Конспект обобщающего урока в 8 классе с презентацией. История России в первой половине XIX века
Конспект повторительно-обобщающего урока в 8 классе «История России в первой половине XIX века»
Автор: Полякова Светлана Николаевна, учитель истории ОКСКОУ «КСКО школа», г. Курск.Описание работы: я предлагаю конспект повторительно-обобщающего урока по истории России (период – 1-ая половина 19 века). Данная разработка будет полезна, прежде всего, учителям истории специальных (коррекционных) школ VIII вида. Урок рассчитан на учащихся 8-ых классов.
Повторительно-обобщающий урок на тему «История России в первой половине XIX века»
Цель: повторить и закрепить материал об историческом развитии России в первой половине XIX века.Задачи:
Образовательные: вспомнить основные даты, события данного периода; закрепить основные понятия данного раздела.
Коррекционно-развивающие: развивать и корригировать память, внимание, мышление, представление, развивать умения анализировать, систематизировать, обобщать изученный материал.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою Родину и её героев.
Оборудование: проектор, ПК, интерактивная доска.
Дидактический материал: карта «Россия в I половине XIX века»; карточки к заданию № 4; учебник: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С.., Редькина Н.М. История России: учеб. для 8 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005; презентация с тестовым заданием, портреты М. И. Кутузова и Н. Бонапарта.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Актуализация знаний, объявление темы.
- Ребята, мы с вами закончили изучать большой раздел учебника «История нашей страны в 19 веке». Сегодня мы повторим изученный материал.
Я вам напомню, что 19 век для России – это был век, богатый на события: Отечественная война, восстание декабристов, Крымская война, отмена крепостного права; проведены реформы государственного управления, суда, армии, введены земства; в науке были сделаны величайшие открытия и изобретения, которые изменили жизнь всех людей; в 19 веке в России жили и творили величайшие художники, поэты, писатели и архитекторы; кроме того, эта эпоха насчитывает шесть императоров (Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II).
За один урок мы с вами не сможем повторить все, поэтому повторим только события первой половины 19 века.
- Запишите число, тему.
3.Повторение пройденного материала.
Задание 1
- А сейчас давайте разбираться с хронологическими рамками. Начертите в тетради «ленту времени» как у меня на доске.
- Когда начался 19 век? (отмечают в тетради, один ученик на доске)
- Когда закончился век? (отмечают в тетради, один ученик на доске)
- Разделите век на две половины, определите дату (отмечают в тетради, один ученик на доске).
Задание 2
- Перед вами слева основные даты первой половины 19 века. Справа – важные события. Но они неправильно расположены, необходимо правильно соединить дату и событие.
Учащиеся работают на интерактивной доске.
Затем каждую дату ученики отмечают на «ленте времени».
После отвечают на вопросы:
- Какое событие произошло раньше восстание декабристов или Отечественная война?
- Какое событие произошло позже восстание декабристов или строительство первой железной дороги в России?
Задание 3
- Мы с вами уже выяснили, что Отечественная война началась в 1812 году.
Теперь надо вспомнить, как разворачивались события. В этом нам помогут иллюстрации.
- Что изображено на картине?
- Что делают солдаты?
- Это русские солдаты или французы?
- Какой этап войны мы видим здесь?
- Когда началась война?
- Кто был главнокомандующим французской армии?
Учитель обобщает ответы: на картине изображено начало Отечественной войны 1812 года. Французская армия переправляется через р. Неман. Произошло это событие 24 июня 1812 года. Главнокомандующий французов: Н. Бонапарт.
- Что изображено на картине?
- Т.е. это какая-то важная битва. Какая?
- Почему она так называется?
- Когда эта битва состоялась?
Учащиеся показывают на карте путь от р. Неман до с. Бородино.
- Кто был главнокомандующим русской армии?
- Кто победил в сражении?
- Рядом с каким важным городом России проходила битва? Покажите этот город на карте.
Учитель обобщает ответы: на картине изображена Бородинская битва. Она состоялась на поле рядом с селом Бородино. Произошло это событие 26 августа 1812 года. Главнокомандующим русской армии был М.И. Кутузов. Победителей в этом сражении не было.
- Кого вы видите на картине?
- Что делают военные?
- Где это происходит?
- Какое решение здесь было принято?
Учитель обобщает ответы: на картине изображен Военный совет в Филях. Здесь решался вопрос: оставить Москву без боя или еще раз сразиться с неприятелем? Кутузов принял решение отступать.
- Что изображено на картине? Что горит?
- Как вы поняли, что горит Москва?
- Кто поджег Москву?
- Что делали в Москве французы?
- Как долго они находились в Москве (34 дня)?
