Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеурочные занятия на развитие культуры общения младших школьников, 1-2 класс

Система внеурочных занятий на развитие культуры общения младших школьников «Искусство общения»
Автор: Вдовина Евгения Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №13 г. Волжского Волгоградской области.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Систему внеурочных занятий можно апробировать на 1-2 классах, где учащиеся показывают слабый уровень развития культуры общения. Занятия целесообразно проводить в рамках клуба «Искусство общения» один раз в неделю во внеурочное время. Длительность каждого занятия: 25-40 минут, в зависимости от возраста детей.
Система внеурочных занятий с использованием игровых технологий направлена на повышение уровня развития культуры общения младших школьников по следующим направлениям:
- умение вежливо входить в контакт и выходить из него;
- умение вести диалог и участвовать в свободной беседе;
- умение высказывать похвалу и делать комплименты;
- умение оказывать поддержку нуждающимся людям;
- умение слушать и слышать других;
- умение быть внимательным к самому себе и окружающим;
- умение понимать чувство и настроение других;
- умение сотрудничать с окружающими, работать в команде.
Цель: создание условий для освоения обучающимися этикетных норм общения (как надо? как принято?), правил и приемов эффективного общения (как лучше? как эффективней?).
Задачи:
- сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;
- научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное повеление собеседника;
- сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
- вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
- обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

План - конспект внеурочного занятия
Тема: «Давайте знакомиться!».
Цели:
1. Обучить детей вежливому знакомству с новыми людьми.
2. Научить детей рассказывать о себе.
3. Развивать навыки речевого общения.
Оборудование: карточка с темой занятия, карточки с правилами знакомства, дерево рефлексии, бумажные красные и зеленые яблоки.
Ход занятия
1. Организационный момент, постановка темы занятия.
- Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы настроиться на работу, я подарю вам свою улыбку и передам своё хорошее настроение, а вы улыбнитесь мне и друг другу, подарите своим одноклассникам хорошее настроение.
- Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- Сегодня мы проведем первое внеурочное занятие в рамках клуба «Искусство общения». Наше сегодняшнее занятие называется «Давайте знакомиться!».
(Тема занятия открывается на доске)
- Ребята, вам приходилось когда-нибудь знакомиться? (Да)
- Расскажите, когда и с кем вы знакомились.
- О чем вы говорили с новым знакомым?
- Что вы чувствовали при знакомстве с новым человеком?
- Приходилось ли вам чувствовать неловкость при знакомстве?
- Были ли ситуации, когда вы не знали, о чем спросить нового знакомого, как узнать его поближе?
- Сегодня на занятии вы научитесь вежливо знакомиться новыми людьми, рассказывать о себе, вести диалог с новым знакомым.
2. Работа по теме занятия.
а) Беседа.
- Как известно, первое впечатление, которое вы произведёте на нового знакомого, нередко определяет судьбу дальнейшего общения. Поэтому правила знакомства существовали у всех народов во все времена. И многие из древних традиций знакомства нашли своё место в современном этикете. Однако ритуал знакомства в древности был слишком сложной процедурой. Сегодня правила знакомства намного проще.
- Что нужно сделать прежде всего при знакомстве? (Представиться)
- Верно. Любое знакомство начинается с представления. Следует назвать свое имя, и если этого требует ситуация, отчество или фамилию.
- Чем чаще всего при знакомстве люди обмениваются? (Рукопожатием или поклоном).
- Как вы думаете, произведете вы хорошее впечатление на нового знакомого, если будете хмурыми, недоброжелательными? (Нет)
- А как следует держаться при знакомстве? (Непринужденно, улыбаться и стараться смотреть в лицо тому, кому представляетесь или кто представляется вам)
- Случалось ли вам знакомить людей друг с другом? (Да)
- Что вы при этом говорили?
- В ситуациях, когда вам надо познакомить людей, надо подвести знакомящихся друг к другу и назвать их имена. По правилам этикета, вы не должны заставлять гостей представляться друг другу самостоятельно.
- Какие вежливые слова говорят после представления? (Очень приятно, рад знакомству, приятно познакомиться)
- Далее, согласно этикету, представленным друг другу людям необходимо обменяться хотя бы несколькими предложениями. Проявляйте интерес к личности человека, с которым только что познакомились. Слушайте его и вызывайте на разговор. Вам так же следует рассказать немного о себе, если собеседник поинтересуется. При разговоре чаще называйте по имени нового знакомого, это позволяет расположить его к вам.
- Это были основные правила знакомства. Давайте еще раз кратко их перечислим.
1) Представиться по имени и обменяться рукопожатием или поклоном.
2) Использовать вежливые слова: очень приятно, рад знакомству, приятно познакомиться.
3) Обменяться с новым знаком несколькими предложениями.
4) Интересоваться личностью собеседника, внимательно слушать.
5) Рассказать о себе, если собеседник попросит.
6) Улыбаться, смотреть в глаза собеседнику, чаще называть его по имени.
(Карточки с правилами на доске)
б) Игра «Вымышленное знакомство».
- Итак, основные правила знакомства вы запомнили. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство и нужно преодолеть языковой барьер? Как тогда вести себя?
- Поиграем в игру «Вымышленное знакомство». Вам требуется инсценировать знакомство:
• космонавтов с инопланетянами;
• охотников со снежным человеком;
• нового владельца замка с обитающими в нем привидениями;
• моряка, выброшенного после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов.
- Чему вас научила эта игра? (Располагать к себе собеседника, производить хорошее впечатление)
в) Игра «Интервью».
- При знакомстве очень важно уметь красноречиво рассказывать о себе. Это и создает о себе хорошее впечатление. Чтобы отработать этот навык, сыграем в игру «Интервью».
Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае педагог роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».
- Какие навыки вы приобрели в процессе этой игры? (Рассказывать о себе, производить хорошее впечатление)
3. Итог занятия, рефлексия.
- Итак, какая была тема занятия?
- Почему очень важно соблюдать правила знакомства?
- Какие правила знакомства вы запомнили?
- Чему вас научили игры «Вымышленное знакомство» и «Интервью»?
- Какие у вас впечатления остались после нашего занятия?
- Посмотрите на доску. Это дерево рефлексии. Если вы считаете, что вы научились знакомиться, наклейте на дерево зеленое яблоко. Если думаете, что вам еще следует потренироваться в знакомстве с новыми людьми, приклейте красное яблоко. Яблочки возьмите на первой парте.
- Какое красивое дерево у нас получилось!
- Спасибо вам за занятия, вы все молодцы!

