Белорусская мифология
Внеурочное занятие для школьников. Белорусская мифология

Задачи:
Обучающая – познакомить учащихся с происхождением и строением мира древних белорусов, с их богами и мифическими существами.
Развивающая – развивать воображение и логическое мышление у учащихся.
Воспитывающая – воспитывать у учащихся уважение к родной культуре, духовность, патриотизм, возрождение народных традиций.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный (объяснение, беседа)
- наглядный (демонстрация иллюстраций)
- игровой (игра «Кто есть кто», игра-путешествие «Лукоморье»)
Ход занятия
1.Организационный момент.Педагог:
-Здравствуйте! На сегодняшнем занятии мы с вами окунемся в мифический и волшебный мир наших предков. Тема занятия «Белорусская мифология». Ребята, вы познакомитесь с происхождением и строением мира древних белорусов, узнаете, каким богам поклонялись наши предки и в какие чары верили. А еще мы по старинному обычаю своими руками сделаем себе обереги на счастье и удачу.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Педагог:
- Сейчас мы поиграем в игру. Ваша задача – определить, какой бог за что отвечает.
На доске написаны имена богов слева, а справа - стихии.
Учащиеся определяют, к какой стихии относится бог.
Игра «Кто есть кто»
В таком порядке учащиеся должны расположить богов
Перун – бог молний







3. Операционно-познавательный этап
3.1. Рассказ о происхождение и строение мира у древних белорусов
Педагог:
- Огонь для наших предков - мужская основа мира. Он может быть разным: небесным, подземным, живым, земным. Вода - женская основа. Она также бывает нескольких видов: небесной, земной, подземной, живой и мертвой. Из этих двух первоэлементов была создана Земля. А произошло это так.
Когда-то весь мир состоял из света и мертвой воды, посреди которой находился камень. Однажды бог Перун разгневался и давай метать стрелы в камень. Одна стрела попала в цель и высекла три искры: белую, желтую и красную. Искры упали в воду и взбаламутили ее. Свет посерел, как будто небо затянулось тучами. Через некоторое время стало видно, что среди воды появилась земля. Затем возникла жизнь: леса, трава, звери, рыбы и - человек.
Создателями мира были Белбог - старший бог неба, олицетворение добра, светлого начала, и Чернобог - бог тьмы, зла.


Весь мир древние белорусы делили на три части: верхнюю, среднюю, нижнюю. Верхняя - Небо - место нахождения главных богов - богов света, добра. Средняя часть - Земля, здесь живут земные боги, множество добрых и злых духов, люди, животные, растут дивные растения. Нижняя часть - Подземный мир - место обитания подземных богов и духов, в большинстве своем недобрых, олицетворяющих тьму, зло, холод.
Все три мира соединены между собой мировым древом. У белорусов это Дуб.

3.2 Рассказ «Боги неба, боги подземного мира, боги среднего мира, земные боги»
Педагог:
- Небо имеет семь слоев. Это огромный купол, сделанный из стекла. Человек видит только первое небо, на котором располагаются звезды. Первое небо также удерживает воду, которую на небо поднимает радуга, опустив один конец в море или реку. Вода попадает в тучи и разносится по всему свету, просеивается через облака, как через сито, и дождем падает на землю. Когда облака сильно прорвутся, дождь льет как из ведра. Боги живут на седьмом небе.
Боги неба
Боги живут на седьмом небе в большом дворце. Повелитель неба - Сварог.


Макошь - богиня времени и судьбы людей. Покровительница женщин и женских ремесел: ткачества, прядения, вышивания, которыми и сама богиня владеет в совершенстве.





Лада - божество, которое поддерживает лад, порядок в семье. Богиня любви, красоты и плодородия.




