Методическая разработка занятия по сказкотерапии с детьми 4-5 лет.
Тема: «Битый небитого везёт».
Автор: Мидяшкина Ольга Вениаминовна, педагог дополнительного образования по сказкотерапии, НОУ ДО Школа малышей "Светлячок", г. Нижний Новгород
Актуальность. Очень важно использовать сказки, пословицы и поговорки для развития детей с целью постановки правильной речи, умения сосредотачиваться, укрепления памяти. К тому же, в этих произведениях запечатлена мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо, поэтому можно поразмышлять вместе с ребенком и об этом.
Сказки помогают воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но процесс это не простой и не быстрый, так как доброта - это и отзывчивость, и стремление помочь, и умение проявить сочувствие. Воспитание доброты начинается с воспитания жалости, сострадания. Детская жалость, сострадание – первая ступенька на долгом пути к человечности. Эти качества могут проявляться по отношению к сверстнику, взрослому, цветку, животному.
Разработка предназначена для средней группы детского сада. Она будет актуальна для педагогов, учителей, воспитателей детского сада и родителей, принимающих активное участие в развитии ребенка.
Цель: - Познакомить детей с содержанием сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» через «театральные» приемы.
Задачи: - воспитывать любовь к сказкам, воспитывать нравственные качества (доброту, сочувствие, сострадание);
- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;
- пробуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказки;
- развивать логику, мышление;
- снять физическое и психическое напряжение;
- развивать речь ребенка (научить делать выводы и отвечать на вопросы полными предложениями);
- обогащать словарный запас (дети должны узнать значение слов: воз, прорубь, ясни, не ворохнется, кадушка).
- объяснить значение поговорки «Битый небитого везет»;
- создавать положительные эмоции, развивать слуховую память, учить детей внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова через «сказочку – шумелочку».
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Физические минутки: - Екатерина Железнова (музыка с мамой) «Ты похлопай вместе с нами».
- Подвижная игра «Хитрая лиса».
Цель: развивать у детей скорость реакции на словесный сигнал, развивать внимания; упражнять детей в беге и в прыжках на обеих ногах.
Материал к занятию: - куклы – перчатки для кукольного театра: дед, бабка, лиса, волк.
- декорации из картона для кукол: лошадь с санями, рыбка, ведерко.
- коврик;
- магнитофон;
- музыка для релаксации: «Шум дождя и пианино» или «Релакс»;
- музыка Екатерины Железновой (музыка с мамой) «Ты похлопай вместе с нами»;
- цветная бумага;
- сказочка-шумелочка «Лиса и рыба» (от Екатерины Железновой);
- музыкальные инструменты: ксилофон, маракасы, бубенцы, деревянные ложки.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Давайте дружно встанем в кружок, сделаем разминку.
Включается музыка Екатерины Железновой (музыка с мамой) «Ты похлопай вместе с нами».
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли два главных героя нашей новой сказки. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать о каком из героев идет речь.
-Готовы? Тогда начнем.
-Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый - краса.
А зовут ее. (ответ детей: лиса)
-Молодец, Мишенька. Вот она наша лисичка-сестричка, держи первого героя сказки. Педагог достает из-за театра лису и дает ребенку.
-Зубовато, серовато.
По полю рыщет:
Телят, овец ищет. (ответ детей:волк)
-Молодец, Катенька! Педагог достает из-за театра волка.
- Вот мы и узнали кто герои нашей сказки.
- Ребята, а волк и лиса - это дикие или домашние животные? (ответ: дикие)
- А где живут дикие животные и кто о них заботиться? (ответ: В лесу. Дикие животные заботятся сами о себе).
- Молодцы, ребята. А теперь садимся поудобнее на стульчики и посмотрим сказку, о том, как же живут наши волк и лиса.
- Произносим наши волшебные слова: «Сказка, сказка, приходи и игрушки оживи. Где ты, сказка, отзовись и ребятам покажись».
Педагог уходит за кукольный театр.
Показ сказки в кукольном театре «Лисичка – сестричка и серый волк». - Вот и закончилась наша сказка. Понравилась? (ответ детей: да)
- А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.
