Конспект внеурочного занятия по экологии для учащихся начальной школы
Конспект занятия «Растительные сообщества Беларуси» в объединении по интересам «Занимательная биология»
Описание. Материал представляет собой конспект занятия по изучению растительных сообществ. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)
Цель занятия: знакомство учащихся с растительными сообществами Беларуси
Задачи:
Обучающая – способствовать расширению знаний учащихся о растениях.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.
Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к природе.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод;
- наглядный метод;
- игровой.
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации, подборка интерактивных игр, дидактическая игра «Флора».
Структура занятия:
1. Организационный этапПриветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Экоигра «Зачем нужны растения?»Правила:
1. Ребята перечисляют причины, по которым растения играют большую роль в природе и в жизни человека.
2. Педагог еще раз зачитывает, зачем нужны растения человеку.
3. За 5 минут учащиеся должны, разделившись на пары, записать причины, по которым растения считаются очень важными в жизни человека.
3. Операционно-познавательный этап.
3.1. Беседа «Растительные сообщества»
Педагог:Что такое флора?
Учащиеся:
Флора— это все виды растений, распространённых на конкретной территории («флора России») или на территории с определёнными условиями («флора болот»).
Педагог:
Что такое растительное сообщество?
Учащиеся:
Растительное сообщество — это совокупность растений, произрастающих на одном участке земной поверхности, приспособленные к совместной жизни и влияющие друг на друга и окружающую среду.
Педагог:
На территории Республики Беларусь можно выделить следующие сообщества – лес, луг, болото, озеро, река и т.д.
По утру росой умыт, раз в году косой побрит. Что это?
Учащиеся: Луг
Педагог:
Луг – это растительное сообщество с господством многолетних травянистых растений.
Луга в Республике Беларусь занимают около 10 процентов её площади.
Ребята, назовите растения, которых можно встретить на лугу.
Учащиеся:
Ромашка, подорожник, тысячелистник, зверобой и т.д.
Педагог:
Все обходят это место: здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги.
Что это?
Учащиеся:
Болото.
Педагог:
Болото – это участок суши с избыточной увлажненной почвой, но без сплошного зеркала воды на поверхности.
В Беларуси болото занимает около 12 процентов её территории.
На болотах растут осоки, мхи, клюква, голубика, тростник, ольха, сосна и т.д.
Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится.
Что это?
Учащиеся:
Река.
Педагог:
Отгадайте загадку:
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.
Учащиеся:
Озеро.
Педагог:
Как называется искусственный водоем для хранения воды, выкопанный до глубины 3–5 метров с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы.
Учащиеся:
Пруд.
Педагог:
Озеро, река, пруд, ручей.
Как все это можно назвать, одним словом?
Учащиеся:
Водоем.
Педагог:
Каких растений можно встретить на водоемах?
Учащиеся:
Белую кувшинку, кубышку, камыш, рогоз, стрелолист, ивы, ольха и другие.
Педагог:
На горе шумит, под горой молчит. Что это?
Учащиеся:
Лес.
Педагог:
А что мы называем лесом?
Учащиеся:
Лес — один из основных типов растительности, состоящий из древесных, кустарниковых, травянистых и других растений — мхов, лишайников.
Педагог:
Лесам принадлежит 35 процентов территории Республики Беларусь.
В лесу выделяют этажи или ярусы. Ярусы леса - это условное деление растений леса, в зависимости от той высоты, которой они достигают. Все растения леса приспособлены к жизни именно в своем ярусе и прекрасно себя в нем чувствуют.
Верхний, первый ярус представлен самыми высокими деревьями (ель, сосна, дуб). Второй ярус сформирован деревьями второй величины (черемуха, рябина, яблоня). Третий ярус состоит из кустарников, например, шиповника, лещины, калины, бересклета. Четвертый ярус – это травянистый покров, а пятый – мхи и лишайники.
Доступ света к растениям различных этажей различный. Кроны деревьев первого яруса лучше освещены. От верхних к нижним ярусам освещенность уменьшается, так как растения верхних ярусов задерживают долю солнечных лучей. Мхи и лишайники, занимающие пятый ярус, получают очень малое количество света. Это самые теневыносливые растения леса.
Разные леса имеют различное количество ярусов.
3.2. Дидактическая игра «Флора»
Цель игры: закрепить знания у учащихся о растительных сообществах Республики Беларусь.Правила игры.
1. Учащиеся делятся на пары.
2. Педагог выполняет роль ведущего и раздает 6 игровых полей игрокам.
3. Карточки раскладываются на столе изображением вниз.
4. Ведущий тянет карточку, и молча, показывает картинку с изображением растения учащимся.
5. Игрок, который узнает растение и находит его на своем игровом поле, поднимает руку . называет растение и говорит в каком сообществе оно растет. После этого он получает карточку и располагает её на своем игровом поле.
6. Выигрывает тот, кто первым и полностью заполнит свое игровое поле.
3.3. Интерактивные игры.
3.3.1. Интерактивная игра «Чей лист?»
Задание Учащиеся получают конверты, в которых находятся пазлы. Задача игроков – сложить из них 4 листа. Которые затем наклеиваются на лист бумаги и раскрашиваются. После чего называются деревья.
3.3.2. Интерактивная игра «Ярусы леса»
Цель: закрепить знания ребят о ярусах лесаПредлагается список растений, которые необходимо распределить по этажам леса.
Список: клен, вороний глаз, лещина, черника, кукушкин лен, рябина
1 ярус - клен
2 ярус – рябина
3 ярус - лещина
4 ярус - вороний глаз, черника
5 ярус - кукушкин лен
3.3.3. Интерактивная игра «С какой ветки детки»
Правила:Учащиеся делятся на две команды. Каждая получает карточки с рисунками листьев деревьев и его плодов. Задача игроков - как можно быстрее объединить две карточки: карточку с изображением листа и карточку с изображением плода, а затем назвать это дерево. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием.
3.3.4. Интерактивная игра «Раздели на группы»
Цель: закрепить знания ребят о растительных сообществахПредлагается список растений, которые необходимо распределить по растительным сообществам.
Список: клен, вороний глаз, лещина, черника, кукушкин лен, осока, ряска, ромашка, клевер, ольха, росянка, клюква, аир, василек, одуванчик, кувшинка.
Лес: клен, вороний глаз, лещина, черника.
Луг: ромашка, клевер, василек, одуванчик.
Водоем: осока, ряска, аир, кувшинка.
Болото: кукушкин лен, осока, ряска, ольха, росянка, клюква, аир.
4. Контрольно-коррекционный этап.
Экологическая мастерская «Растение и человек»
Ребятам предлагается сделать коллаж на тему «Растения и человек»
5. Рефлексия.
Подведение итогов занятия.
Источники:
1. В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины»2. О.Н. Веремчук, А.Т.Жуковский, Н.К. Якимович «Природные сообщества Беларуси»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» Внеурочное занятие по экологии. Познавательная экологическая программа, 5-7 класс Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией «Раздельный сбор, переработка и вторичн Конспект внеурочного занятия для школьников 4-6 класса на тему «Субтропики, их климатические условия← Конспект внеурочного занятия по биологии для младших школьников с презентацией. Тема «Водоросли. Грибы. Лишайники» | Экологическая игра "Поле чудес" для начальной школы →
Опубликовано: 2206 дней назад (10 ноября 2018)
Просмотров: 4397
|
+41↑ Голосов: 41 |
Комментарии (46)
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|