Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Проект "Синквейн" в начальной школе

Проект «Синквейн, как эффективное средство коррекции связной речи у детей с ОНР».
Срок реализации: сентябрь 2017 – 2019 учебный год
1.Введение.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Актуальность.
Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, ФФНР, ЗПР значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане:
- Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
- Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
- Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа
В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее важная: создание условий для активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора - ребёнка умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Технология «Синквейн» не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий слов, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ученику быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Инновационность данной технологии - позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания, выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему логопедических методик, занятий и обеспечивает её логическую завершенность.
Гипотеза
Если применять коррекционное воздействие с помощью технологии синквейн, то у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче, ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух, повысится эффективность формирования речи в целом.

Цель: научить детей составлять и рассказывать синквейны, формирование грамматически правильной речи.
Задачи:
1. Обогащать пассивный и активный словарный запас;
2. Преодолевать аграмматизмы в речи;
3. Научить составлять синквейны и рассказывать их;
4. Развивать ассоциативное мышление и образную память;
5. Совершенствовать графомоторные навыки.
6. Развивать умения выделять главную мысль, умение анализировать, резюмировать информацию, излагать сложны идеи простой фразой.
Тип проекта: практико-ориентированный, информационный, творческий.
Вид проекта: групповой, индивидуальный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Методы реализации проекта:
- по способу подачи речевого материала:
а) репродуктивные (выполнение системы упражнений);
б) проблемное изложение(объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);
в) частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация);
- по источнику знаний:
а) словесные: беседы, чтение, загадывание загадок, объяснение, указания, словесные инструкции, вопросы.
б) наглядно-демонстрационные: тематический картинный материал, мультимедийные презентации, интерактивные игры, видеоматериалов, натуральных объектов, муляжей.
в) практические: организация практических работ обучающихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ.

Предполагаемые итоги реализации проекта:
Предметно-информационная составляющая.
В ходе реализации проекта учащиеся получат возможность научиться:
1. При осуществлении речевой деятельности: участвовать в элементарных диалогах (диалоге - расспросе, диалоге-побуждении).
2. При работе с лексическим материалом: узнавать изученные объекты и явления окружающего мира, описывать их существенные признаки, действия на основе предложенного плана.
Деятельностно-коммуникативная составляющая.
1.Говорить фонетически внятно, выразительно.
2. Образовывать правильную в предложении форму слова.
3. Использовать в речи слова различных частей речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное), устанавливать связь между ними по вопросам.
Ценностно-ориентационная составляющая.
1. Осуществлять самооценку своих действий.
2. Уметь осуществлять выбор из нескольких вариантов.
3. Уметь работать совместно в группе для достижения общей цели.

Каким образом мы можем оценить предполагаемые результаты:
- положительная динамика в развитии устной и письменной речи обучающихся.
- положительная динамика методологической компетентности педагога.
- повышение качества образовательных услуг.
Краткий анализ теоретических источников по проблематике реализуемого проекта.
История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.
Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию - она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, отметила В.М. Акименко «Новые педагогические технологии», способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребёнка.
Н.Терентьева указывает, что слово синквейн происходит от французского “пять". Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна: первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею, вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль, третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы, четвертая строка -предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме, пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Н.Д.Душка в своей работе «Синквейн в работе по развитию речи»,основной чертой синквейна выделяет его вариативность. Могут быть использованы такие варианты работы как: краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить); полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексики.
Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат, Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии».
Содержание проекта.
I этап – подготовительный.
1. Сбор и анализ литературы по теме.
2. Составление плана работы.
3. Разработка содержания проекта.
4. Обследование устной речи детей с ОНР.
5.Постановка целей, задач, прогнозирование результатов.
6 .Знакомство детей с понятием « Синквейн».
IIэтап - основной
1. Работа по развитию речи - обогащение и активизация словаря по темам: «Слова-предметы», «Слова-действия», «Слова-признаки».
Тематический цикл: «Осень», «Овощи», «Ягода»» «Деревья», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Профессии», «Моя семья», «Наш город», «Зима», «Новогодний праздник», «Весна», «Дикие животные», «Домашние животные», «Человек».
-Развитие словесно-логического мышлении. Лексико-грамматические игры и упражнения:«Вспомни и назови», «Угадай по описанию», «Составь предложение», «Подбери слово», «Четвёртый лишний», «Какой?», «Найди слово», «Назови одним словом», «Скажи ласково», «Один-много» ,«Найди ошибку», « Для чего нужен предмет». «Что делает», «Кто кем будет», «Скажи о себе», «Ты картинку найди с предложением», «Загадочные слова». «Цепочка слов», «Подбирай, называй, запоминай».
2. Работа с родителями.
- Консультация. «Диагностика развития речи». Беседа с родителями о готовящемся проекте. Мастер-класс «Расскажи синквейн».
3. Творческая деятельность обучающихся:
- составление синквейнов и рассказывание их.
- Рисование иллюстраций к синквейну.
4. Работа с педагогами.
- Семинар-практикум «Синквейн в работе по развитию речи учащихся с ОВЗ».

