Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса
Тема занятия: Дифференциация звуков Л – Р в слогах, словах и предложениях. Лес: деревья, ягоды, цветы, грибы, насекомые, животные.
Автор: Куриляк Светлана Ивановна, учитель – логопед МБОУ Кашарская СОШ, сл.Кашары.Описание: Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим, что свидетельствует о разграничении ребёнком этих двух фонем. В этом случае ребёнку трудно или вообще невозможно разобрать близкие по звучанию слова. Занятие спланировано для учащихся 1 класса. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.
Данная разработка несёт в себе педагогическую ценность для учителей-логопедов, классных руководителей начальных классов, воспитателей ГПД.
Цель: научить различать звуки Л – Р на слух и в произношении; делать полный звуковой анализ двусложных слов из четырёх и пяти букв и со стечением согласных (пчела, сосны, ручка…); составление предложений с этими словами из букв разрезной кассы.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, сюжетная картинка «Лес», касса букв у каждого ребёнка, большие буквы в кармашках полотна (на доске), схема предложения: слова, слоги.
Ход занятия
1. Организационный момент.2. «Куда поставим язычок?»
Л – язык спокойно лежит за верхними зубами, воздух выходит по бокам с обеих сторон языка: Р – язык там же, но надо подуть на конец языка, чтобы он задрожал.
3. «Какой звук?»
Логопед называет предмет звукоподрожания (символ), а дети – звук. «Пароход!» - ллл, «Машина!» - ррр; «Машина уходит!» - ррр постепенно затихает; «Корабль приближается!» - ллл всё громче и громче; «Индюк!» - бл-бл-бл быстро и громко; «Котик!» - мурр-мурр замедленно и нежно.
4. «Телефон».
ЛА – РА – ЛА – РА… РО – ЛО – РО – ЛО… ЛУ – РУ – ЛУ – РУ… РЫ – ЛЫ – РЫ – ЛЫ…
Каждый ребёнок произносит по одному слогу; кто ошибётся, выполняет отдельное задание.
5. «Запомни по порядку».
Запомнить и повторить слоговой ряд из четырёх слогов: РА – ЛА– ЛА - РА, ЛО – РО – ЛО – ЛО , РУ – РУ – ЛУ – РУ, ЛЫ – РЫ – РЫ – ЛЫ.
6. «Слушай и показывай».
Обучающий называет любые слова с изучаемыми звуками Л, Р, а дети показывают на картинки с изображениями предметов, в названии которых есть эти звуки (например: лампа, рыба).
7. «Назови и правильно положи».
Дети берут по одной картинке и кладут туда, где лампа или где рыба.
Например: «Рак, я положу, где рыба».
При этом можно определять позицию звука в словах.
8. «Слушай соседа».
У каждого ребёнка по две картинки со звуками Л и Р (горка, слон).
Логопед начинает игру, называя слово с любым из этих звуков. Тот на кого он покажет, называет рисунок с другим звуком и кладёт его лицом вниз (у него остаётся одна картинка). Когда у всех на столах уже есть по одной открытой картинке, дети поднимают руку, если нужно назвать свой рисунок. Получается чередование звуков Л – Р в названных словах.
9. «Замени звук».
Предлагаются слова: лак – рак, рожки – ложки, Лука – рука,, рама – лама (животное). Нужно назвать слово с другим звуком.
10. «Что раньше?»
Обучающийся называет слова или предлагает картинки, в названиях которых есть оба звука: горло, крыло, планёр, журнал, пробел, берлога…
Ребёнок определяет, какой звук слышится раньше – Л или Р.
11. «Кто больше?»
Выставляется сюжетная картинка, глядя на которую дети называют слова с изученными звуками. Разрешается произносить слова, относящиеся к лесу, даже если этого нет на картине: ромашка, мороз, волк, тигр, лось, фиалка, белка, рыжик, морошка; за каждое такое слово ребёнок получает не одну, а две фишки.
12. «Придумай предложение».
Дети вспоминают всё, что знают о деревьях, грибах, цветах… Из предложения выделяется слово с изучаемым звуком, определяется его позиция в слове, количество слогов, стечение согласных («соседи»).
13. «Напиши слово».
Выделенные из предложений слова составляются из букв; по просьбе логопеда ребёнок называет гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, даёт характеристику любого звука уже без схемы.
14. «Построй схему предложения».
Ребёнок выходит к столу и делит своё предложение на слова и слоги, обозначая их фишками. Если есть предлог, используется фишка в полоску.
15. «Напиши предложение».
Дети из букв составляют предложения. Предварительно некоторые предложения разбираются по схеме (для тех, кто затрудняется).
16. «Оба звука в ответе».
Логопед задаёт вопросы, а в полном ответе ребёнка должно быть слово с двумя изучаемыми звуками.
- Кто ловит рыбу?
- Рыболов ловит рыбу.
- Где спит медведь?
- Кого называют царём птиц?
- Ребёнку больно глотать, что у него болит?
- Воробей не может летать, что у него сломано?
(Берлога, орёл, горло, крыло.)
17. «Измени предложение».
Изменение слов в роде и числе по образцу.
Образец: Она собирала грибы. Они собирали грибы. Она убирала ёлку. Она нарисовала куклу. Она работала на огороде.
18. «Закончи предложение».
С ветки на ветку прыгает… белка.
С ветки на ветку белка… (что делала?) прыгала.
В лесу ребята собирали… орехи, грибы, жёлуди, ягоды…
Стройное белое дерево – это… берёза.
У берёзы белый… ствол, белая… кора.
Длинные иголки растут… на ёлке.
19. Скороговорки.
а) Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.
б) Орёл на горе, перо на орле,
Гора под орлом, орёл под пером.
20. Загадки.
а) Ныряла, ныряла и хвост потеряла.
(Иголка с ниткой)
б) То рыжая, то серая, а названьем белая.
(Белка)
21. Пословицы и поговорки.
а) Сильное дерево долго растёт.
б) Муравей не велик, а горы копает.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока на тему: «Дифференциация звуков Ж и З» для учащихся 2 класса Логопедическое занятие по теме: Грибы, 1 класс Конспект занятия НОД в 1 классе по теме: Домашние животные. Новогодние логопедические задания для детей дошкольников← Конспект логопедического занятия для подготовительной группы по теме «Времена года» | Конспект логопедического занятия для детей 1 класса с ЗПР. Дифференциация Г - К в слогах, словах →
Автор: Светлана Ивановна Куриляк
Опубликовано: 3113 дней назад (25 апреля 2016)
Просмотров: 3652
Рубрика: Конспекты логопедических занятий
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!