- Я, ребята, буду лисой (педагог надевает на руку куклу-перчатку лисы), а вы – зайчиками. Листочки цветной бумаги - вашими домиками. Выбирайте, какой цвет вам больше нравиться и запомните его.
- Итак, готовы, ребята? (ответ детей: да)
Подвижная игра «Хитрая лиса». Ход игры: Одного из играющих выбирают «лисой». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках (на листочках цветной бумаги), лиса находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, педагог говорит:
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лису перехитрим: быстро, быстро убежим. Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «лиса» выходит и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики.
Если на занятии присутствуют еще зрители, то можно попросить, чтобы один из зрителей поменял местами листочки цветной бумаги пока дети идут к лисе. Повторять три раза.
- Поиграли? Отдохнули? (ответ детей: да)
- А теперь давайте сядем на наш теплый и уютный коврик и поговорим о сказке.
-Ребята, в сказке встречались слова, которые могли быть вам непонятны. Давайте вспомним их.
-Итак,
«воз» - что это, по-вашему? (ответы детей). Воз – это повозка (сани) с грузом.
Прорубь – это отверстие, прорубленное во льду водоема для ловли рыбы.
Ясни – яснее, светлее.
Не ворохнется - не шевелится, не двигается.
Кадушка – это небольшая бочка.
- Молодцы, ребята!
- А как называлась сказка?
- Кто герои сказки? (ответ: дед, баба, лиса, волк)
- Как лисица добыла себе рыбки? (ответы детей)
- А что сказала волку? (ответ: поймала)
- Поверил ли волк лисе? Куда и зачем он пошел? (ответы детей)
- Что случилось у проруби? (ответы детей)
- Что сделала лиса в избе? (ответы детей)
- Почему волк повез на себе лису? (ответы детей)
- Что приговаривала лиса, когда волк нес ее домой? (ответ: битый небитого везет)
- Какая лиса в этой сказке? Какой волк? (ответ: лиса - рыжая, хитрая; волк - глупый, доверчивый, добрый).
- Молодцы, ребята, вы очень внимательно смотрели сказку. А как вы думаете, что означает поговорка «Битый небитого везет»? (ответы детей)
- Ребята, так говорят в тех случаях, когда чьей-то глупостью безнаказанно пользуются хитрые и изворотливые. А как в нашей сказке хитрая лисичка использовала доверчивого волка? (ответы детей).
- Какие вы молодцы, ребята! А теперь мы превратимся в музыкантов и обыграем нашу сказку на музыкальных инструментах. Итак, выбирайте себе инструменты.
Инструменты необходимо раздать с учётом возможностей детей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Педагог объясняет детям роль каждого инструмента в сказочке-шумелочке. Педагог включает на магнитофоне сказочку-шумелочку, если нет такой возможности можно прочитать.
- Готовы, ребята! Тогда начнем!
Текст сказочки – шумелочки «Лиса и рыба». Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит (пауза, дети играют на бубенцах и деревянных ложках).
Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!». Бросил он лису в сани (пауза,дети играют на ксилофоне), а сам пошёл впереди (пауза,дети играют на маракасах).
Лошадка бежит, колокольчиком звенит (пауза,дети играют на бубенцах и деревянных ложках).
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке (пауза,дети играют на ксилофоне: дрынь-дрынь).
Выбросила всю рыбку и сама убежала (пауза,дети играют на маракасах).
- Какие же вы молодцы!
- Ребята, а кого вам больше всего жалко в сказке и почему? (ответы детей)
- Ну вот, и подошло к концу наше занятие. Теперь мы встанем в кружок. Возьмемся за ручки и улыбнемся. Давайте покажем, что мы дружим друг с другом. И ни когда не будем поступать так со своими друзьями, как поступила хитрая лиса с волком.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Творческая проект на тему: Сказки для начальной школы
Сказкотерапия для детей
Сказка про Енота для детей 3-4 лет
Проект в старшей группе ДОУ. Нравственное воспитание дошкольников сказкой