Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект внеурочного занятия для учащихся начальной школы «Растительный мир и его охрана в Республике Беларусь»

Конспект занятия для младших школьников «Растительный мир и его охрана в Республика Беларусь» в объединении по интересам «Занимательная биология»

Описание. Материал представляет собой конспект занятия по изучению растений из Красной книги Республике Беларусь. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.

Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)

Цель занятия: знакомство учащихся с представителями растений из Красной книги Республики Беларусь

Задачи:
Обучающая – способствовать расширению знаний учащихся о растениях и мерах их охраны.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.
Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.

Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод;
- наглядный метод;
- игровой.

Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации, подборка игр, Красная книга Республики Беларусь.
Структура занятия:
1. Организационный этап
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.

2. Ориентировочно-мотивационный этап
Мини-лекция «Растительный мир и его охрана в Беларуси» (Приложение 1)

3.Операционно-познавательный этап.
3.1. Командно- познавательная игра «Загадки о растениях из Красной книги Республике Беларусь» (Приложение 2)

3.2. Упражнение «Узнай из Красной книге» (Приложение 3)
4. Контрольно-коррекционный этап.
Экологическая игра «Поле чудес» на тему «Растения – краснокнижники»
(/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/igra-pole-chudes-na-temu-rastenija-krasnoknizhniki.html)

5. Рефлексия.
Подведение итогов занятия.


Приложение 1
Материал для лекции «Растительный мир и его охрана в Беларуси»
Белорусская флора достаточно красива и разнообразна. Лесная растительность преобладает над остальными видами растений. Леса образуют такие деревья, как сосна, ольха серая, береза и дуб. Также на лесных просторах растут клены, липы, ясени и осины.
На лугах встречаются: чистоуст величавый, щитолистник обыкновенный, клевер горный, лапчатка серебристая, тимофеевка степная, овсяница полесская.
Растительность болот также разнообразна. Здесь растут разнотравно-осоковые, злако-осоковые и крупноосоковые виды. Основными болотными растениями являются: ива, ольха черная, березы пушистые, а также багульник, клюква, мирт болотный, гипновые мхи.
В Беларуси растет много лекарственных растений: шалфей, календула, облепиха, мать-и-мачеха, валерьяна лекарственная, шиповник, мята перечная, подорожник, медуница лекарственная, чабрец, бессмертник и сабельник болотный.
Ядовитые растения - красавка обыкновенная, вех, болиголов пятнистый, ландыш майский и волчье лыко.
Интересным является насекомоядные растения - альдрованда пузырчатая и росянка.
На современном этапе охрана природы в РБ направлена на:
- взаимодействие деятельности человека и окружающей среды;
- сохранение и восстановление природных ресурсов и рациональное использование природных ресурсов.
Основные проблемы экологии Республики Беларусь:
1. загрязнение радионуклеидами Чернобыльской АЭС;
2. негативное влияние хозяйственной деятельности;
3. истощаемость и ограниченность природных ресурсов;
4. отсутствие средств для финансирования природных мероприятий;
5. проблема отходов;
6. стремительный рост количества автомобилей, увеличение вредных выбросов.
Последние десятилетия отмечены широким проникновением (инвазией) на территорию Беларуси чужеродных для естественной фауны и флоры видов растений. В значительной степени этот процесс обусловлен хозяйственной деятельностью человека. Кроме того, его ускорению способствуют глобальное потепление климата и перевозки товаров из разных стран. В настоящее время чужеродные виды признаются глобальной экологической проблемой. В Беларуси это борщевик Сосновского, американский клен, красный дуб и другие.
Для сохранения видового состава флоры и фауны в нашей стране есть зоны, находящиеся под особой охраной государства. Это позволяет сохранить растения и животных. Наиболее известные из них – это Беловежская пуща и Браславские озёра.
В пуще есть растения, каких нигде в Беларуси не встретишь. В небольшой роще возле деревни Белый Лесок растёт белая пихта. Это высокие деревья с серой корой и тёмной пирамидальной кроной. Берёшь веточку в руки и удивляешься, что хвоя совсем не колется. Каждая хвоинка плоская, мягкая, с белым восковым налётом. От того и называется «пихта белая». Есть в пуще и плющ, который лежит на земле длинными плетями, а иногда вьётся по стволам деревьев. К сожалению, он никогда не цветёт.
Также известны такие национальные парки, как Нарочанский и Припятский. Помимо этого, действует Полесский государственный радиационно-экологический заповедник и Березинский биосферный заповедник. Все эти объекты пользуются большой популярностью. В некоторые из них отправляются специальные экскурсии, чтобы лучше познакомиться с обитателями охраняемых зон.
В нашей стране существует Красная книга растений и животных.
(демонстрация Красной книги)

Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
В Красную книгу растений заносят те виды, которые находятся под угрозой исчезновения. Виды животных и растений, занесённые в Красную книгу подлежат особой охране на всей территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.
Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.
В Красную книгу Республике Беларусь занесены более 270 растений.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Основные факторы угрозы исчезновения растений в Беларуси:
1. проведения рубок леса
2. осушительно-мелиоративные работы
3. прокладки дорог и других видов хозяйственного освоения земель
4. сбора населением для лекарственных целей
5. сбор людьми для эстетического наслаждения
6. разведение костров
7. использование химикатов
8. сокращение численности животных-друзей растений и увеличение их вредителей
Меры охраны:
Сохранение мест обитания и сокращение человеческого воздействия.

Некоторые представители растений из Красной книги Республики Беларусь:
КУБЫШКА МАЛАЯ
КУВШИНКА БЕЛАЯ
БОРЕЦ ОБЫКНОВЕННЫЙ (СЕВЕРНЫЙ)
БОРЕЦ ШЕРСТИСТОУСТЫЙ
ВЕТРЕНИЦА ЛЕСНАЯ
ЖИВОКОСТЬ ВЫСОКАЯ
КЛОПОГОН ЕВРОПЕЙСКИЙ
КУПАЛЬНИЦА ЕВРОПЕЙСКАЯ
ЛОМОНОС ПРЯМОЙ
ПРОСТРЕЛ ЛУГОВОЙ
РЕПЕЙНИК (ЛОПУХ) ДУБРАВНЫЙ
РОМАШНИК (ПИРЕТРУМ) ЩИТКОВЫЙ
СКЕРДА МЯГКАЯ
СОЛОНЕЧНИК РУССКИЙ



Приложение 2
Загадки о растениях из Красной книги Республики Беларусь
Задание: отгадать загадки и с помощью Красной книги Республики Беларусь уточнить название растения-краснокнижника и действительно ли оно в Красной книге.
Например: отгадка «Колокольчики», уточнение «Колокольчик персиколистный», «Колокольчик рапунцель», «Колокольчик широколистный».
1. Я в лесу нашла цветок,
Он похож на башмачок,
Имя у него богини,
Носит он его доныне.
В Красной книге он, друзья.
Значит, рвать его нельзя!
Ответ: Венерин башмачок
(«Венерин башмачок»)

2. Листья – блюдца на воде,
Чашки белые везде,
Словно из фарфора та
Белоснежность, красота.
Если ты сорвёшь цветок,
От него в ведре лишь толк,
Не получится букет –
У цветов опоры нет.
Стебель длинный, будто трос.
Что цветёт в пруду? – вопрос!
Ответ: Кувшинка
(«Кувшинка белая»)

3. Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Ответ: Колокольчики
(«Колокольчик персиколистный»,
«Колокольчик рапунцель»,
«Колокольчик широколистный»)

4. Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Ответ: Ирис или касатик
(«Касатик безлистный»,
«Касатик сибирский»)

5. Солнце зноем сушит травы,
Греет темные дубравы,
А в лесу родник звенит,
Травы напоить спешит,
Силы даст им возродиться:
Запахнет медом...
Ответ: Медуница
(«Медуница мягонькая»)