План - конспект внеурочного занятия
Тема: «Встреча с другом».
Цели:
1. Научить детей поддерживать разговор при встрече со знакомыми.
2. Формировать доброжелательное отношение к людям.
3. Научить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.
Оборудование: карточка с темой занятия, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент, постановка темы занятия.
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
- Ребята, какая главная мысль этого стихотворения? (При встрече нужно здороваться, желать доброго утра, дня и т.д., это заряжает хорошим настроением обоих собеседников на весь день)
- Сегодня мы проведем еще одно занятие в рамках клуба «Искусство общения». Тема занятия: «Встреча с другом». (Тема занятия открывается на доске)
- На этом занятии вы научитесь использовать вежливые слова при встрече со знакомыми, поддерживать разговор и правильно вежливо выходить из контакта.
2. Работа по теме занятия.
а) Беседа.
- Вспомните, когда вы случайно встретите друга, родственника или знакомого, как вы ведете себя? О чем говорите с ним?
- Как вы думаете, существуют ли правила этикета при встрече со знакомым? (Да)
- Что первым делом нужно сделать, если вы увидели знакомого человека? (Поздороваться)
- Какие слова приветствия вы знаете? (Привет, здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер)
- Вместе со словами приветствия рекомендуется обращаться к собеседнику по имени. Например: Привет, Ира! Здравствуйте, Людмила Ивановна!
- Какие жесты приветствия совершают люди при встрече? (Обмениваются рукопожатием или поклоном)
- А как следует вести себя, если вы увидели знакомого издалека? (Если вы заметили знакомого вдалеке и если заметили вас, следует поприветствовать знакомого кивком головы, взмахом руки, улыбкой, поклоном. Не следует кричать во весь голос.)
- Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать "Здравствуйте!" издалека. Необходимо дождаться, когда расстояние сократится до нескольких шагов.
- Представьте, что вы заходите в комнату, где много людей. Вы будете здороваться с каждым в отдельности или со всеми в общем? (Со всеми в общем, следует сказать «Здравствуйте!» всем присутствующим)
- При встрече с другом или знакомым очень важно умение поддержать разговор. О чем можно спросить своего собеседника?
б) Игра «О чем спросить?».
- Для развития умения поддержать разговор проведем игру «О чем спросить?». Сядьте, пожалуйста, в круг.
У педагога — эстафета (мяч). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает («Как живёте?» — «Хорошо». «Как идут дела?» — «Нормально». «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.
- Чему вас научила эта игра? (Поддерживать разговор при встрече)
в) Игра «Передай настроение».
- А как вы думаете, с каким настроением вы должны общаться со знакомым? Какие эмоции ему следует передавать?
- Очень важно общаться с хорошим настроением, улыбаться, искренне интересоваться собеседником, передавать ему положительные эмоции, чтобы он с радостью вспоминал впоследствии вашу встречу. Чтобы научиться этому, нужно поиграть в игру «Передай настроение».
Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Педагог «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (первый круг - веселое, второй круг - тоскливое). Дети, передав настроение воспитателя по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослый ему помогает. Действие детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить настроение.
- Какое же настроение передать проще? (Веселое, хорошее)
- Какие эмоции у вас вызвала эта игра?
г) Игра «До скорой встречи».
- Представьте, что вы уже обменялись парой предложений с другом, и вам пора идти. Что следует сделать в этой ситуации? (Выйти из контакта, вежливо попрощаться)
- Какие слова используются при выходе из контакта? (Пока, до скорой встречи, рад был увидеться, до свидания, всего хорошего, счастливо и т.д.)
- Проведем игру «Прощай».
Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.
- Какой навык вы приобрели в процессе этой игры? (Выходить из контакта, вежливо прощаться)
3. Итог занятия, рефлексия.
- Какая была тема нашего занятия?
- Какие правила нужно соблюдать при встрече со знакомым?
- А как вести себя не стоит?
- Чему вы научились на этом занятии?
- Какое настроение у вас осталось после игр?
- Поднимите руки те, кто считает, что усвоил все правила.
- Поднимите руки те, кто думает, что еще нужно самостоятельно изучить правила и потренироваться.
- Спасибо за занятие, вы молодцы!

