Конспект урока по краеведению с презентацией, 6 класс. Г. В. Свиридов
Конспект урока по краеведению на тему: "Георгий Васильевич Свиридов – великий русский композитор XX века" (6 класс)
Автор: Полякова Светлана Николаевна, учитель истории ОКСКОУ «КСКО школа», г. Курск.Описание работы: я предлагаю конспект урока, посвященный жизни и творчеству выдающегося композитора Г.В. Свиридова. Данный урок предполагает сопровождение презентацией. Эта работа будет полезна учителям краеведения Курской области или педагогам, для проведения классных часов в школе.
Урок на тему: Георгий Васильевич Свиридов – великий русский композитор XX века.
Цель: сформировать представление у учащихся о выдающемся музыканте родом из Курского края.Задачи:
• рассказать учащимся о жизни и творческом пути композитора Г. Свиридова;
• доказать, что Г.В. Свиридов был выдающимся композитором;
• расширить кругозор учащихся;
• уточнить и сформировать понятия: композитор, оркестр, консерватория;
• корригировать память, внимание, мышление, устную речь, развивать умения анализировать, сравнивать, систематизировать изученный материал, выделять главное; развивать умение развернуто и связно отвечать на вопросы;
• воспитывать гражданственность, трудолюбие, чувство гордости за свой край.
Оборудование: проектор, ПК.
Дидактический материал: презентация по теме.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
I. Орг. момент.II. Основная часть.
1. Актуализация знаний, объявление темы.
- Радостно сознавать, что Курская наша земля богата замечательными людьми. В наших городах и селах рождались и росли великие российские писатели, художники, актеры и др. выдающиеся личности. А сегодня мы поговорим о выдающемся музыканте 20 века Георгии Васильевиче Свиридове. Он является композитором и пианистом.
Слайд 1 (с темой урока)
Сообщение темы урока, запись в тетради.
- Давайте разберемся, для начала, кого называют пианистами?
- А кого среди музыкантов называют композитором?
Композитор — автор музыкальных произведений; человек, создающий музыку.
- Ребята, Свиридов является не просто россиянином, он еще и курянин. В России много выдающихся музыкантов, но этот нам интересен тем, что родился и вырос, начинал свой творческий путь на нашей курской земле. И мы с вами должны знать людей, которые прославили наш край.
2. Изучение нового материала.
Слайд 2 (с надписью слов Г.В. Свиридова)
- Перед тем как мы познакомимся с биографией музыканта, я бы хотела зачитать несколько слов, которые говорил Георгий Васильевич о себе и своем творчестве.
Слайд 3 (с фото Г.В. Свиридова и датой рождения)
- Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городке Фатеже Курской губернии в семье служащего. Отец его погиб на гражданской войне в 1919 году.
Учащиеся записывают текст слайда 2 в тетрадь.
Слайд 4 (с изображением фортепиано)
- Тяга к музыке и склонность к ее сочинению проявлялась у будущего композитора еще в детстве. Когда мальчику было девять лет, к нему пригласили преподавателя фортепиано.
Слайд 5 (с информацией о начальном периоде освоения музыкальной грамоты в Курске)
Позже семья переехала в Курск, где был неплохой оркестр народных инструментов. Юный Свиридов осваивал в нем начала музыкальной грамоты, играя на балалайке.
Слайд 6 (с изображением музыкальных инструментов)
- Посмотрите на экран, перед вами разные музыкальные инструменты. Найдите балалайку? В каком углу она расположена?
Учащиеся готовят ответ устно. Затем один ученик идёт к доске и проверяет правильность ответа, нажатием на картинку.
- В чем сходство этих музыкальных инструментов?
- В чем различие этих музыкальных инструментов?
- Давайте определим названия остальных музыкальных инструментов.
3. Физкультминутка.
