Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект внеурочного занятия по экологии для учащихся начальной школы

Конспект занятия «Растительные сообщества Беларуси» в объединении по интересам «Занимательная биология»

Описание. Материал представляет собой конспект занятия по изучению растительных сообществ. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.

Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)

Цель занятия: знакомство учащихся с растительными сообществами Беларуси

Задачи:
Обучающая – способствовать расширению знаний учащихся о растениях.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.
Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к природе.

Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.

Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод;
- наглядный метод;
- игровой.

Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации, подборка интерактивных игр, дидактическая игра «Флора».
Структура занятия:
1. Организационный этап
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Экоигра «Зачем нужны растения?»
Правила:
1. Ребята перечисляют причины, по которым растения играют большую роль в природе и в жизни человека.
2. Педагог еще раз зачитывает, зачем нужны растения человеку.
3. За 5 минут учащиеся должны, разделившись на пары, записать причины, по которым растения считаются очень важными в жизни человека.

3. Операционно-познавательный этап.
3.1. Беседа «Растительные сообщества»
Педагог:
Что такое флора?
Учащиеся:
Флора— это все виды растений, распространённых на конкретной территории («флора России») или на территории с определёнными условиями («флора болот»).
Педагог:
Что такое растительное сообщество?
Учащиеся:
Растительное сообщество — это совокупность растений, произрастающих на одном участке земной поверхности, приспособленные к совместной жизни и влияющие друг на друга и окружающую среду.
Педагог:
На территории Республики Беларусь можно выделить следующие сообщества – лес, луг, болото, озеро, река и т.д.
По утру росой умыт, раз в году косой побрит. Что это?
Учащиеся: Луг

Педагог:
Луг – это растительное сообщество с господством многолетних травянистых растений.
Луга в Республике Беларусь занимают около 10 процентов её площади.
Ребята, назовите растения, которых можно встретить на лугу.
Учащиеся:
Ромашка, подорожник, тысячелистник, зверобой и т.д.
Педагог:
Все обходят это место: здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги.
Что это?
Учащиеся:
Болото.

Педагог:
Болото – это участок суши с избыточной увлажненной почвой, но без сплошного зеркала воды на поверхности.
В Беларуси болото занимает около 12 процентов её территории.
На болотах растут осоки, мхи, клюква, голубика, тростник, ольха, сосна и т.д.
Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится.
Что это?
Учащиеся:
Река.
Педагог:
Отгадайте загадку:
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.
Учащиеся:
Озеро.
Педагог:
Как называется искусственный водоем для хранения воды, выкопанный до глубины 3–5 метров с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы.
Учащиеся:
Пруд.
Педагог:
Озеро, река, пруд, ручей.
Как все это можно назвать, одним словом?
Учащиеся:
Водоем.

Педагог:
Каких растений можно встретить на водоемах?
Учащиеся:
Белую кувшинку, кубышку, камыш, рогоз, стрелолист, ивы, ольха и другие.
Педагог:
На горе шумит, под горой молчит. Что это?
Учащиеся:
Лес.

Педагог:
А что мы называем лесом?
Учащиеся:
Лес — один из основных типов растительности, состоящий из древесных, кустарниковых, травянистых и других растений — мхов, лишайников.
Педагог:
Лесам принадлежит 35 процентов территории Республики Беларусь.
В лесу выделяют этажи или ярусы. Ярусы леса - это условное деление растений леса, в зависимости от той высоты, которой они достигают. Все растения леса приспособлены к жизни именно в своем ярусе и прекрасно себя в нем чувствуют.
Верхний, первый ярус представлен самыми высокими деревьями (ель, сосна, дуб). Второй ярус сформирован деревьями второй величины (черемуха, рябина, яблоня). Третий ярус состоит из кустарников, например, шиповника, лещины, калины, бересклета. Четвертый ярус – это травянистый покров, а пятый – мхи и лишайники.
Доступ света к растениям различных этажей различный. Кроны деревьев первого яруса лучше освещены. От верхних к нижним ярусам освещенность уменьшается, так как растения верхних ярусов задерживают долю солнечных лучей. Мхи и лишайники, занимающие пятый ярус, получают очень малое количество света. Это самые теневыносливые растения леса.
Разные леса имеют различное количество ярусов.
3.2. Дидактическая игра «Флора»
Цель игры: закрепить знания у учащихся о растительных сообществах Республики Беларусь.
Правила игры.
1. Учащиеся делятся на пары.
2. Педагог выполняет роль ведущего и раздает 6 игровых полей игрокам.
3. Карточки раскладываются на столе изображением вниз.
4. Ведущий тянет карточку, и молча, показывает картинку с изображением растения учащимся.
5. Игрок, который узнает растение и находит его на своем игровом поле, поднимает руку . называет растение и говорит в каком сообществе оно растет. После этого он получает карточку и располагает её на своем игровом поле.
6. Выигрывает тот, кто первым и полностью заполнит свое игровое поле.