Коляда - бог достатка и урожая, которого беларусы чествовали зимой на празднике его имени.
Летние обряды находились под покровительством Кляскуна - бога луны. Это был красивый, веселый и умный юноша. А в полной мере отдавались беларусы утехам с Переплутом - богом веселья, песен, игр, шуток.
Нижний мир
Нижний мир размещается под землей. В нем есть реки, озера. Там живут маленькие люди. Они очень слабые, потому что здесь никогда не бывает солнца. Здесь же находится Навье - место, в котором живут самые злые, смертельные духи, крадущие души умерших с целью прервать вечную жизнь человека.
Боги подземного мира
Властелином нижнего мира является - Чернобог - бог тьмы, зла и смерти. Вместе с Белбогом он создавал свет, природу, человека.
Велес - бог подземного мира, хранитель богатства и домашних животных.


Ох - маленький, бородатый божок, который живет под землей.Любит людей и всегда готов прийти им на помощь.
Кладник - подземный бог, который охраняет сокровища, клады.



Помощник бога зимы - Мороз (Дед Мороз, Ледяной Дед).

Навье
В мире Навье всем заправляет богиня смерти - Паляндра.


Как и боги неба, боги нижнего мира активно участвуют в жизни людей. Они также могут явиться перед человеком сами, но чаще действуют через своих помощников духов.
Средний мир
Земля стоит посреди мира, а Солнце и Луна ходят кругом и светят. Край земли где-то далеко за морем, где земля сходится с небом, но никто туда не доходил.
За обладание Землей и человеком борются боги как неба, так и нижнего мира. Поэтому Земля - место действия большей части богов и духов того и другого мира. Кроме них на земле живут и действуют боги и духи Земли.
На священных празднествах в честь богов белорус подымал чашу и пил как за богов света, так и тьмы. Ожидая поддержки от добрых богов, белорус понапрасну не гневил злых.
Земля
Земля - мать белорусов. Бог сотворил человека из земли, он - земля и в землю пойдет. Земля поит, кормит, носит человека, оберегает и наказывает его, как мать. Самым страшным наказанием для белоруса было провалиться сквозь землю, когда гибло не только тело, но и душа. Это наказание белоруса ждало за черные дела против людей, за непослушание взрослых перед Богами, детей перед родителями.
Земные боги
Когда-то давно боги жили на земле вместе с людьми и только позднее, когда люди стали ставить себя вровень с богами, они ушли на небо, но не пустили туда людей. И только несколько богов остались на земле.
Чур - родовое божество, предок, который и после смерти заботится о своем роде, оберегает его от злых духов. Основная его задача - охранять земельные владения рода.

Щедрец - бог веселья, беседы, опекает праздники, игры молодежи.


Педагог:
- А сейчас мы с вами поговорим про существа огромного роста, которым тоже поклонялись наши предки. Это волоты и асилки.
Волоты