Слайд 7 (с информацией об учебе в музыкальной школе)
- С 1929 по 1932 год он учился игре на фортепьяно в Курской музыкальной школе. 14-летний подросток на вступительных экзаменах в музыкальную школу исполнил на фортепиано марш собственного сочинения.
- Сколько лет он учился в музыкальной школе?
Слайд 8 (с информацией об учебе в Ленинграде)
- Окончив школу, Свиридов в 1932 году поступил в Ленинградский центральный музыкальный техникум, где занимался по классу фортепиано и классу композиции. Произведения, написанные в этот период, быстро становятся известными.
Окончив техникум в 1936 году, Свиридов поступил в консерваторию в класс композиции.
- Ребята, вы, наверное, слышали слово консерватория. Что же это за учебное заведение?
Консерватория – это музыкальное высшее учебное заведение.
Слайд 9 (с информацией о том, кто вдохновлял Свиридова)
- А сейчас давайте разберёмся – кто же вдохновлял Свиридова.
- Прежде всего, русские поэты и писатели, среди них: Лермонтов, Есенин, Блок и особенно Пушкин.
Слайд 10 (с музыкальным фрагментом к повести Пушкина «Метель»)
- Вот, например, музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель», знаменитый вальс.
- Г.В.Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Композитор так и назвал это произведение – «Альбом пьес для детей». В него входит 17 небольших сочинений разного характера – колыбельная и танцевальная мелодии, картины природы, музыкальные портреты. Это пьески для совсем маленьких пианистов и для тех, кто уже занимается в музыкальном училище.
Слайд 11 (с музыкальными композициями: «Дождик», военный марш и композицией к кинофильму «Время, вперед!»)
- Давайте послушаем. Вам это, что-нибудь напоминает (какое-то погодное явление). Это композиция называется «Дождик».
Учащиеся слушают (верхний значок).
- Он жил во время Великой Отечественной войны, поэтому военная тематика тоже присутствует в его произведениях. Например, военный марш.
Учащиеся слушают (средний значок).
- А сейчас послушайте ещё одно произведение Свиридова и попробуйте вспомнить, где вы слышали эту музыку.
Учащиеся слушают (нижний значок).
- Эта композиция была написана к кинофильму «Время, вперед!» (1977). Но вы ее слышали, скорее всего, не там. Многие годы она была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время». А в 2014 году это произведение услышал весь мир, во время открытия Олимпийских игр – 2014.
- Как вы думаете можно ли назвать Свиридова выдающимся, великим композитором? Почему?
Слайд 12 (с информацией о дате смерти Свиридова и его фото)
- Умер Г.В. Свиридов 6 января 1998 года. Ему было 82 года.
Слайд 13 (с фото памятника Г.В. Свиридов
- 2005 год в Курске композитору Свиридову был установлен памятник (на углу улиц Ленина и Золотой).
4.Закрепление нового материала:
- Где родился Г.В. Свиридов?
- Как называется его профессия?
- Что мы называем консерваторией?
- На каких инструментах он учился играть?
- Кто вдохновлял композитора?
- Как благодарные потомки увековечили память о выдающемся композиторе, нашем земляке?
III. Заключительная часть.
1.Подведение итогов.
2.Выставление оценок.
3.Д/з (записи в тетради).
Презентация на тему: Георгий Васильевич Свиридов – великий русский композитор XX века
Рекомендуем посмотреть:
Урок-пазл по истории с презентацией, 5 класс. Древний Восток Конспект урока игры по обществознанию с презентацией, 7 класс Исследовательская работа с презентацией, 6 класс. Первая Мировая война Интеллектуальная викторина для старшеклассников по правуПохожие статьи:
← Адаптированная образовательная программа для учащихся с ОВЗ по Праву. Факультатив, 6 класс | Конспект обобщающего урока в 8 классе с презентацией. История России в первой половине XIX века →
Автор: Светлана Николаевна Полякова
Опубликовано: 3457 дней назад (6 июля 2015)
Просмотров: 6541
Рубрика: Конспекты уроков
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (6)
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|