Мероприятие в летнем лагере. Сценарий "Летние обряды и обычаи"
Летние обряды и обычаи белорусов
Цель занятия: изучить летние обычаи и обряды белорусского народа на примере праздников Купалье, Спасы, Илья Задачи:
Обучающая – познакомить учащихся с традиционными летними праздниками и обрядами славян, их историей и традициями проведения.
Развивающая – развивать воображение и логическое мышление у учащихся.
Воспитывающая – воспитывать у учащихся уважение к родной культуре, духовность, патриотизм, возрождение народных традиций.
Специфика занятия: учебно-развивающее
Форма организации занятия: индивидуально-групповое, практико-ориентированное занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный (объяснение, беседа)
- наглядный (демонстрация иллюстраций)
- игровой (игра «Назови летний праздник», «Кола»)
Материально-техническое обеспечение занятия: ручка, бумага, иллюстрация атрибутики летних славянских праздников, игры «Кола» и «Назови летний праздник», гофрированная бумага, ножницы, клей
Ход занятия
1. Организационный момент.Педагог:
-Здравствуйте! Сегодня тема нашего занятия «Летние обрядовые праздники». На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с обрядами и традициями летних славянских праздников, узнаете больше о праздниках «Иван Купала», «Илья» и «Спас». А еще я расскажу, какие Спасы бывают, и как праздновали эти праздники наши предки. А потом у нас будет возможность сравнить, чем отличаются традиции проведения этих праздников сейчас и в древности.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Педагог:
- Сейчас мы поиграем в игру. Ваша задача – назвать как можно больше летних праздников. За каждый праздник вы получаете жетон, а в конце мы подсчитаем, кто собрал больше жетонов, и определим знатока летних праздников.
Игра «Назови летний праздник»
Учащиеся поднимают руки и называют известные летние праздники:
- Троица
- Иван Купала
- Яблочный Спас
- Медовый спас
- Маковый спас
- Петров день
- Летние святки
Педагог:
- Ну, молодцы! Порадовали вы меня. Знаете белорусские традиции. И жетонов собрали по одному. Значит, победила дружба!
3. Операционно-познавательный этап
3.1. Рассказ о празднике «Иван Купала»
Педагог:
- Изучать летние праздники мы начнем с самого загадочного и волшебного праздника лета. Это праздник «Иван Купала».
Рассказ о празднике «Иван Купала»
В ночь с 6 на 7 июля (у католиков и у славян — с 23 на 24 июня) отмечалось Купалье (Купалле, Ян, Иван), которое являлось своеобразной кульминацией летних событий в народной жизни. Иван Купала является одним из самых почитаемых праздников у белорусов и в настоящее время. Купалле — истинно языческий праздник в честь летнего солнцестояния. Аналоги его существуют почти во всех странах мира. Во время летнего солнцестояния расцвет природы достигает своего апогея: колосится на полях пшеница, гречка и просо, расцвели лен и картошка, закончился приплод у животных. Поэтому наши предки в эти дни старались отблагодарить Матушку-Природу за хороший урожай, охоту, удой и отел у домашних животных. Люди совершали жертвоприношения и празднованием Ивана-Купалы показывали единение с природой. Еще с утра девушки и женщины с песнями направлялись в поле, на луг с целью сбора купальских трав. Во время сбора пели:
А на Купалу рана сонца йграла,
На добрыя годы, На цеплыя осы,
На хлебы-ураджаі..
Ой, рана-рана на Яна
Да хораша сонейка гуляла,
І зямля стагнала з Купала,
Дарожка звінела ад песен…
По народным поверьям, необходимость исполнения песен во время сбора трав и цветов была вызвана стремлением передать им лекарственную и чудодейственную мощь. Однако купальский праздник был связан не только с культом растений. Важное значение издревле придавалось огню, и именно купальский огонь являлся своеобразным оборонительным, магическим и очищающим средством. На купальское кострище сносились старые вещи, сжигание которых символизировало вечное обновление жизни. Огонь получали от трения деревянных брусов. Как символ солнца поднимали на счастье зажженное колесо. Одним из важных моментов были прыжки парней и девушек через костер, огонь которого обладал чудодейственным свойством очищения. Также девушки занимались гаданием: опускали венки в реку и, следя за движение венка, делали выводы о своей дальнейшей судьбе.