Асилки
Асилки были защитниками земли и людей. Подвиги асилков связаны с их борьбой против темных сил. У этих богатырей всегда были друзья - такие же богатыри. Только беларусские богатыри были способны справиться с Цмоком, который прилетал из чужих краев. Смело бились они с чудовищем на своей земле. Не боялись отправиться на поиски чудовища в чужие края, если оно, похитив девушек-красавиц, успевало скрыться. Находили и там вызывали на бой. Цмок всегда выходил на бой с богатырями в своем настоящем обличье, никогда не превращаясь в других существ.
У Цмока есть жена-змея, сестры, братья, отец, бабка - Юга. За уничтожение своего мужа, брата, племянника они всегда стремятся отомстить богатырям. Когда те возвращались домой, родственники Цмока преследовали их, превращаясь то в кровать, то в яблоню, а то и в криницу.
Чары и чародеи
В своих отношениях с духами белорус не был абсолютно беззащитным. Он знал, как одних задобрить, других напугать, третьих обмануть и даже с их помощью обогатиться. Чародеи и знахари были посредниками между духами и людьми, могли сами превращаться или превращать других в животных.
Превращение могло быть насильственным или по своей воле, временным или постоянным. Насильственное превращение происходило против воли превращаемого. Бывало, что его осуществляли с добрым намерением. Например, чтобы помочь человеку при побеге, чудесные помощники или духи превращали его в яблоньку, камень или другой предмет, в котором нельзя узнать беглеца.
Обычно по истечении некоторого времени или при определенных условиях волшебство теряет силу. Главное, не забывать и выполнять эти условия. Но бывало и так, что строил, например, крестьянин себе дом и, чтобы сосед или кто-нибудь другой не сглазил, делал защитную засечку в определенном месте и заговаривал: «Кто через нее переступит - волком сделается на всю оставшуюся жизнь». Забывал про свой наказ, сам переступал через заклятое им же место и превращался в волка.
Чаще всего превращение бывает временное, на нечетное количество лет. Практически всегда находится возможность избавиться от чар раньше, но это должен сделать решительный, сведущий человек. Например, бросить под ноги волколаку ручник или накрыть его скатертью. Бывают превращения, которые может отменить только тот, кто их сделал.
Превращения происходят в полнолуние, в полночь. С восходом солнца и песнями петухов такая возможность исчезает. Поэтому сведущие люди, сталкиваясь со злыми духами, делают все, чтобы заговорить их, затянуть время до рассвета и таким образом спасти свою жизнь.
Превращение требует соблюдения некоторых условий, в первую очередь - секретности. Ничем хорошим не кончится и халатное отношение к самому обряду превращения. Скажем, в каждом конкретном случае необходимо вполне определенное количество ножей, воткнутых в землю, чтобы человек мог превратиться в волка.
Волколаки - люди-оборотни, умевшие превращаться в волка самостоятельно, или несчастные, которых превращали в волка колдуны. Белорусы-знахари, превращаясь в волколаков, проявляли хищный норов, были опасными и кровожадными. Делали это с целью нанести вред другим людям, уничтожая домашних животных и нападая на самих людей.

Бывало, целый свадебный поезд превращали в волколаков. Грустные волки слезали с воза и шли в лес. По лошадям, которые вернулись домой, сельчане догадывались про то, что случилось...
Умели беларусы выращивать Змея. Для этого ждали, когда черный петух снесет яйцо особенного вида, напоминающее раковину улитки. Делает он это раз в семь лет. Затем яйцо клали под мышку и носили 3 года. Из яйца выводился маленький Змей. Он был похож на ужонка, только с крыльями и весь горел, как золотой.