План - конспект внеурочного занятия
Тема: «Поговорим?»
Цели:
1. Развивать навыки поддержки беседы.
2. Развивать внимание к собственной речи и речи собеседника.
3. Сформировать у детей умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения.
Оборудование: карточка с темой занятия, мяч, картинки-смайлики.
Ход занятия
1. Организационный момент, постановка темы занятия.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Это занятие мы проведем вместе. Пусть вам оно принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
- Посмотрите на доску. Это русские пословицы.
Для беседы всякий повод хорош.
Колокольный звон не молитва, крик не беседа.
Красно поле пшеном, а беседа умом.
Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать.
- О чем эти пословицы? (О беседе)
- Пословицы я подобрала не случайно. Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
- Наше занятие называется «Поговорим?».
Тема занятия на доске.
- Предположите, чему вы можете научиться на занятии с таким названием?
- Вы научитесь вести беседу (или диалог) в зависимости от ситуации и участников беседы.
2. Работа по теме занятия.
а) Беседа.
- Человеческое общение подчиняется определенным правилам, зачастую неписаным. Раньше ведение беседы было целым искусством, но сейчас многие забывают об основных правилах ведения разговора. Поговорим о некоторых из них.
- Начнем с самого начала. Если вы начинаете разговор первым, осторожно выбирайте тему: она должна быть интересной для всех (или хотя бы для большинства) присутствующих.
- На какие темы уместно говорить с другом? С малознакомым человеком? Со взрослым? С учителем?
- На какие темы неуместно говорить с другом? С малознакомым человеком? Со взрослым? С учителем?
- Должен ли выбор темы беседы основываться на настроении собеседника? (Да)
- Приведите примеры.
- Послушайте очень важные правила ведения беседы.
1. Когда к вам обращаются с вопросом, не отвечайте односложно (скажем, просто «да» или «нет»). Такие ответы зачастую отбивают у людей всякое желание вести беседу, так как демонстрируют отсутствие интереса с вашей стороны (даже если на самом деле это смущение или усталость). Даже если вам нечего ответить на вопрос, кроме «да» или «нет», постарайтесь немного расширить ответ, чтобы он звучал не так отрывисто.
2. Правильное ведение беседы требует умения не только говорить, но и слушать. В разговоре принимают участие несколько людей, а это значит, что возможность высказаться должна быть у каждого.
б) Игра «Вопрос - ответ».
- Чтобы закрепить эти правила на практике, поиграем в игру «Вопрос-ответ», чтобы научиться вести беседу в определенной ситуации.
Ситуации:
• разговор с другом, который сегодня в школе получил двойку;
• разговор с человеком, который вчера с вами познакомился;
• разговор с мамой после родительского собрания;
• разговор с учителем после его похвалы;
• разговор с родственником на празднике.
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос в зависимости от ситуации и т.д. («Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Ловишки» и т.д.).
- Чему вас научила эта игра? (Вести беседу в зависимости от ситцации и участников беседы)
- Понравилась ли вам игра?
в) Игра «Кем ты хочешь стать?».
Играют педагог и дети. Педагог начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, вол­ком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо при­чинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять педагог.
- Какие впечатления остались у вас после этой игры?
3. Итог занятия, рефлексия.
- Какая была тема нашего занятия?
- Какие правила нужно соблюдать при ведении беседы?
- От чего зависит выбор темы?
- Чему вы научились на этом занятии?
- Какое настроение у вас осталось после игр?
- У каждого из вас на парте лежат 2 смайлика: грустный и веселый. Если вы считаете, что усвоили правила ведения беседы, научились поддерживать разговор, то прикрепите на доску веселый смайлик. Если вы считаете, что занятие не принесло для вас пользы, прикрепите грустный смайлик.
- Посмотрите, сколько веселых смайликов у нас на доске! Я желаю вам, чтобы вы всегда были в хорошем настроении, и никогда не грустили.
- Спасибо за занятие!

