Методическая разработка для занятий с младшими школьниками "Сказка о художнике, который умел видеть прошлое"
Автор: Боголапова Наталья Викторовна, учитель ИЗО лицея № 33 г. Иваново Сказка для учащихся 3-5 классов Цель: знакомство с творчеством выдающегося русского художника Василия Ивановича Сурикова.
Задачи: приобщение учащихся к миру прекрасного через произведения великих живописцев; пробуждение интереса к художественному творчеству.
Много лет работая в школе, пришла к выводу, что информация, поданная в игровой форме, в форме сказки способствует лучшему эмоциональному восприятию и запоминанию материала.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страничкам русской истории, а поможет нам в этом новая умная сказка и картины выдающегося русского художника Василия Ивановича Сурикова.
Как и все умные сказки, она очень любит задавать вопросы, например, такие: в каком жанре работал художник? Какие картины он написал? Итак, в путь!
Суровы зимы в далёкой Сибири, долго длятся сумерки. А дома у печки тепло. Бабушка за расписной прялкой. Рядом стоит старинный сундук, железом окованный. Большой, красивый. На нём не только сидеть, но и лежать можно. В красном углу иконки. Одна особенно нравится маленькому Васе. Та, с которой Богородица с Сыном на Васю смотрят. Глаза у Богородицы добрые, как у мамы и бабушки.
Быстро крутится веретёнце, наматывая тоненькую ниточку. Много историй да разных сказок знает бабушка, оттого и так любит маленький Вася посидеть рядышком с ней. Бабушка потомственная казачка, значит и он Вася, тоже потомственный казак. Как не гордиться этим! И красавицами сёстрами тоже. Такой женской русской красоты как в Сибири, нигде в России больше не найти. От бабушки, от печки, да от старинных предметов тянет таким родным теплом, так хорошо становится, что глаза сами собой закрываются, и чудесные бабушкины истории уже во сне продолжаются.
Как-то зимним вечером вышел Вася на улицу. Мальчишки с санками бегут за околицу. Сейчас начнётся самое веселье – взятие снежного городка. Побежал, было, Вася за мальчишками, да только вдруг, видит, сидит под окнами его дома ворона. Крыло раненное по снегу распластано, а глаза испуганные. То ли кот её поранил, то ли мальчишки-озорники. Взял Вася ворону домой. Вместе с бабушкой подлечили её, хлебца дали. Быстро ворона поправилась. Хотел её Вася до лета у себя оставить, да только вдруг заговорила ворона человеческим голосом: «Отпусти меня Вася на волю. А за то, что ты доброе дело сделал, я тебя награжу. Всё, о чем ты услышишь, будешь наяву видеть.»
Отпустил Вася ворону, и с того дня чудеса начали твориться с ним. Бабушка ли истории свои рассказывает, книжку ли Вася читает, а только всё о чём он слышит или читает, наяву видит. Видит, и как Суворов со своим войском через Альпы переходит, и как стрельцов царь Пётр казнит в Москве, и как Ермак Тимофеевич со своим войском Сибирь покоряет, и много ещё чего интересного.
Жаль только нельзя другим вот также всё это наяву видеть. Много думал Вася, как другим показать то, что он видит. И решил художником стать. Как исполнилось ему 20 лет, поехал он в Петербург в Академию художеств учиться. Старательно учился, вот только прочитанные и услышанные истории наяву перестал видеть. Совсем уж думал, потерял он этот дар. Но вот по окончании Академии пригласили его расписывать храм Христа Спасителя в Москве. А как приехал он в Москву, да как увидел красоту площадей и старинных памятников, так и вернулись все сибирские видения.
После первой же картины «Утро стрелецкой казни», к Василию Сурикову слава пришла. Стали говорить, что он лучший русский исторический живописец.
О стрельцах Василий Иванович ещё в юности читал. Читал, как участвовали они в заговорах против царской семьи, и как не побоялись выступить против реформ Петра Первого.
Видя в них опасную силу, которая может помешать строительству новой жизни по европейскому образцу, царь Пётр и казнит стрельцов.
На картине Красная площадь, на которой собрались родные и близкие, чтобы проводить стрельцов в последний путь. Кажется, что толпа волнуется, движется, звучит. Узорчатые дуги лошадиных упряжей, одежды людей, пёстрые купола храма Василия Блаженного, создают атмосферу яркого древнерусского быта. Один стрелец, крепко сжимает в руке свечу. Взгляд его гневных глаз направлен на царя Петра. В этом взгляде нет страха. Не сломлен его дух. И Пётр понимает это, потому- то в его ответном взгляде не только гнев, но и восхищение силой русского характера.
