек. Самцы несколько крупнее самок. Голова довольно крупная, с большими глазами. Лапы короткие, с длинными подвижными пальцами. Шерсть короткая и довольно редкая, только на хвосте волосы длинные и распушенные. Окраска спины яркая и пёстрая: на основном серо-буроватом или коричневом фоне разбросаны крупные беловатые или желтоватые крапины, на затылке сливающиеся в рябь. Хвост двухцветный со светлым окаймлением.
Суслики, как и хомяки, имеют защечные мешки, в которых переносят еду в норку.
Педагог:
- Ребята, крапчатые суслики — дневные зверьки, наиболее активные в утренние и предвечерние часы, а вот хомяки – зверьки ночные, их редко можно встретить днем. Видите, в отличие от мультфильма, в природе дружба между хомяком и сусликом невозможна – они просто не могут встретиться!
Посмотрите
Педагог:
- Вот так в мультфильме выглядят дома наших героев, а мы отправляемся на луг, чтобы посмотреть, как же живут наши супер грызуны в природе. Смотрите под ноги, луг таит в себе много секретов – здесь и гнезда птиц, и норки полевок и кротов, а вот и домик хомяка. Смотрите!
Педагог:
- В мультфильме мы видели уютно обставленную однокомнатную норку, в которой друзья часто проводили время. Вспомните, как Суслик любил заглядывать в гости к запасливому Хоме.
Педагог:
- Давайте и мы заглянем в гости к хомяку.
Хомяки делают свои норы в сельскохозяйственных угодьях на границе полей, по обочинам дорог, могут селиться в садах и на огородах. Норы у них крупные, у входа выброшено много земли. Диаметр входа в нору – около 10 см.
Педагог:
- Смотрите, жилище хомяка имеет интересное устройство. Оно состоит из нескольких комнат и гнезд. Длина норы дикого хомяка может достигать 8 метров в ширину и 1,5 метров в глубину. Она имеет до 10 выходов, несколько из которых – ложные. Когда мы слышим слово «хомяк», то представляем себе зверя с набитыми защечными мешками. Хомяк запасливый, поэтому в его доме обязательно должны быть кладовки! Давайте посмотрим, что же хранит в них хомяк?
Педагог:
- В кладовой у хомяка можно найти семена и корешки растений, зернышки злаковых культур, овощи, сухую траву.
А сейчас мы отправляемся дальше, на поиски норы суслика. Суслик крапчатый предпочитает совершенно открытые суходольные местности с низким травостоем. На пашнях обитает только во временных поселениях. Наиболее характерные постоянные места обитания: выгоны и пастбища длительного использования; сухие межи, залежные луга на тяжелых и средних почвах равнин. В Беларуси в результате исследований 2019 года был отмечен в Барановичском, Несвижском, Копыльском и Столбцовском районах. Селится он колониями. Иногда эти колонии очень плотные. Очень редко попадаются и одиночные зверьки. Каждый взрослый суслик занимает собственную нору. У этого зверька есть постоянная и временная (защитная) норы. Первая длиной до 2—3 м, с одним входом и гнездовой камерой. В этой норе суслик зимует, летует и выводит потомство. В некоторых случаях норы имеют ответвления и добавочные ходы. Временные норы устроены проще и более мелкие. Крапчатые суслики ведут оседлый образ жизни. Посмотрите, а вот и наш супер грызун!
Педагог:
- Давайте заглянем в гости!
Педагог:
- Норки хомяка и суслика отличаются. Каких комнат мы не нашли в гостях у суслика?
Ответы учащихся
Педагог:
- В норе суслика нет кладовки. Но она и не нужна ему, ведь суслик зимой крепко спит. Хомяк с наступлением зимы не покидает нору и впадает в спячку. Она неглубокая, животное периодически просыпается, чтобы подкрепиться из своих запасов. На поверхность он выходит после того, как растает снег. Хомяк, в отличие от суслика, одиночное животное, охраняющее свою территорию. Посмотрите!