План - конспект внеурочного занятия
Тема: «Похвали меня».
Цели:
1. Научить детей выражать свои положительные эмоции по поводу работ других детей.
2. Развивать умение делать комплименты.
3. Воспитывать доброжелательность и эмпатию.
Оборудование: карточка с темой занятия, фишки, мяч, нарисованный на ватмане цветок.
Ход занятия
1. Организационный момент, постановка темы занятия.
- Здравствуйте, ребята! На ваших столах лежат волшебные коробочки, в них вы увидите самых умных, сообразительных, самых находчивых детей. Откройте потихоньку эти коробочки. Кто же эти дети? (общая фотография учащихся) Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко и уверенно: «Мы самые лучшие дети на свете!» С таким приподнятым настроением мы начнем наше занятие.
- Когда я сказала, что вы самые умные и сообразительные, что я таким образом сделала для вас? (Похвалила, сделала комплимент)
- Догадайтесь, какая будет тема нашего занятия? («Похвали меня»)
Тема занятия на доске.
- Сегодня на очередном занятии клуба «Искусство общения» вы научитесь делать и принимать комплименты.
2. Работа по теме занятия.
а) Беседа.
- Вспомните, кто в последний раз делал вам комплимент? За что именно хвалили? Какие чувства вы при этом испытывали?
- Комплименты несомненно вызывают положительные эмоции. Когда нас хвалят, у нас поднимается самооценка.
- А кого и за что в последний раз хвалили вы?
- Восхвалять собеседника – древнее искусство. На Востоке до сих пор невозможно представить общение между партнёрами, коллегами, родственниками и просто знакомыми без красивых фраз и комплиментов. История многих народов говорит нам о том, что умение говорить комплименты дамам, кавалерам, королям часто решало судьбы не только нескольких человек, но и целых стран.
- Как вы думаете, с какой целью люди делают комплименты?
- Целью комплимента может быть всё, что угодно: стремление вызвать симпатию, укрепить репутацию, повлиять на ситуацию и даже манипуляция. Часто комплименты делают для того, чтобы собеседник продолжал делать что-либо в нужном направлении. Например, если ученик стал более старательным в выполнении домашних заданий, следует похвалить его, чтобы он продолжал в том же духе. Важно, чтобы комплимент был сделан в нужное время и заслуженно.
- Комплименты можно делать относительно внешности человека. Например: Ира, ты сегодня хорошо выглядишь. Так же комплименты могут касаться ума. Например: Леша, ты такой сообразительный! Я бы никогда не додумалась до этого. Можно делать комплименты по поводу личностных качеств человека. Например: Катя, ты очень добрая и отзывчивая. Либо по поводу достижений: Анна Витальевна, вы прекрасно справились с заданием.
- Как вы думаете, с каким настроением нужно делать комплименты? (С хорошим, воодушевленным, говорить искренне)
б) Игра «Похвали меня».
- Потренируемся делать и принимать комплименты. Сейчас мы поиграем в игру «Похвали меня».
Детям предлагается нарисовать рисунок на свободную тему по замыслу.
После того, как дети нарисуют рисунки, они делятся на пары и меняются рисунками. Теперь им нужно внимательно рассмотреть рисунок своей пары, найти в нем то, что особенно нравиться и рассказать об этом. Смысл этого задания – так рассказать о рисунке, чтобы тому, кто его рисовал, было приятно.
Каждая пара выступает по очереди, остальные дети слушают рассказы друг друга. У каждого ребенка в руках по фишке, и ее можно отдать только одному рассказчику, тому, кто больше всех понравился (То есть лучше всех, по мнению ребенка, сумел похвалить автора рисунка.). Затем выбирается победитель после подсчета фишек.
- Почему именно…собрал больше всех фишек?
- Какие приему он(а) использовал, чтобы человеку было приятно?
- Чему вас научила эта игра?
- Как нужно принимать комплименты? (Говорить «Спасибо», можно делать ответный комплимент)
в) Игра «Комплименты».
- Потренируемся еще раз. Проведем игру. Для этого вам нужно встать в круг.
Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
- Какие еще слова благодарности вы использовали в игре?
- Какие умения вы приобрели?
3. Итог занятия, рефлексия.
- Какая была тема нашего занятия?
- Как правильно делать комплименты?
- Чему вы научились на этом занятии?
- На доске плакат, на нем изображен цветок. Подойдите и подпишите на лепестках, какие эмоции вы испытывали на этом занятии, что у вас получалось, какие умения вы приобрели.
Вслух зачитываются надписи.
- Спасибо за занятие, вы молодцы!

