Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Сказка о творчестве В. М. Васнецова для детей старшей группы детского сада

Методическая разработка для занятий с дошкольниками и младшими школьниками "Сказка о капризной девочке и художнике-сказочнике"
Боголапова Наталья Викторовна, учитель ИЗО в МБОУ "Лицей № 33" г. Иваново.
Можно знакомить детей с творчеством выдающихся художников рассказывая о биографии и показывая репродукции их картин. Но гораздо интереснее и эмоциональнее воспринимается материал через сказку и знакомые сказочные образы.
Сказка о творчестве Виктора Михайловича Васнецова написана для ребят старшей группы детского сада и начального звена обучения в школе.
Цель: познакомить детей с творчеством Виктора Михайловича Васнецова и вызвать интерес к изображению сказочных персонажей.
Задачи: способствовать развитию у детей интереса к изобразительной деятельности мастеров-профессионалов и собственной творческой деятельности.
Ребята, сегодня я расскажу вам необычную сказку. А необычна она тем, что главные герои, не придуманные персонажи, а реальные люди. Виктор Михайлович Васнецов - замечательный русский художник, который очень любил рисовать сказки, а девочка Верочка - обычная девочка из самого обычного первого класса, самой обычной школы. Эта сказка и родилась в школе, поэтому она очень любит задавать вопросы. Например, такие: «Почему художник так любил рисовать сказки? В каком жанре написаны картины художника?»
Постарайтесь ребята слушать внимательно, чтобы ответить на вопросы сказки.
Итак, отправляемся в путь. Нас ждут удивительные приключения и открытия.

Жила-была девочка. Звали её Верой. Была Верочка капризной девочкой. Что ни предложат ей: книжку почитать или маме помочь, на всё у неё ответ: «Не хочу, не интересно мне это! Скучно!».
На уроке изобразительного искусства учительница Вера Ивановна рассказывала ребятам о сказочно-былинном жанре и предложила ребятам сходить на экскурсию в дом-музей художника Виктора Михайловича Васнецова. Все ребята обрадовались, а Верочка закапризничала: «Не хочу, не интересно, скучно там!».
Но не оставаться же в школе одной. Пришлось ей идти с классом.
Все ребята картины с интересом в музее рассматривают, а Верочка села в уголке и делает вид, что ничего интересного она тут не видит.
Вдруг, подходит к ней рыжий кот. Хотела она его погладить, а тот увернулся и во двор побежал. Бежит кот между деревьями, пролезает между кустами, а Верочка за ним. Вдруг, прыгнул кот на дерево и превратился в страшную птицу, на большую ворону похожую. Сразу стемнело, и вокруг стеной встал лес дремучий.
« Вот ты и попалась, глупая девчонка, – закаркала птица, - я – зловещий Алконост, превращаю всех непослушных детей в лягушек!»
Испугалась Верочка, хотела заплакать, как вдруг, видит: садится на ветку ещё одна птица, только совсем не страшная, а весёлая.

«Не пугайся, девочка, не дам я тебя в обиду, – сказала подлетевшая птица. - Я – птица Добра и Счастья, а против Добра Зло бессильно» .
Видит Верочка, что птица Зла крылом от света Добра укрывается – неуютно ей.
«Иди за мной», - промолвила птица Счастья и слетела с ветки.
Вывела птица Верочку на узенькую дорожку и сказала: «Иди прямо по этой тропинке, никуда не сворачивай и не пугайся. Встретишь много сказочных героев, они помогут тебе. Только не говори слов «не хочу» и «не буду», а то вечно в сказке останешься».
Идёт Верочка по тропинке и видит богатыря на коне. Подъехал он к ней, и спрашивает: - «Куда, девица, путь держишь?»
«Домой я иду, - отвечает Верочка, - только вот не знаю, где он - мой дом».
«Через все сказки тебе нужно пройти, красавица, прежде чем домой попадёшь, да только не могу я тебя в сказки пропустить, пока ты мои загадки не отгадаешь, - сказал богатырь. - Ничего не поделаешь, должность моя такая – не знающих сказок, в сказки не пускать!»
Только хотела Верочка своё любимое «не хочу» сказать, да вовремя вспомнила наказ птицы Счастья. Задумалась девочка, как же ей загадки отгадать, если она их никогда не отгадывала и сказок не читала. Не интересно ей это было.
Ребята, помогите Верочке отгадать загадки:
Конёк дивный был у Вани,
На спине с двумя горбами,
Помогал добыть Жар-птицу,
Деву в царскую светлицу.
Горбунок.

Из снега старики слепили,
С ней зиму долгую прожили.
Жаль, погожим летним днём
Она исчезла над огнём.
Снегурочка

Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок,
Его звали…
Иван Царевич.

Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка,
Его звали…
Колобок.

Спасибо вам, ребята, какие вы молодцы, помогли Верочке! Пропустил её богатырь, и пошла она дальше. А пока Верочка идёт, мы с вами немножко подвигаемся (ребятам предлагаются упражнения физкультминуток).
Есть в лесу три полочки:
Ели, ёлки, ёлочки.
(Руки вверх, в стороны, вниз.)
Лежат на елях небеса,
(Руки вверх, покачиваем руками.)
На ёлках - птичьи голоса,
(Руки в стороны, перебираем пальцами.)
Внизу на ёлочках – роса.
(Руки вниз, встряхиваем кистями.)

Каждый бутончик
Склониться бы рад
Влево и вправо,
(Наклоны влево и вправо, руки за головой.)
Вперёд и назад.
(Наклоны вперёд-назад.)
От ветра и зноя
Бутончики эти
(Круговые движения туловищем.)
Спрятались живо
В цветочном букете.
(Ладони соединить, руки поднять над головой.)

Молодцы, возвращаемся в сказку к нашей героине.
Дошла Верочка до берёзовой рощи и видит: сидит у берега речушки на камушке грустная девушка. Вместе с ней и природа грустит: речка стала недвижима, словно зеркало, берёзки, грустно стряхивают в воду свои листочки.

«Кто ты, - спрашивает Верочка, - и о чём так грустишь?»
«Сирота Алёнушка я, - отвечает девушка, - а грущу оттого, что злая Баба Яга задумала сегодня погубить и меня и братца Иванушку, который козлёночком стал. Ты что, не читала моей сказки?» – спросила Алёнушка, увидев в глазах девочки удивление.
Стыдно стало Верочке, и решила она, что если вернётся домой, обязательно все сказки прочитает.
« А кто же тебе может помочь?» – спросила Вера.
« Помочь мне Иван Царевич может, - ответила Алёнушка, - но он уехал Василису спасать. Обещал ещё утром вернуться, да не вернулся. И я никуда отсюда уйти не могу. Братец должен вот-вот придти. Не найдёт меня, испугается. Вот если бы кто помог мне, нашёл Ивана Царевича?!»
«Я сейчас, я мигом!», - крикнула Верочка и бросилась в лес на поиски Ивана Царевича.
Бежит Верочка и не замечает, что в лесу становится темно и страшно. Стволы деревьев-великанов сомкнулись так, что луч солнца с трудом пробивается сквозь них. Совсем уж было, отчаялась она его найти, хотела заплакать, как вдруг видит, застряли между толстых ветвей и Иван Царевич, и Василиса, и Волк.

«Помоги нам, девочка, - попросил Иван Царевич, - Баба Яга заколдовала деревья так, что нам не выбраться из их плена».
«Но как же помочь вам», - спрашивает Верочка.
«Возьми у меня из сумки кувшинчик с живой водой, – показал Иван-Царевич на свой пояс с кувшинчиком, - и полей на корни деревьев».
Так Верочка и сделала. Смотрит, зацвели засохшие ветви, расступились стволы, и во всём лесу светлее стало.
«Спасибо тебе, девочка, - сказал Иван Царевич, - теперь я и Алёнушке успею помочь. А ты, видимо, дорогу домой ищешь? Возьми этот волшебный клубочек, брось перед собой, он тебя из леса выведет».
Вышла Верочка из леса, смотрит, а на опушке её уже три богатыря ожидают. Сильные богатыри и кони у них тоже сильные, могучие – такие границу русскую от любого врага уберегут.

«Долго же ты шла, девица, - сказал средний богатырь Илья Муромец, тот который Верочке в начале сказки встречался. - Я уж подумал, не случилось ли чего, вот своих друзей-богатырей Добрыню Никитича и Алёшу Поповича на помощь позвал, чтобы тебя из беды выручать».
Проводили богатыри Верочку до сказочного терема. Смотрит Верочка на сказочный терем, удивляется красоте такой невиданной. А внутри дом ещё краше оказался: на потолке солнце, месяц, да звёзды блещут, на стенах цветы сказочные распускаются, на резных столбиках – звери диковинные, да птицы.
«Кто же тот волшебник, что в тереме таком живёт?» - думает Верочка.
И только она так подумала, как скрипнула, отворившись, дверь, и на пороге появился хозяин дома. Глаза у хозяина добрые, смотрит он на гостью, улыбается.