3.3. Интерактивные игры.
3.3.1. Интерактивная игра «Чей лист?»
Задание
Учащиеся получают конверты, в которых находятся пазлы. Задача игроков – сложить из них 4 листа. Которые затем наклеиваются на лист бумаги и раскрашиваются. После чего называются деревья.
3.3.2. Интерактивная игра «Ярусы леса»
Цель: закрепить знания ребят о ярусах леса
Предлагается список растений, которые необходимо распределить по этажам леса.
Список: клен, вороний глаз, лещина, черника, кукушкин лен, рябина
1 ярус - клен
2 ярус – рябина
3 ярус - лещина
4 ярус - вороний глаз, черника
5 ярус - кукушкин лен
3.3.3. Интерактивная игра «С какой ветки детки»
Правила:
Учащиеся делятся на две команды. Каждая получает карточки с рисунками листьев деревьев и его плодов. Задача игроков - как можно быстрее объединить две карточки: карточку с изображением листа и карточку с изображением плода, а затем назвать это дерево. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием.
3.3.4. Интерактивная игра «Раздели на группы»
Цель: закрепить знания ребят о растительных сообществах
Предлагается список растений, которые необходимо распределить по растительным сообществам.
Список: клен, вороний глаз, лещина, черника, кукушкин лен, осока, ряска, ромашка, клевер, ольха, росянка, клюква, аир, василек, одуванчик, кувшинка.
Лес: клен, вороний глаз, лещина, черника.
Луг: ромашка, клевер, василек, одуванчик.
Водоем: осока, ряска, аир, кувшинка.
Болото: кукушкин лен, осока, ряска, ольха, росянка, клюква, аир.
4. Контрольно-коррекционный этап.
Экологическая мастерская «Растение и человек»

Ребятам предлагается сделать коллаж на тему «Растения и человек»

5. Рефлексия.
Подведение итогов занятия.
Источники:
1. В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины»
2. О.Н. Веремчук, А.Т.Жуковский, Н.К. Якимович «Природные сообщества Беларуси»


Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» Внеурочное занятие по экологии. Познавательная экологическая программа, 5-7 класс Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией «Раздельный сбор, переработка и вторичн Конспект внеурочного занятия для школьников 4-6 класса на тему «Субтропики, их климатические условия
Конспект внеурочного занятия по биологии для младших школьников с презентацией. Тема «Водоросли. Грибы. Лишайники» | Экологическая игра "Поле чудес" для начальной школы
Опубликовано: 222 дня назад (10 ноября 2018)
Просмотров: 1424
+25
Голосов: 25
Комментарии (31)
Камшат Жумартовна Васильева # 11 ноября 2018 в 02:05 +4
В целом разработка неплохая. Много интерактивных игр, иллюстрации. Но, думаю, мало устных ответов у детей.
Вера Валерьевна Ляпина # 11 ноября 2018 в 09:13 +6
Добрый день, Оксана Анатольевна! Занятие мне очень понравилось. Соответствует новым требованиям к уроку. Использовали современные методы и виды работ. Дети не только получили новые знания, работая самостоятельно смогли и показать уже имеющиеся. Голос и пожелание удачи!
Елена Юрьевна Деришева # 11 ноября 2018 в 13:17 +4
Интересно и познавательно. Успехов. Голос.
Надежда Николаевна Антонова # 11 ноября 2018 в 13:49 +3
Познавательная разработка. Грамотно подобран материал.Молодцы!
Оксана Анатольевна Данильченко # 11 декабря 2018 в 13:10 +3
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ!
Светлана Константиновна Бычкова # 16 февраля 2019 в 16:53 +4
Добрый день, Оксана Анатольевна! Вы представили очень интересную разработку конспекта " Растительные сообщества Беларуси", конспект составлен грамотно, содержательный, познавательный, прекрасно проиллюстрирован. Творческих вам успехов! Голос!
Валентина Петровна Чурепкина # 16 февраля 2019 в 16:57 +4
Очень хорошая, интересная по содержанию разработка занятия по экологическому воспитанию детей. Использованы информационно – коммуникационные технологии; все части занятия взаимосвязаны; плавный переход от одной части к другой.
В течение всего занятия имело место межпредметная связь: познавательное развитие, экология, развитие речи, художественная литература, география.
Мне думается, что дети получили удовольствие от данного занятия.
На мой взгляд, вы реализовали все поставленные задачи и достигли обозначенную в конспекте цель. Голос + 6.
Елена Владиславовна Пимонова # 16 февраля 2019 в 18:55 +4
Доброго времени суток! Спасибо за приглашение в гости. Конспект интересный, поставленные цель и задача достигнуты, все удалось. Удачи в творчестве. Примите голос! v
Оксана Анатольевна Данильченко # 12 марта 2019 в 11:57 0
Спасибо Всем!
Наталия Викторовна Мусатова # 16 февраля 2019 в 20:44 +2
Добрый вечер! Занятие интересное. Большой познавательный материал и красочно оформлен. Формы работы разные. Дети увлечены. Беру на заметку. Голос.
Каргаполова Татьяна Михайловна # 16 февраля 2019 в 23:13 +2
Шикарный материал! Насыщенный и познавательный! Голос!
Галина Владимировна Козюкова # 17 февраля 2019 в 03:00 +3
Материал нужный и полезный, расширяет кругозор детей, обогащает их знания о растительном мире. С удовольствием голосую.
Оксана Анатольевна Данильченко # 12 марта 2019 в 11:57 0
Спасибо Всем!
Ирина Сергеевна Бобина # 17 февраля 2019 в 07:25 +2
Спасибо за приглашение. Очень интересная подборка игр, которые закрепляют у детей понятия о различном природном мире. Спасибо за труд. Очень полезный материал ,особенно в наше время важно развивать у детей экологическую культуру.
Марина Александровна Андронова # 17 февраля 2019 в 15:38 +3
Спасибо за приглашение, Оксана Анатольевна! Интересный и познавательный материал. Голос!
Татьяна Викторовна Морозова # 17 февраля 2019 в 15:42 +3
Добрый день, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение.
Занятие мне понравилось. Очень интересная разработка конспекта " Растительные сообщества Беларуси", материал познавательный, прекрасно проиллюстрирован.
Примите голос! Удачи! v
Оксана Анатольевна Данильченко # 12 марта 2019 в 11:58 0
Спасибо Всем!
Елена Афанасьевна Семенова # 17 февраля 2019 в 17:00 +3
Добрый день, Оксана Анатольевна)) Спасибо за приглашение, конспект составлен согласно современных требований, для зрительного восприятия хорошо подобран иллюстративный материал, он познавателен и поможет детям приобщиться к экологической культуре вашего региона. Голос.
Светлана Олеговна Гальчук # 17 февраля 2019 в 21:38 +2
Здравствуйте Оксана Анатольевна.Спасибо за приглашение,в занятии использованы новые методы и приемы работы с детьми. Дети получили не только новые знания, но и показали, что они знают.Мой голос.
Светлана Александровна Баскакова # 18 февраля 2019 в 00:05 +3
Оксана Анатольевна,отличная разработка!Материал подобран методически грамотно. Разнообразные интерактивные игры помогают закрепить знания детей о растительном мире республики в игровой форме.Дети всегда активны на таких занятиях.Думаю,что все получили отличные знания и оценки.
Голосую и желаю удачи в конкурсе!
Оксана Анатольевна Данильченко # 12 марта 2019 в 11:58 0
Спасибо Всем!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 18 февраля 2019 в 14:33 +3
Оксана Анатольевна спасибо Вам за Вашу неиссякаемую работоспособность и новые полезные материалы. Голос +18 в Вашу педагогическую копилку!
Виктория # 18 февраля 2019 в 18:53 +3
Здравствуйте! Материал интересный, познавательный, для себя узнала много новых фактов. Примите мой голос!
Ирина Борисовна Порхачева # 18 февраля 2019 в 19:42 +2
Оксана Анатольевна спасибо за приглашение в гости. Интересный конспект экологического занятия! Отличные знания у детей и подборка нтересных вопросов, заданий для детей! Удачи в творчестве. Примите мой голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 12 марта 2019 в 11:58 0
Спасибо Всем!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 22 февраля 2019 в 15:25 +2
Интересный и разнообразный материал. Примите голос!
Регина Сириновна Сабирзянова # 23 февраля 2019 в 12:06 +1
Полезный и занимательный материал. Возьму в копилку. Голосую. Удачи!
Оксана Анатольевна Данильченко # 12 марта 2019 в 11:59 0
Спасибо Всем!
Светлана Олеговна Гальчук # 17 марта 2019 в 14:33 +1
Здравствуйте! Очень познавательный и интересный материал. Голос.
Наталья Михайловна Шилова # 23 марта 2019 в 04:47 +1
Добрый день,Оксана Анатольевна! В мире технологического прогресса нам надо чаще обращать внимание детей на то что их окружает, Природу-матушку. Надо учить ценить, узнавать,беречь, охранять её! Поэтому тема актуальна, познавательна, примите голос!Н.
Оксана Анатольевна Данильченко # 28 мая 2019 в 09:56 0
СПАСИБО ЗА КОММЕНТАРИИ!