План - конспект внеурочного занятия
Тема: «Зайку бросила хозяйка».
Цели:
1. Научить детей проявлять сочувствие.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: карточка с темой занятия, повязки для глаз, карточки настроения.
Ход занятия
1. Организационный момент, постановка темы занятия.
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы проведем еще одно занятие в рамках клуба «Искусство общения».
- Как ваше настроение? Готовы к занятию?
- К нам сегодня пришел гость. Будьте очень чутки с ним, он расстроен.
Появляется игровой персонаж Зайка (один из учеников), который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила хозяйка.
- Ребята, наше занятие называется «Зайку бросила хозяйка». И вы научитесь на этом занятии проявлять сочувствие и поддержку.
Тема занятия на доске.
2. Работа по теме занятия.
а) Беседа.
- Как можно помочь Зайке? (Пожалеть его, приободрить, поддержать)
- К сожалению, в жизни случаются печальные события. Когда с кем-то из знакомых происходят неприятности или кто-то находится в горе, хочется выразить сочувствие, помочь человеку не сломаться, поддержать его в трудную минуту. Но не все умеют и знают, какие слова подобрать для выражения своих чувств, уместно ли это будет и т.д.
- Как нужно выражать сочувствие? (Искренне, от сердца, короткими фразами)
- Если у вашего знакомого случилась беда, выразите готовность помочь ему. Спросите, чем вы можете ему помочь, и сделайте все возможное. Переключайте внимание человека на положительные связи с событием. В разговоре акцентируйте светлые моменты прошлого. Говоря о будущем, старайтесь поддержать уверенность человека в собственных силах. Закрепляйте те моменты, когда человек успокаивается. Чаще фокусируйте его внимание на них. Попробуйте уговорить его пойти куда-нибудь вместе. Это поможет отвлечься от неприятных мыслей.
б) Игра «Пожалей зайку».
- Вы услышали от меня некоторые рекомендации по выражению сочувствия. Поиграем в игру. Сядьте в круг. В центре круга оставьте место для Зайки.
- Вам по очереди нужно сказать по одному предложению, чтобы поддержать Зайку. Помните о рекомендациях.
- Как вы считаете, у кого лучше всех получилось ободрить Зайку?
- Почему? Какие приемы он(а) использовал(а)?
- Сформулируйте еще раз рекомендации по выражению сочувствия.
в) Игра «Старички».
- Моральную поддержку требуется оказывать всем людям, кто в этом нуждается. Сейчас мы поиграем еще в одну игру «Бабушка».
Дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно от­вести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
- Справились бы старички без помощников? (Нет)
- Чему вас научила эта игра? (Поддерживать человека в трудной ситуации, помогать)
3. Итог занятия, рефлексия.
- Какая была тема нашего занятия?
- Почему важно поддерживать человека в трудной ситуации?
- Как нужно выражать сочувствие?
- Чему вы научились на этом занятии?
- Что вам понравилось на этом занятии?
- Где и когда вам могут пригодиться полученные знания и умения?
- На доске вы видите карточки со словами. Эти слова передают ваше состояние после урока. Поставьте галочку только на одной карточке, которая наиболее точно описывает ваше состояние.
Раздражительность
Нервозность
Радость
Злость
Равнодушие
Скука
Покой
Уверенность
Воодушевленность
Неуверенность
Наслаждение
- Спасибо за занятие, до скорой встречи!