С Купальем связывают удивительную легенду о цветке папоротника (папараць-кветка), на который нисходит огонь Перуна, и ровно в полночь папоротник зацветает на несколько мгновений огненным цветом. Нужно поймать этот момент, и тогда все желания обладателя цветка папоротника сбудутся, он будет знать обо всем, что происходит в мире. В легендах говорится, что в купальскую ночь растения разговаривают между собой, деревья переходят с места на место, а реки светятся волшебным светом.
Есть поверье, что в эту ночь проводят гулянья всевозможные волшебники и ведьмы, воруя лошадей, отбирая молоко у коров. Чтобы защититься от нечистой силы, хозяева вешали над входом дома крапиву или острые предметы, о которые нечистая сила могла бы порезаться: иглы, серпы. К утру молодежь купалась в реках, качалась по утренней росе, встречала восход солнца, в честь которого и праздновалось Купалье. Говорили, что в купальское утро солнце «играет» — двоится, троится и переливается разными цветами.
Вот такой вот интересный праздник!
Рассказ о празднике Илья
Педагог:
- А сейчас я расскажу вам о празднике «Илья»
Вы не раз слышали такие приметы:после Ильи купаться нельзя или пословицу - пришел Илья - принес гнилья.
Илия — один из величайших пророков. В библии о нем есть притча. Сейчас я вам ее расскажу. Илья родился за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет Илия поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся солнцу и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу. Через три с половиной года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу солнца. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Солнцу, а другой — Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Солнца, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол».
Сначала сделали жертвенник Солнцу, набросали дров, закололи быка, а жрецы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на жертвенник Солнца не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Этот день христиане празднуют как "Илья".
Рассказ о Спасах: Яблочный, Маковый, Медовый
Педагог:
- В народном и православном календаре существует три Спаса. Это не языческие праздники, наши предки узнали о них после крещения Руси.Вы не раз слышали о них, но сегодня вы узнаете, что же это за праздники и зачем необходимо что-то съедать или не съедать на них.
Первый – Яблочный.
В этот день в церкви освящают плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Такие колосья и семена сохраняют до следующего сева.
Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или поступить ещё проще — оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам.
В деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о женихах, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».
В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами — всем, чем одаривал огород, сад, лес. Пироги пекли из постного теста.
В этот день провожают закат солнца в поле с песнями. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали:
Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещёного,
Для всей братии названной!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещёный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мёд, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещёный мир,
Бьём челом и кланяемся!
К Яблочному Спасу в старину совершался «обряд засевания полей», который состоял в том, что по просьбе хозяев приходил со святыми иконами на поле священник и окроплял вспаханную землю священной водой.В этот день бывали народные гулянья.
Педагог:
- В народе широко распространены поговорки и приметы на Спас:
Какой второй Спас, такой и январь.
Каков день на второй Спас, таков и Покров.
Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
Встреча осени — Осенинь.
На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках.
Педагог:
- Еще один Спас – Медовый.
По традиции в этот день совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.
«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь, сглаз и др. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.
Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый мёд именно с этого дня.
«На первый Спас и нищий медку попробует!». Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков, с тряпочками или листом лопуха в руках. Они получали «ребячью долю», после чего пели:
Дай, Господи, хозяину многия лета,
Многия лета — долгие годы!
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи.
Педагог:
- Третий Спас - Макавей
В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».
5. Экологическая мастерская «Папарать-кветка»
Педагог:
- А сейчас я предлагаю вам передохнуть и сделать своими руками волшебный цветок «Папарать-кветку»
Учащиеся под руководством педагога делают поделку - цветок из гофрированной бумаги
6. Закрепление материала. Подведение итогов занятия
Игра «Кола»
Педагог:
- Вот мы и рассмотрели летние славянские праздники. А теперь я хочу посмотреть, как вы их запомнили. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру «Кола». Вы по кругу называете мне праздник и его особенности.
Учащиеся по очереди называют изученные праздники и их характерные особенности.
Педагог:
- Молодцы! На этом наше занятие окончено. До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Проект программы летнего лагеря Сценарий летнего спортивного праздника для младших школьников Сценарий открытия лагерной смены День летних именинников в начальной школе. СценарийПохожие статьи:
Познавательное мероприятие для детей в летнем лагере
Сценарий мероприятия ко дню рождения Пушкина
Сценарий мероприятия в летнем лагере. Сценарий игровой программы
Автор: Светлана Вадимовна Ясенецкая
Опубликовано: 2971 день назад (14 сентября 2016)
Просмотров: 11619
Рубрика: Летние праздники славян
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (2)
|
|
||
|