Вместе со стрельцами уйдёт в прошлое старая Русь с её бытом и порядками и начнётся новый этап в истории сильного и могучего государства.
После этой картины были и другие, сюжеты которых также были связаны с русской историей. Это и «Покорение Сибири Ермаком», и «Степан Разин», и «Переход Суворова через Альпы». Всё то, что видел Василий Иванович когда-то в детстве, оживало теперь на полотнах. И во всех картинах художник сумел показать сильный характер и русского народа, и отдельных его представителей.
Вот любимец Петра Первого - Александр Меньшиков. Когда-то он занимал высокую должность при дворе. Всё у него было: и богатство, и власть. Но после смерти Петра сослали его в небольшое сибирское селение Берёзов. Энергичный и сильный человек вынужден теперь коротать свои дни в бедности и отдалении от государственных дел. Не привык он к этому. В его лице ещё читаются и воля, и сильный характер и надежда на скорые перемены в судьбе.
С большой любовью передана обстановка древнерусского быта: иконы, подсвечники, старинные книги. И не удивительно, ведь предметы эти окружали Василия Сурикова в детстве.
И хотя пришла к художнику слава как к великому историческому живописцу, а нет его душе покоя. Все, кажется, что чего-то самого главного он не сказал, не сумел это главное людям показать.
Как-то зимним утром шёл художник по московской улице. И вдруг, с высоты стремительно свалилась под ноги птица. Чёрным силуэтом сидит на дороге, крыло в сторону отставила. Вспомнил Василий Иванович ту ворону, что спас в детстве. Наклонился, чтобы помочь птице, но та отскочила в сторону. Смотрит на художника своими блестящими глазами, а в них не страх, а какой-то отчаянный и смелый огонь. Через минуту взлетела ворона и исчезла над крышами домов. Ворона исчезла, а перед глазами боярыня Морозова в санях, в чёрной шубе. Рука вверх поднята со сложенными двумя пальцами. Пола шубы как воронье крыло по саням распластана. В глазах - огонь. Понял тогда Василий Иванович, что опять не обошлось без помощи его старой знакомой. Помогла ему ворона сюжет для новой картины увидеть.
И написал-таки Василий Иванович картину, которая стала вершиной всего его творчества.
Сани с раскольницей словно вклиниваются в людскую толпу. Раскольниками на Руси называли людей, которые не принимали изменений в церковных обрядах. Так, например, крестясь, нужно было складывать три пальца, а не два, как прежде. Это неприятие нового, вносило в общество раскол – вражду и смуту. Власти ссылали раскольников в Сибирь, а самых непокорных казнили. Так случилось и с боярыней Морозовой. Многое пришлось ей претерпеть: издевательства, пытки, но не отреклась она от своей веры, не выдала палачам своих единомышленников.
Всё есть в картине: и красота русского пейзажа, и красота женских лиц, и сам дух московской старины сумел передать художник. Но самое главное, что сумел показать - это испепеляющий душу огонь веры в глазах раскольницы.
Кто-то в толпе смеётся над безумной, как им кажется, боярыней. Но это длится лишь до тех пор, пока не встретились они с этим обжигающим взглядом. И сходят с лиц улыбки. И из самых глубин души выходят на свет чувства, присущие только русскому характеру: доброта, сострадание, самопожертвование, готовность идти на подвиг. Нищий, сидящий в лохмотьях на снегу, в ответ складывает два пальца. Низко склонила голову боярышня в голубой шубке и золотом платке. В глазах другой женщины, в цветастом платке, сострадание и ужас. Она словно молит Бога об облегчении участи боярыни.
Много картин написал Василий Иванович Суриков, и во всех показан сильный русский характер, любовь к простому человеку, любовь к Родине. А мы, благодаря его таланту и дару видеть прошлое, словно наяву можем представить то, что происходило с нашей страной много-много лет тому назад.
Вот и подошла к концу наша сказка. Ребята, помните вопросы нашей умной сказки? Кто сможет на них ответить? (Дети отвечают на вопросы, поставленные в начале урока. Учитель может спросить детей, какая из картин им понравилась больше, просит поделиться своими впечатлениями от увиденных картин).
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая сказка для детей 6-9 лет
Экологический спектакль Колобок для детей начальной школы. Сценарий
Творческие работы учащихся по русскому языку и литературе, 4-6 класс
Сказка для детей 8 - 11 лет. Каменное волшебство
Похожие статьи:
Час чтения на тему «Сказки», 4 класс
Сказка Андерсена «Гадкий утёнок»
Толстой «Липунюшка»
Толстой «Девочка и разбойники»
Бажов «Огневушка-Поскакушка»