6. Ни ель, ни сосна,
Высока и стройна.
Хвоинки белесы:
Ожгли их морозы.
Ветки торчмя,
Шишки стоймя.
Ответ: Пихта
(«Пижма белая»)

7. На снежинки похожи цветки,
Как снежинки, белы и легки,
Как снежинки, изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенью подвластны.
Ответ: Ветреница
(«Ветреница Лесная»)

8. Снег еще лежит в тени,
Ельник в снежных кочках,
А на горке расцвели
Синие цветочки.
Ответ: Печеночница
(«Печеночница благородная или
Перелеска голубая»)

9. На болоте как ковёр –
мягкий и красивый
Для военных медсестёр
бинт незаменимый.
Ответ: Сфагнум
(«Сфагнум мягкий»)

10. Что за чудо, за цветок –
Нежный белый лепесток.
С ветерком играет,
Дубраву украшает.
Фиолетовый цветок
И пушистый стебелек.
Тихий нежный перезвон
Так и клонит, клонит в сон.
Ответ: Прострел или сон-трава
(«Прострел луговой»,
«Прострел широколистный»)

11. Ах, цветочек золотой,
Чистый и блестящий.
Умывается росой
И водичкой дождевой.
Ответ: Чистяк
(«Чистяк весенний»)

12. В лесу среди берёз, осин
растёт огромный исполин.
Кудрявой кроною большой
шумит в лесах он день-деньской.
Он - царь деревьев! Редок он!
Его обходит лесоруб -
ведь слишком твёрд и крепок ...
Ответ: Дуб
(«Дуб скальный»)

13. Как гусята разбежались
Желтые цветочки.
Улыбнулись детворе
Нежные комочки.
Ответ: Гусиный лук
(«Гусиный лук»)

14. Вот сиреневый цветок
Словно птичий хохолок
И резной листочек,
Тонкий стебелечек.
Ответ: Хохлатка
(«Хохлатка полая»)

15. На маленькую ёлочку
Он так друзья похож
Хрупкий и колючий,
Многолетний …
Ответ: Хвощ
(«Хвощ большой»)

16. Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой
Многоножка ползет,
С собой листья везет.,
Ответ: Плющ
(«Плющ обыкновенный»)

17. Из луковки вырос, Ковер цветастый на лугу -
Но в пищу негож. Налюбоваться не могу!
На яркий стаканчик Надел нарядный сарафан
Цветок тот похож. Красивый бархатный …
Ответ: Тюльпан
(«Тюльпан лесной»)

18. Расскажи - ка мне, мой друг,
Как зовут медвежий лук...
Ответ: Черемша
(«Медвежий лук или
Черемша»)

19. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ: Береза
(«Береза карликовая»)

20. Фиолетовый цветок,
В центре жёлтенький глазок,
Листья словно все в пуху,
Я его сейчас сорву и подружке подарю!
Ответ: Фиалка
(«Фиалка топяная»,
«Фиалка горная (высокая)»)

21. Это что за Недотрога?
У неё ладошек много.
Сядет на ладошку Мошка.
Свернётся в трубочку ладошка
И пропала Мошка!
Ответ: Росянка
(«Росянка промежуточная»)

22. На заболоченных местах,
Краснеет ягода в слезах,
С седых веков лекарством служит,
И называют её…
Ответ: Клюквой
(«Клюква мелкоплодная»)

23. Среди пахнущей травы
Может быть встречали вы -
Помогает «духом фей»
Простудившимся ...
Ответ: Шалфей
(«Шалфей луговой»)

24. Шмель цветку очень рад
Ах, медовый аромат!
И цветки красивые –
Розовые, синие.
Ответ: Медуница
(«Медуница мягонькая»)

25. Тают снега холодные
Ранней весной в лесу.
Вновь проснулись
цветы благородные,
Голубую раскинув красу.
Ответ: Печеночница благородная
(«Печеночница благородная или
Перелеска голубая»)

Приложение 2
Упражнение «Узнай из Красной книге»
Задание: Найдите ответы на вопросы, пользуясь Красной книгой.
Вопросы:
1. Какого цвета цветки лесного тюльпана? (желтые)