- Почему пребывание наполеоновской армии в Москве стало началом ее гибели?
Учитель обобщает ответы: на картине изображен пожар в Москве. Кутузов приказал поджечь и уничтожить склады с продовольствием и оружием. Пребывание наполеоновской армии в Москве стало началом ее гибели, т.к. не было корма ни для лошадей, ни для солдат.
- Кого вы видите на картине?
- Почему они так выглядят, как оборванцы?
- Какой это этап войны?
- Кто выиграл эту войну?
Учитель обобщает ответы: на картине изображено отступление наполеоновской армии. Это отступление было мучительным: они жестоко голодали, у них не было теплого обмундирования и обуви. В декабре 1812 года Отечественная война закончилась победой русского народа!
4.Физминутка.
- А сейчас давайте немного отдохнем и выполним несколько упражнений для глаз.
Учащиеся становятся около парт и выполняют упражнения, которые диктует учитель по схеме.
Задание 4
Учащиеся получают карточки с индивидуальными заданиями и отвечают письменно.
Карточка 1
Кто помогал во время Отечественной войны русской армии в разгроме французов? (если затрудняешься ответить, посмотри в учебнике на стр. 222-224)
Карточка 2
По указу Александра I в 1816 году были созданы военные поселения. Руководил их созданием Аракчеев. Довольны ли были крестьяне жизнью в этих поселениях? (если затрудняешься ответить, посмотри в учебнике на стр. 232)
Карточка 3
В 1821 году в России были созданы тайные общества. Напиши, как они назывались и где были созданы? (если затрудняешься ответить, посмотри в учебнике на стр. 235-234)
Карточка 4
В 1821 году в России произошло восстание декабристов. Почему восставших называли декабристами? (если затрудняешься ответить, посмотри в учебнике на стр. 238)
Карточка 5
В 1821 году в России произошло восстание декабристов. Чем закончилось это восстание? (если затрудняешься ответить, посмотри в учебнике на стр. 240)
Карточка 6
Какой великий русский поэт жил и творил в начале 19 века? (если затрудняешься ответить, посмотри в учебнике на стр. 253)
Карточка 7
Какие изобретения в науке были сделаны в первой половине 19 века? (если затрудняешься ответить, посмотри в учебнике на стр. 257)
Задание 5
Учащиеся работают на интерактивной доске, нажимают на правильный ответ в тестовом задании.
На доске появляется слайд с вариантами ответов: портрет и пейзаж.
1. В первой половине 19 века наблюдалось бурное развитие художественного творчества. В это время в России жил и работал замечательный художник Алексей Гаврилович Венецианов. В своих картинах он стремился воспеть красоту и величие природы. Как называется изображение природы, местности, морских видов.
На доске появляется слайд с вариантами ответов: портрет и пейзаж.
2. В начале 19 века петербургский ученый Павел Львович Шиллинг изобрел устройство для передачи письменного текста на расстояние по проводам. Как называется это устройство?
На доске появляется слайд с вариантами ответов: телеграф, телефон, мундир.
3. В 1803 году Александр I принял указ «О вольных хлебопашцах». По этому указу помещик мог отпустить крепостного крестьянина на волю. Помещик должен был дать ему земли, а крестьянину полагалось заплатить помещику за свое освобождение. Как называлась эта плата.
На доске появляется слайд с вариантами ответов: каторга, присяга, выкуп.
4.В 1825 году императором России стал Николай I. Распорядок его дня был такой: вставал Николай очень рано и сразу же приступал к работе. Просматривал бумаги и документы, подписывал их. В середине дня император отправлялся осматривать работу военных училищ, учебных заведений. Часто посещал он дома, где жили военные. Как называются эти дома.
На доске появляется слайд с вариантами ответов: жандармы, казармы, министерства.
5. Подведение итогов.
-Можно ли сказать, что в первой половине 19 века людям жилось хорошо?
Выставление оценок.
Презентация на тему: История России в первой половине XIX века
Рекомендуем посмотреть:
Урок-пазл по истории с презентацией, 5 класс. Древний Восток Конспект урока игры по обществознанию с презентацией, 7 класс Исследовательская работа с презентацией, 6 класс. Первая Мировая война Интеллектуальная викторина для старшеклассников по правуУчастник №43 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 апреля по 31 июля 2015 года
← Конспект урока по краеведению с презентацией, 6 класс. Г. В. Свиридов | Сценарий классного часа к 8 марта для 10-11 класса →
Автор: Светлана Николаевна Полякова
Опубликовано: 3421 день назад (11 июля 2015)
Просмотров: 14954
Рубрика: Конспекты уроков
|
+28↑ Голосов: 28 |
Комментарии (44)
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|