Конспект внеурочного занятия для учащихся начальной школы «Растительный мир и его охрана в Республике Беларусь»
Конспект занятия для младших школьников «Растительный мир и его охрана в Республика Беларусь» в объединении по интересам «Занимательная биология»
Описание. Материал представляет собой конспект занятия по изучению растений из Красной книги Республике Беларусь. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)
Цель занятия: знакомство учащихся с представителями растений из Красной книги Республики Беларусь
Задачи:
Обучающая – способствовать расширению знаний учащихся о растениях и мерах их охраны.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.
Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод;
- наглядный метод;
- игровой.
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации, подборка игр, Красная книга Республики Беларусь.
Структура занятия:
1. Организационный этапПриветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Мини-лекция «Растительный мир и его охрана в Беларуси» (Приложение 1)
3.Операционно-познавательный этап.
3.1. Командно- познавательная игра «Загадки о растениях из Красной книги Республике Беларусь» (Приложение 2)
3.2. Упражнение «Узнай из Красной книге» (Приложение 3)
4. Контрольно-коррекционный этап.
Экологическая игра «Поле чудес» на тему «Растения – краснокнижники»
(/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/igra-pole-chudes-na-temu-rastenija-krasnoknizhniki.html)
5. Рефлексия.
Подведение итогов занятия.
Приложение 1
Материал для лекции «Растительный мир и его охрана в Беларуси»
Белорусская флора достаточно красива и разнообразна. Лесная растительность преобладает над остальными видами растений. Леса образуют такие деревья, как сосна, ольха серая, береза и дуб. Также на лесных просторах растут клены, липы, ясени и осины.На лугах встречаются: чистоуст величавый, щитолистник обыкновенный, клевер горный, лапчатка серебристая, тимофеевка степная, овсяница полесская.
Растительность болот также разнообразна. Здесь растут разнотравно-осоковые, злако-осоковые и крупноосоковые виды. Основными болотными растениями являются: ива, ольха черная, березы пушистые, а также багульник, клюква, мирт болотный, гипновые мхи.
В Беларуси растет много лекарственных растений: шалфей, календула, облепиха, мать-и-мачеха, валерьяна лекарственная, шиповник, мята перечная, подорожник, медуница лекарственная, чабрец, бессмертник и сабельник болотный.
Ядовитые растения - красавка обыкновенная, вех, болиголов пятнистый, ландыш майский и волчье лыко.
Интересным является насекомоядные растения - альдрованда пузырчатая и росянка.
На современном этапе охрана природы в РБ направлена на:
- взаимодействие деятельности человека и окружающей среды;
- сохранение и восстановление природных ресурсов и рациональное использование природных ресурсов.
Основные проблемы экологии Республики Беларусь:
1. загрязнение радионуклеидами Чернобыльской АЭС;
2. негативное влияние хозяйственной деятельности;
3. истощаемость и ограниченность природных ресурсов;
4. отсутствие средств для финансирования природных мероприятий;
5. проблема отходов;
6. стремительный рост количества автомобилей, увеличение вредных выбросов.
Последние десятилетия отмечены широким проникновением (инвазией) на территорию Беларуси чужеродных для естественной фауны и флоры видов растений. В значительной степени этот процесс обусловлен хозяйственной деятельностью человека. Кроме того, его ускорению способствуют глобальное потепление климата и перевозки товаров из разных стран. В настоящее время чужеродные виды признаются глобальной экологической проблемой. В Беларуси это борщевик Сосновского, американский клен, красный дуб и другие.
Для сохранения видового состава флоры и фауны в нашей стране есть зоны, находящиеся под особой охраной государства. Это позволяет сохранить растения и животных. Наиболее известные из них – это Беловежская пуща и Браславские озёра.
В пуще есть растения, каких нигде в Беларуси не встретишь. В небольшой роще возле деревни Белый Лесок растёт белая пихта. Это высокие деревья с серой корой и тёмной пирамидальной кроной. Берёшь веточку в руки и удивляешься, что хвоя совсем не колется. Каждая хвоинка плоская, мягкая, с белым восковым налётом. От того и называется «пихта белая». Есть в пуще и плющ, который лежит на земле длинными плетями, а иногда вьётся по стволам деревьев. К сожалению, он никогда не цветёт.