2. Баранец обыкновенный (плаун) – это вечнозеленное многолетнее травянистое растение, часто применяемое в медицине. Правда ли, что оно ядовито? (да)

3. Какой цветок из семейства орхидейных носит название женской обуви? (венерин башмачок)

4. Кувшинка белая – самый крупный цветок нашей флоры. Над водой или под водой созревают его семена? (под водой)

5. Как еще называют медвежий лук, и какой у него запах? (черемша, запах чеснока)


6. Очень редкое в Беларуси растение плющ обыкновенный. Его часто выращивают как комнатное растение. Может ли он в условиях нашего климата цвести? (нет, ему не хватает тепла и влаги)


Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» Внеурочное занятие по экологии. Познавательная экологическая программа, 5-7 класс Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией «Раздельный сбор, переработка и вторичн Конспект внеурочного занятия для школьников 4-6 класса на тему «Субтропики, их климатические условия
Экологическая игра "Поле чудес" для начальной школы | Лекция по экологии для школьников 5-7 классов
Опубликовано: 2233 дня назад (11 ноября 2018)
Просмотров: 8744
+26
Голосов: 26
Комментарии (29)
Галина Владимировна Козюкова # 13 декабря 2018 в 18:12 +5
Оксана Анатольевна, мне понравилась Ваша публикация, интересная и полезная. С удовольствием голосую.
Светлана Сергеевна Белова # 24 декабря 2018 в 13:07 +2
Оксана Анатольевна, замечательный материал. Мне очень понравились загадки. Интересно было узнать , какие растения входят в Красную Книгу в Республике Беларусь. Голосую.
Ирина Сергеевна Бобина # 24 июля 2019 в 11:40 +2
Здравствуйте. Спасибо за приглашение . Очень интересный материал. Очень понравилось,что Вы учите детей работать с литературой, искать ответы на вопросы.Спасибо за работу.
Вера Александровна Павлухина # 24 июля 2019 в 16:52 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Спасибо за интересное занятие по изучению растений из Красной книги Республики Беларусь. Данный материал будет полезен многим пользователям сайта. Вами проделана огромная работа. С удовольствием голосую.
Елена Владиславовна Пимонова # 24 июля 2019 в 18:00 +6
Доброго времени суток! Спасибо за приглашение в гости. Отличный конспект внеурочного занятия. Удачи в творчестве, примите голос. v
Оксана Анатольевна Данильченко # 8 августа 2019 в 14:26 0
СПАСИБО ВСЕМ!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 24 июля 2019 в 19:09 +5
Актуальная публикация, полезная для педагогов детей и родителей.
Валентина Петровна Чурепкина # 24 июля 2019 в 19:35 +5
Оксана Анатольевна, все ваши работы очень интересные, актуальные, грамотно методически разработаны. И, конечно же, полезны для развития и воспитания детей. Оставляю голос + 9. В.П.
Алла Алексеевна Кондратьева # 25 июля 2019 в 09:48 +7
Спасибо за приглашение. С большим интересом ознакомилась с Вашей работой. Очень полезный материал, использование которого безусловно позволит детям различных возрастных групп познакомиться с представителями растений из Красной книги Республики Беларусь,а упражнения- развить творческое мышление.Хотелось бы также отметить хорошее оформление работы, оригинальные иллюстрации и большой спектр самых разнообразных упражнений. Материал будет в разной степени полезен всем без исключения педагогам, независимо от предмета преподавания. Для себя конечно же тоже возьму кое-что на заметку для использования в работе. С удовольствием голосую за Вашу публикацию. Желаю удачи в дальнейшей работе.
Татьяна Викторовна Морозова # 25 июля 2019 в 14:48 +5
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение.