Это кадр из серии мультфильма «Как Хома и Суслик последнее доедали».
Педагог:
- Теперь вы знаете, что в природе так не бывает, ведь эти зверьки зимой сидят в своих норках. А сейчас мы изучим рацион питания этих грызунов. Посмотрите!
Педагог:
- Вот так нам показали в мультфильме трапезу Хомы и Суслика. А что же они едят на самом деле. Идем смотреть!
Педагог:
-Хомяк всеяден. Он отличается хорошим аппетитом. Основной рацион составляет растительная пища, но весной и летом он не откажется от личинок насекомых, мелких рептилий, рачков и моллюсков.
Педагог:
- С наступлением осени животное употребляет больше растительной пищи. В это время у хомяка начинается сезон заготовок. Основу питания полевого хомяка составляют кукуруза, горох, зерна пшеницы, гречихи, проса, картофель и морковь, запасы которых он делает в кладовых.
Педагог:
- Суслик – зверь растительноядный, в рационе преобладают злаки и цветковое разнотравье.
Педагог:
- У крапчатого суслика ярко выражена сезонная смена диеты. Ранней осенью суслик ест подземные части растений, летом — зелёные части, а осенью — семена.
Педагог:
- Культурные злаки – рожь, пшеницу, ячмень - поедает в любом виде: всходы, стебли, листья, зерно. Запасы делает незначительные, только на случай летней непогоды. Посмотрите на экран!
Автор истории о двух грызунах показывает нам кладовку с запасами. Теперь вы знаете, что это авторский вымысел, ведь у суслика нет кладовки, зимой он спит!
Педагог:
- Ребята, в мультфильме нам не показали одну очень важную особенность суслика. Исследуя округу, суслики встают столбиком. Заметив опасность, зверек замирает и издает резкий свист – сигнал тревоги. Суслики, находящиеся в этот момент далеко от своих нор, сначала бегут в свои убежища, и уже оттуда подают сигнал об опасности.
Педагог:
- Ребята, хомяк и суслик – это очень интересные зверьки. В мультфильме нам то и дело показывают их приключения: то они плавают, то на рыбалку ходят. А давайте за ними проследим и узнаем, как же на самом деле проходят дни этих грызунов. Смотрите!
Это кадр из серии «Как Хома и Суслик друг другу пели».
Педагог:
- А могут ли на самом деле петь эти зверьки?
Ответы учащихся
Педагог:
- Конечно же нет, это ведь не птицы, но вот звуки различные они издавать могут. Прислушайтесь, пищит хомяк. Он также может трещать, шипеть, фыркать. А вот суслики прекрасно свистят, правда, делают это только в случае опасности. Посмотрите!
Педагог:
- А это кадр из серии «Как Хома и Суслик звезды спасали». Ребята, а что вы скажете, может ли такое быть в реальности?
Ответы учащихся
Педагог:
- Такого в реальности не может быть, потому как хомяк – зверь ночной, а вот суслик по ночам предпочитает спать! Хотя следует отметить, что весной и летом хомяк может проявлять активность и днем, что может способствовать встречам друзей! Смотрим дальше!
Педагог:
- А тут мы видим, как наши герои купаться ходили. А давайте выясним, умеют ли плавать эти грызуны и как они вообще относятся к воде.
Только спасая свою жизнь, хомяк может зайти в воду. Если вас интересует, как хомяки плавают, то ответ предельно прост – очень плохо. Плохо они плавают из-за того что у них отсутствуют перепонки на лапках, также крохотными лапками очень сложно передвигать для того, чтобы преодолеть даже небольшой участок воды.
А вот суслики плавать умеют очень хорошо. Если в пределах ареала есть река, то по воде они могут запросто перемещаться. Не спроста в мультфильме нам показали Хому на берегу, а Суслика – в воде. Хоть мы и видим, что Суслику холодно, он весь дрожит, но все же в воде он смотрится более реально, чем если бы это был Хома!
Педагог:
- Ребята, а как вы думаете, есть ли у этих зверьков враги?