Также известны такие национальные парки, как Нарочанский и Припятский. Помимо этого, действует Полесский государственный радиационно-экологический заповедник и Березинский биосферный заповедник. Все эти объекты пользуются большой популярностью. В некоторые из них отправляются специальные экскурсии, чтобы лучше познакомиться с обитателями охраняемых зон.
В нашей стране существует Красная книга растений и животных.
(демонстрация Красной книги)
Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
В Красную книгу растений заносят те виды, которые находятся под угрозой исчезновения. Виды животных и растений, занесённые в Красную книгу подлежат особой охране на всей территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.
Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.
В Красную книгу Республике Беларусь занесены более 270 растений.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Основные факторы угрозы исчезновения растений в Беларуси:
1. проведения рубок леса
2. осушительно-мелиоративные работы
3. прокладки дорог и других видов хозяйственного освоения земель
4. сбора населением для лекарственных целей
5. сбор людьми для эстетического наслаждения
6. разведение костров
7. использование химикатов
8. сокращение численности животных-друзей растений и увеличение их вредителей
Меры охраны:
Сохранение мест обитания и сокращение человеческого воздействия.
Некоторые представители растений из Красной книги Республики Беларусь:
КУБЫШКА МАЛАЯ
КУВШИНКА БЕЛАЯ
БОРЕЦ ОБЫКНОВЕННЫЙ (СЕВЕРНЫЙ)
БОРЕЦ ШЕРСТИСТОУСТЫЙ
ВЕТРЕНИЦА ЛЕСНАЯ
ЖИВОКОСТЬ ВЫСОКАЯ
КЛОПОГОН ЕВРОПЕЙСКИЙ
КУПАЛЬНИЦА ЕВРОПЕЙСКАЯ
ЛОМОНОС ПРЯМОЙ
ПРОСТРЕЛ ЛУГОВОЙ
РЕПЕЙНИК (ЛОПУХ) ДУБРАВНЫЙ
РОМАШНИК (ПИРЕТРУМ) ЩИТКОВЫЙ
СКЕРДА МЯГКАЯ
СОЛОНЕЧНИК РУССКИЙ
Приложение 2
Загадки о растениях из Красной книги Республики Беларусь
Задание: отгадать загадки и с помощью Красной книги Республики Беларусь уточнить название растения-краснокнижника и действительно ли оно в Красной книге. Например: отгадка «Колокольчики», уточнение «Колокольчик персиколистный», «Колокольчик рапунцель», «Колокольчик широколистный».
1. Я в лесу нашла цветок,
Он похож на башмачок,
Имя у него богини,
Носит он его доныне.
В Красной книге он, друзья.
Значит, рвать его нельзя!
Ответ: Венерин башмачок
(«Венерин башмачок»)
2. Листья – блюдца на воде,
Чашки белые везде,
Словно из фарфора та
Белоснежность, красота.
Если ты сорвёшь цветок,
От него в ведре лишь толк,
Не получится букет –
У цветов опоры нет.
Стебель длинный, будто трос.
Что цветёт в пруду? – вопрос!
Ответ: Кувшинка
(«Кувшинка белая»)
3. Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Ответ: Колокольчики
(«Колокольчик персиколистный»,
«Колокольчик рапунцель»,
«Колокольчик широколистный»)
4. Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Ответ: Ирис или касатик
(«Касатик безлистный»,
«Касатик сибирский»)
5. Солнце зноем сушит травы,
Греет темные дубравы,
А в лесу родник звенит,
Травы напоить спешит,
Силы даст им возродиться:
Запахнет медом...
Ответ: Медуница
(«Медуница мягонькая»)
6. Ни ель, ни сосна,
Высока и стройна.
Хвоинки белесы:
Ожгли их морозы.
Ветки торчмя,
Шишки стоймя.
Ответ: Пихта
(«Пижма белая»)
7. На снежинки похожи цветки,
Как снежинки, белы и легки,
Как снежинки, изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенью подвластны.
Ответ: Ветреница
(«Ветреница Лесная»)
8. Снег еще лежит в тени,
Ельник в снежных кочках,
А на горке расцвели
Синие цветочки.
Ответ: Печеночница
(«Печеночница благородная или
Перелеска голубая»)
9. На болоте как ковёр –
мягкий и красивый
Для военных медсестёр
бинт незаменимый.
Ответ: Сфагнум
(«Сфагнум мягкий»)
10. Что за чудо, за цветок –
Нежный белый лепесток.
С ветерком играет,
Дубраву украшает.