4.Контрольно-коррекционный этап
Педагог:
- Ребята, вы столько посмотрели и послушали про славянских богов. А теперь ответьте мне на следующие вопросы:
Игра-путешествие «Лукоморье»
Педагог:
-Кто является верховным богом древних славян?
-От имён каких богов происходят слова яростный, яровая пшеница, яркий, лад, ладушки, ладить? (Ярило, Лада)
-Из каких источников мы узнали о славянских богах? (Сказок, былин, легенд, преданий).
- Хорошо, а теперь давайте поиграем в группах.
1-я группа работает над составлением кроссворда «Славянские боги».
В кроссворде должно быть не менее 8 слов.
2-я группа работает над составлением схемы «Где живут славянские боги». Группа получает 8 карточек с клеевым краем (на них написаны имена славянских богов) и планшет с тремя уровнями «Верхний мир», «Мир людей», «Тот свет».
3-я группа работает с заданием «Третий лишний».
Карточка с заданием: вычеркнуть лишнее имя в каждой группе.
Хорс, Лада, Зевс.
Гефест, Леший, Ярило
Белбог, Меркурий, Доля
Лихо, Морана, Персефона
Мокошь, Баба-Яга, Посейдон
Аполлон, Дожьбог, Кикимора
Русалка, Берегиня, нимфа.
После выполнения группы меняются заданиями, проверяют правильность выполнения и выставляют оценки в оценочные листы. Проверяющие подписываются.
Педагог:
-Ну а теперь предлагаю вам ответить на вопросы:
1.Как в образном языке мифологии и поэзии именуется дерево, находящееся в центре мира? (Мировое древо)
2.Какая связь между мировым древом и распятием на кресте? (Крест - символ мирового древа, он указывал направление во все четыре стороны света.
3.Ранее распятие на кресте считалось позорной казнью и применялась только для рабов, но после распятия Христа отношение к распятию было переосмысленно.)
4.Какое дерево "уничтожает" нечить? (Осина, горькое дерево, на котором повесился предатель Иуда)
5.Почему купола церквей на часто делали из осины? (Осина, отсырев на дожде приобретала цвет серебра. Осиновые купола не портились и выглядели серебряными)
6.В некоторых белорусских деревнях сохранился обычай класть у порога березовое полено. Зачем? (Береза - от слова "беречь". Считалось, что березовое полено предохранит дом от нечисти и от названных гостей.)
7.Можно ли ломать рябину? (Нет, рябина - дерево мстительное. Если его сломать - на семью повалятся беды и несчастья.)
8.Как называются север, юг, запад и восток в соответствии с временами суток? (Север - полночь, юг - полдень, восток и запад, соответственно, восход и закат)
9.По преданию, солнечное затмение - дурной знак. Что он предвещает? (Солнечное затмение - знак отвернувшегося светила. Люди в это время чувствуют себя сиротами, покинутыми своим верховным богом.)
10.У славян всегда существовал обряд - пускать с горы зажженое колесо. Когда это делали и зачем? (Зажженное колесо - знак возрождающегося Солнца - пускали с горы весной марте и апреле. Ранее этот праздник носил название Ярилки, позднее, с приходом на Русь христианства, стал именоваться Спиридоном-солнцеворотом)
11.Что такое "явь", "навь", и "правь" в славянской мифологии? ("Явь" - явный, реальный мир, "Навь" - мир потусторонний. "Прань" - сила бога Сварога, который управляет и явью и навью. От этих слов пошли следующие с лова: "правда" от "прави", "навет" от "нави", слово "явь сохранилось почти без изменения смысла.)
12.Известен славянский обычай - выносить мертвецов не через дверь, а через пролом в стене, который тотчас же заделывали. Объясните этот обычай. (Мертвец уходит из мира сего в мир иной, поэтому необходимо защитить свой дом от мира мертвых, закрыть покойнику обратный путь. По этому же обряду покойника выносили вперед ногами, чтобы он не запомнол дороги домой.)
13.Есть ли в домике бабы Яги окна? (Нет, так как всякая нечисть света боится, избегает его, живет в сумерках)
14.Что такое "жилы земли" в славянских мифах? ("Жилами земли" называли реки.)
15.Что означает выражение "как в воду смотрел"? (Ранее гадали на воде, считали, что освященная вода может предсказать будущее.)
16.Какая связь между Солнцем и обручальным кольцом? (И то и другое - круглой формы и золотого цвета. Кольцо - как бы свидетельство перед богом Солнца о данной клятве, о ее нерушимости.)
17.В чем заключается символическое сходство между колесом прялки и солнечным диском? (Солнечный диск - как бы большое колесо прялки, оно вращается, определяя ход жизни, ход судьбы, а нити от него - солнечные лучики, тянутся к каждому из нас.)
18.Какое слово называют "вещим"? ("Вещим" называют пророческое слово, то есть то, которое непременно сбудется. А пророков и предсказателей называют "вещими старцами")
5.Экологическая мастерская «Славянский оберег»
Педагог:
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам сделать своими руками оберег на счастье и удачу. Из соленого теста по древним славянским традициям мы с вами вылепим подкову, которая принесет нам счастье и удачу. Когда тесто высохнет, эту подкову можно будет разрисовать.
Учащиеся лепят подкову
6.Рефлексия
Педагог:
- Вот мы и рассмотрели таинственный и мифический мир наших предков. Скажите, какой бог или мифическое существо вам больше всего понравилось, запомнилось. А скажите, чем?
Учащиеся перечисляют запомнившихся им богов, рассказывают, чем они им запомнились.
- Молодцы! На этом наше занятие окончено. До свидания!
Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
← Мероприятие в летнем лагере. Сценарий "Летние обряды и обычаи" | Интеллектуальная программа для младших школьников о животных с презентацией →
![]() |
Автор: Светлана Вадимовна Ясенецкая
Опубликовано: 3102 дня назад (29 сентября 2016)
Просмотров: 18245
Рубрика: Белорусская мифология
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (5)
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|