Очень интересный конспект занятия. Актуальный материал прекрасно подобран
и иллюстрирован, загадки помогают не только познакомиться с редкими растениями, но и запомнить их. Беру на заметку. Голосую v
Каргаполова Татьяна Михайловна # 27 июля 2019 в 17:06 +2
Голос! Отличная работа!
Оксана Анатольевна Данильченко # 8 августа 2019 в 14:26 0
СПАСИБО ВСЕМ!
Елена Адриановна Репянская # 27 июля 2019 в 22:19 +2
Спасибо за приглашение, Оксана Анатольевна! С удовольствием голосую. Материал полезный и грамотно преподнесенный!
Ольга Леонидовна Рукавишникова # 28 июля 2019 в 18:57 +2
Спасибо за приглашение в растительный мир Белоруссии. Голос!
Регина Сириновна Сабирзянова # 28 июля 2019 в 19:56 +6
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
Спасибо за приглашение!
Вы собрали замечательный материал. Мне очень понравились загадки. Было очень нтересно узнать, какие растения входят в Красную Книгу в Республике Беларусь.
Голос. Удачи!
Наталья Алексеевна Бакулина # 29 июля 2019 в 14:36 +4
Интересное занятие! Много познавательного... Казалось, что практически всё знаешь об обычных растениях..., а оказывается, что можно узнать много нового из простого занятия для младших школьников... Грамотно, красочно, заманчиво, разнообразно. Голос!
Наталия Викторовна Мусатова # 29 июля 2019 в 16:24 +5
Спасибо за приглашение. Материал понравился. Много интересного. Занятие увлекательное. Примите голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 8 августа 2019 в 14:27 0
СПАСИБО ВСЕМ!
Марина Александровна Андронова # 29 июля 2019 в 19:33 +4
Очень интересный и полезный материал. Примите голос, Оксана Анатольевна!
Светлана Алексеевна Прудакова # 29 июля 2019 в 19:50 +7
Отличный материал, который поможет разнообразить любой урок. Познавательный материал дан в увлекательной форме. Голосую
Ирина Борисовна Порхачева # 30 июля 2019 в 14:26 +3
Оксана Анатольевна, очень позновательная и интересная публикация. Много иллюстраций, загадок, для детей подобран богатый,развивающий материал! С удовольствием голосую.
Вера Валерьевна Ляпина # 30 июля 2019 в 15:36 +5
Чудесная работа, актуальна, так как у наших детей очень низкий уровень знаний о проблемах природы. Воспринимается такая работа легко. Голосую
Елена Ивановна Буторина # 30 июля 2019 в 17:53 +3
Отлично оформленный, познавательный конспект! Замечательная работа, Оксана Анатольевна! v Желаю Вам всего доброго! Примите голос поддержки за публикацию. Молодец!
Виктория Олеговна Ляпина # 31 июля 2019 в 16:42 +3
Поддержу высказывания всех коллег! Работа подготовлена тщательно, рассмотрены многие вопросы по экологии. Детям не только интересно узнать о многих моментах, но и показать свои знания по данному вопросу. Принимайте мой голос. Удачи
Оксана Анатольевна Данильченко # 8 августа 2019 в 14:27 +1
СПАСИБО ВСЕМ!
Анна Олеговна Судакова # 11 августа 2019 в 17:16 +1
Добрый вечер! Хорошее занятие подготовлено! Познавательно! Оформлено отлично. Голосую
Елена Ивановна Каменева # 13 августа 2019 в 18:37 +1
Замечательный материал! Познавательно, интересно, красочно, увлекательно! Голос!
Светлана Александровна Баскакова # 17 августа 2019 в 20:22 +1
Оксана Анатольевна,добрый вечер!Грамотное учебно-развивающее занятие, с использованием всех методов обучения.Всё продумано,хорошие задания и отличная подборка визуального материала.Не сомневаюсь, что после таких занятий у ваших воспитанников повышается мотивация к изучению растительного мира вашей республики.С удовольствием голосую за вашу методическую разработку!
Оксана Анатольевна Данильченко # 11 октября 2019 в 11:31 +1
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВАШИ КОММЕНТАРИИ И ОЦЕНКУ ПУБЛИКАЦИИ!