План - конспект внеурочного занятия
Тема: «Мы-команда».
Цели:
1. Обучить умению договариваться.
2. Способствовать развитию сотрудничества.
3. Воспитывать желание уважать чужую работу, пространство.
Оборудование: карточка с темой занятия, цветные фломастеры, ватман
Ход занятия
1. Организационный момент, постановка темы занятия.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем последнее занятие в рамках клуба «Искусство общения». Вспомните, чему вы научились на занятиях этого клуба?
- Сегодняшнее занятие называется «Мы-команда». Как вы думаете, чему вы можете научиться на занятии с таким названием? (Работать в команде, договариваться, сотрудничать)
Тема занятия на доске.
2. Работа по теме занятия.
а) Игра «Рисуем вместе».
- Сейчас мы будем рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один фломастер, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом фломастерами.
Рисование проводится на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Педагог наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.
- Посмотрите, какой красивый рисунок у вас получился! Чему вы только что научились? (Договариваться, сотрудничать в команде)
б) Игра «Живая картина».
- А теперь поиграем в игру «Живая картина».
Выбирается водящий игры. Остальные так, чтобы водящий не слышал, договариваются, что они все вместе будут показывать. Дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».
Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Педагогу лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.
- Как вы считаете, достаточно ли сплоченно вы действовали в этой игре?
- Какие навыки вы приобрели в процессе этой игры? (Навык работы в команде, сотрудничества)
в) Игра «На льдине».
- Поиграем еще в одну игру. Она называется «На льдине».
Участники делятся на команды по 5 – 7 человек (желательно, чтобы все команды были одинакового размера и между ними равномерно распределились мальчики и девочки). Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу. Педагог зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя – кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержаться в таком положении 15 – 20 секунд, педагогсообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно j части от каждой газеты, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2 – 3 раза. Если в команде тонет один человек. Она получает предупреждения, если два или больше – выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается команда, которая продержится дольше других.
- Какой вывод мы можем сделать о смысле этой игры? (Выиграть индивидуально нельзя, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины»), поставив под угрозу действия всей команды)
- Какие эмоции вы испытывали?
- Что позволило победившей команде лучше справиться с заданиями игры?
3. Итог занятия, рефлексия.
- Итак, можно сделать вывод, что если люди что-то делают вместе и при этом уважительно относятся друг к другу и умеют договариваться – у них все получится.
- Чему вы научились на этом занятии?
- Что вам понравилось на этом занятии?
- Где и когда вам могут пригодиться полученные знания и умения?
- Понравились ли вам в целом занятия нашего клуба «Искусство общения»?
- Спасибо вам за эти занятия, мне было очень приятно с вами работать.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальный марафон для учащихся начальных классов Классный час в начальной школе. Древнерусские города Младшим школьникам о гербах городов русских Сценарий выступления Детского юношеской организации на городском конкурсе

Похожие статьи:

Проекты по литературному чтению, 3-4 класс. Темы

Внеурочное занятие по математике, 4 класс. Задачи с числами

Участник №64 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
Конспект урока математики в 1 классе: Счет предметов
Опубликовано: 3313 дней назад (27 октября 2015)
Просмотров: 38901
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (5)
Татьяна Александровна Мугинова # 3 ноября 2015 в 08:14 0
Спасибо.
Светлана Александровна Миронова # 4 ноября 2015 в 20:27 0
Спасибо! Материал интересный. +1
Ольга # 17 октября 2017 в 16:22 0
Евгения Сергеевна! Огромное спасибо за материал по культуре общения!
Клочкова Дина # 11 марта 2020 в 10:28 0
Спасибо.Замечательный материал,очень помог.
Зюзина Наталья Олеговна # 4 января 2021 в 03:58 0
Большое спасибо, Евгения Сергеевна, за интересный материал. Обязательно использую его в своей работе с первоклассниками.