III этап-заключительный.
Обработка полученных в ходе проектной деятельности информации и её оформление.
- Создание мини-сборника детских работ. «Расскажи Синквейн»
- Открытое логопедическое занятие «Родственные слова»
- Обследование устной речи обучающихся.
- Презентация в программе PowerPoint по проекту
(ознакомление учащихся и педагогов с результатами проекта).

Практическая значимость проекта
1. На уровне обученности учащихся.
Развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с применением «Технологии синквейна» это один из вариантов обновления структуры коррекционно - образовательного процесса.
Основная цель:
- развитие речи, планирующей и регулирующей функции, произвольности психических процессов.
При соответствующей и планомерной работе по развитию устной речи ускоряется формирование понятий, упрочняются связи между мышлением и речью. Повышается учебная активность на занятиях, стимулирует речевая, познавательную активность, умение самостоятельно анализировать свою учебную деятельность.
2. На уровне воспитанности учающихся.
На логопедических занятиях с использованием синквейна формируется системное восприятие всех компонентов речи: устной и письменной, вербального интеллекта, стимулируется процесс саморегуляции при выполнении коррекционных задач.
3. На методическое и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
Синквейн позволяют сделать образовательный процесс более эффективным, с помощью технологии проходит одновременно процесс диагностики и коррекции, развития устной и письменной речи, мероприятия по развитию произвольных психических процессов, интеллектуальной деятельности.
• многофункциональность заданий – решение нескольких коррекционных задач;
• незначительный объём задания;
• возможность сравнительного анализа;
4. На совершенствование методической работы и управленческой деятельности
-комплексно решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи;
Формы результатов проекта в практику: данный проект может быть использован при проведении индивидуальных, логопедических занятий, в работе учителей и специалистов МБОУ в практической образовательной деятельности, интернет - конкурсах, публикации в методических сборниках, журналах.

Возможные риски и компенсационные меры по их устранению:
Риски могут быть связаны с психофизическим особенностями обучающихся.
Важное направление в коррекционной работе с учащимися ОВЗ - это учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Финансово-экономическое обоснование затрат:
- канцелярские товары.
- учебные и методические материалы.
- сканер, принтер для печатных работ.
- грамоты, призы для обучающихся.
Список использованной литературы:
1. Андреева Н.Г. Развитие связной речи у младших школьников. Часть 1. Москва. «ВЛАДОС», 2006.С179.
2. Андреева Н.Г. Развитие связной речи у младших школьников. Часть 2. Москва. «Владос», 2008.С 301.
3. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
4. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
5. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.
6. Глебова Н.Г. Обследование устной речи младших школьников с умственной отсталостью. Журнал «Логопед» №1 2009г.С70.
7. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
8. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
9. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2005.
10. Козырева Л.М. Программо - методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль, 2006.
11. Кукушкин В.С. Логопедия в школе практический опыт. М., 2005.
12. Лалаева Р.И. Нарушения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 19998.
13. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. М., 2006.
14. Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция. М., 2005.
15. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. М., 2006.

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательский проект во 2 классе. Сказочные предметы в реальной жизни Проект в начальной школе. Зимующие птицы Творческий проект в дополнительном образовании Проект для начальной школы. Есенинская Русь
Занятие – досуг в подготовительной логопедической группе
Опубликовано: 1937 дней назад (4 августа 2019)
Просмотров: 1998
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!