Ответы учащихся
Педагог:
- Суслик, как и любое травоядное животное, участвует в пищевой цепи. Основными природными врагами являются хорёк, горностай, ласка, обыкновенная лисица, а вблизи населённых пунктов — домашние собаки и кошки. Из птиц сусликов добывают обыкновенный канюк, чёрный коршун, полевой лунь, филин. Главные враги хомяка — хищные птицы и совы, а также горностай, хорек и лисица. В мультфильме нам показывают, как лисица пытается напасть на Хому и Суслика.
Педагог:
- Ребята, как и любое живое существо, хомяки и суслики играют очень важную роль в природе, участвуя в пищевой цепи. Долгое время их считали вредителями полей, переносчиками инфекционных заболеваний, поэтому жестоко уничтожали. Стремительно уменьшается численность этих зверей и из-за протравливания семян зерновых ядохимикатами, а так же из-за теплых зим. В настоящее время, чтобы сохранить численность хомяка, он исключен из списка промысловых видов. Не пропагандируется как вредитель растениеводства. Включен в европейские охраняемые виды и, согласно Директиве Евросоюза, должен быть включен в строго охраняемые категории животных.
В сокращении численности суслика крапчатого мы можем обвинить повышение влажности в теплый период года, а также распашка многолетних меж по обочинам дорог, распашку традиционных выгонов и многолетних пастбищ в связи с переориентацией севооборотов и переводом животноводства на новые технологии. Чтобы сохранить этого зверя, прекращено целенаправленное истребление особей, вид исключен из списка охотничьих животных. Кроме того, необходимо сохранение участков традиционных пастбищ на постоянных площадях в местах существования колоний.
Педагог:
- Ребята, мы проделали нелегкий путь, узнали много нового про двух удивительных грызунов – хомяка и суслика. Теперь можно остановиться на привал, удобно расположиться на травке, вытянуть ноги и обсудить увиденное и услышанное, закрепить наши знания. Предлагаю викторину от Хомы и Суслика!
Викторина «Супер грызуны»
1. К какому семейству принадлежит суслик? А хомяк?
2. В какое время суток наиболее активны хомяки? А суслики?
3. Что составляет основу рациона хомяка?
4. Как изменяется рацион хомяка осенью?
5. Какую пищу предпочитает суслик?
6. Чем отличается нора хомяка от сусличьей? У кого из этих грызунов есть постоянная и временная норы?
7. Есть ли у суслика враги?
8. Что делает суслик в случае приближения опасности?
9. Есть ли у хомяка враги?
10. Умеет ли плавать хомяк? А суслик?
11. Что привело к сокращению численности хомяка? Какие меры принимаются для его спасения?
12. Что привело к сокращению численности суслика?
13. Хомяк или суслик предпочитает селиться колониями?
14. Какие меры приняты для сохранения суслика?
Рефлексия
Предлагается учащимся облако «тегов», которые необходимо дополнить:
• Сегодня я узнал...
• Я понял, что…
• Было интересно узнать, что…
• Меня удивило…
• Мне захотелось…
Педагог:
- Любите природу, берегите природу, не вмешивайтесь в природу!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеклассного мероприятия для 2-3 класса по теме: Мир профессиий Внеклассное занятие для 2-3 класса. Веселая геометрия Интеллектуальная игра по произведениям устного народного творчества, 2-3 класс Конспект классного часа для 3 классаПохожие статьи:
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3 класс. Игра путешествие
Сценарий праздничного внеклассного мероприятия в начальной школе
Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. День рыбака
Сценарий конкурсной программы для младших школьников
Сценарий театрализованного представления для 1, 2, 3, 4, 5 классов
← Конспект внеурочного занятие по экологии для школьников 4-6 класса с презентацией на тему "Болота"
Автор: Светлана Вадимовна Ясенецкая
Опубликовано: 1394 дня назад (27 февраля 2021)
Просмотров: 2074
Рубрика: Интеллектуальные программы
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
|
||
|