Фиолетовый цветок
И пушистый стебелек.
Тихий нежный перезвон
Так и клонит, клонит в сон.
Ответ: Прострел или сон-трава
(«Прострел луговой»,
«Прострел широколистный»)
11. Ах, цветочек золотой,
Чистый и блестящий.
Умывается росой
И водичкой дождевой.
Ответ: Чистяк
(«Чистяк весенний»)
12. В лесу среди берёз, осин
растёт огромный исполин.
Кудрявой кроною большой
шумит в лесах он день-деньской.
Он - царь деревьев! Редок он!
Его обходит лесоруб -
ведь слишком твёрд и крепок ...
Ответ: Дуб
(«Дуб скальный»)
13. Как гусята разбежались
Желтые цветочки.
Улыбнулись детворе
Нежные комочки.
Ответ: Гусиный лук
(«Гусиный лук»)
14. Вот сиреневый цветок
Словно птичий хохолок
И резной листочек,
Тонкий стебелечек.
Ответ: Хохлатка
(«Хохлатка полая»)
15. На маленькую ёлочку
Он так друзья похож
Хрупкий и колючий,
Многолетний …
Ответ: Хвощ
(«Хвощ большой»)
16. Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой
Многоножка ползет,
С собой листья везет.,
Ответ: Плющ
(«Плющ обыкновенный»)
17. Из луковки вырос, Ковер цветастый на лугу -
Но в пищу негож. Налюбоваться не могу!
На яркий стаканчик Надел нарядный сарафан
Цветок тот похож. Красивый бархатный …
Ответ: Тюльпан
(«Тюльпан лесной»)
18. Расскажи - ка мне, мой друг,
Как зовут медвежий лук...
Ответ: Черемша
(«Медвежий лук или
Черемша»)
19. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ: Береза
(«Береза карликовая»)
20. Фиолетовый цветок,
В центре жёлтенький глазок,
Листья словно все в пуху,
Я его сейчас сорву и подружке подарю!
Ответ: Фиалка
(«Фиалка топяная»,
«Фиалка горная (высокая)»)
21. Это что за Недотрога?
У неё ладошек много.
Сядет на ладошку Мошка.
Свернётся в трубочку ладошка
И пропала Мошка!
Ответ: Росянка
(«Росянка промежуточная»)
22. На заболоченных местах,
Краснеет ягода в слезах,
С седых веков лекарством служит,
И называют её…
Ответ: Клюквой
(«Клюква мелкоплодная»)
23. Среди пахнущей травы
Может быть встречали вы -
Помогает «духом фей»
Простудившимся ...
Ответ: Шалфей
(«Шалфей луговой»)
24. Шмель цветку очень рад
Ах, медовый аромат!
И цветки красивые –
Розовые, синие.
Ответ: Медуница
(«Медуница мягонькая»)
25. Тают снега холодные
Ранней весной в лесу.
Вновь проснулись
цветы благородные,
Голубую раскинув красу.
Ответ: Печеночница благородная
(«Печеночница благородная или
Перелеска голубая»)
Приложение 2
Упражнение «Узнай из Красной книге»
Задание: Найдите ответы на вопросы, пользуясь Красной книгой.Вопросы:
1. Какого цвета цветки лесного тюльпана? (желтые)
2. Баранец обыкновенный (плаун) – это вечнозеленное многолетнее травянистое растение, часто применяемое в медицине. Правда ли, что оно ядовито? (да)
3. Какой цветок из семейства орхидейных носит название женской обуви? (венерин башмачок)
4. Кувшинка белая – самый крупный цветок нашей флоры. Над водой или под водой созревают его семена? (под водой)
5. Как еще называют медвежий лук, и какой у него запах? (черемша, запах чеснока)
6. Очень редкое в Беларуси растение плющ обыкновенный. Его часто выращивают как комнатное растение. Может ли он в условиях нашего климата цвести? (нет, ему не хватает тепла и влаги)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» Внеурочное занятие по экологии. Познавательная экологическая программа, 5-7 класс Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией «Раздельный сбор, переработка и вторичн Конспект внеурочного занятия для школьников 4-6 класса на тему «Субтропики, их климатические условия← Экологическая игра "Поле чудес" для начальной школы | Лекция по экологии для школьников 5-7 классов →
Опубликовано: 2233 дня назад (11 ноября 2018)
Просмотров: 8744
|
+26↑ Голосов: 26 |
Комментарии (29)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|