«Кто Вы?» – спрашивает Верочка.
«Зовут меня Виктор Михайлович Васнецов», - отвечает хозяин .
«А кем же Вы работаете, - поинтересовалась Верочка, - волшебником?».
«Да нет, не волшебником. Пойдём, я покажу тебе кое-что, а ты уж сама догадайся, кто я» - предложил Виктор Михайлович.
Повёл хозяин девочку в другую комнату. В комнате этой пахло краской, и повсюду были картины. Они висели и на стенах, стояли на полу. Смотрит Верочка на картины, а на них нарисованы и те сказочные герои, которых она в лесу встречала и те, которых ещё и не видела: тут и Снегурочка, и Царевна-Несмеяна, и русский царь Иван Грозный, похожий на злого сказочного персонажа, и Спящая Царевна, и ковёр-самолёт. Правда имена всех сказочных героев Верочка потом узнала, когда все-все сказки прочитала.

«Я догадалась, - говорит Верочка, - Вы – Сказочник!»
«Художник я, - засмеялся Виктор Михайлович, - а сказки рисую, потому, что люблю всё русское, народное. В сказках и былинах сам русский дух живёт. Жанр моих картин так и называется – «сказочно-былинный»

В другой комнате висела на стене картина, на которой гусляры нарисованы. Засмотрелась на них Верочка, и показалось ей, что видит она, как гусляры пальцами струны перебирают, и послышалась ей песня – мелодичная такая и грустная. В этой песне и о Руси-Матушке пелось, и о былинных богатырях, и даже о ней самой. Не заметила Верочка, как заснула. А когда проснулась, увидела вокруг себя стены сказочного терема. Только людей в тереме много. Ходят все, картины рассматривают, а возле Верочки Вера Ивановна и ребята стоят.
«Где я? – спрашивает Верочка, - И где хозяин дома?»
«Хозяин дома, Виктор Михайлович Васнецов, жил много лет назад. А дом этот, стал домом-музеем, в котором картины его хранятся», – ответила Вера Ивановна.
«Быть такого не может», - изумилась про себя Верочка, - я ведь только что с ним разговаривала и с героями картин тоже!».
Около ног Веры Ивановны вертелся рыжий кот и хитро так на Верочку посматривал. Вот и думает Верочка: «приснилось ей всё или было наяву?»
Хотела Верочка обо всём ребятам рассказать, да стыдно ей стало за то, что капризничала. С тех пор девочка стала умницей: маме помогала, книжки читала, полюбила рисовать. А за иллюстрации к русским народным сказкам Вера Ивановна похвалила Верочку и поставила пятёрки.
Ну, что, ребята, сможете вы ответить на вопросы сказки: почему художник так любил рисовать сказки? В каком жанре написаны картины художника?
Молодцы! А сейчас давайте попробуем нарисовать героев ваших любимых сказок.

Рекомендуем посмотреть:

Сказка для детей 5 - 8 лет Сказка для детей 5-7 лет про овощи Математическая сказка для дошкольников 5-7 лет Экологическая сказка о первых весенних цветах для детей 5-7 лет
Сказка по ИЗО для 3-5 класса
Опубликовано: 3142 дня назад (19 апреля 2016)
Просмотров: 7263
+5
Голосов: 5
Комментарии (5)
Надежда Викторовна Топольникова # 20 апреля 2016 в 22:12 +2
Наталья Викторовна! Прекрасный сказочный подход к занятию по ознакомлению с творчеством художника для дошкольников! Мне это очень актуально. Возьму себе в копилочку! Творческих Вам успехов! Примите голос!
Наталья Викторовна Боголапова # 21 апреля 2016 в 08:38 +2
Спасибо за отзыв!
Светлана Васильевна Лапатина # 25 мая 2016 в 14:39 +3
Наталья Викторовна!
Отличная разработка!Вы просто настоящая сказочница!Сочинили такую интересную и познавательную сказку,в которой одновременно встречаются все герои картин В.М.Васнецова.Очень необычный сюжет,думаю, что вашим детям это было интересно,и они вместе с девочкой Верочкой совершили удивительные приключения и открытия:отгадывали загадки,помогали Ивану Царевичу, Василисе,Волку:поливали корни деревьев в лесу живой водой,
встречались и помогали разным героям картин.И как Верочка,полюбили творчество Виктора Михайловича Васнецова.Спасибо вам,всего доброго,примите мой голос +3.
Наталья Викторовна Боголапова # 25 мая 2016 в 15:29 +2
Светлана Васильевна,благодарю Вас за отзыв! Такие слова вдохновляют на дальнейшее творчество!
Альбина Анатольевна Печникова # 2 июня 2016 в 06:46 +2
Наталья Викторовна!Ваша работа очень интересна и познавательна! v
Мне понравился сюжет: современность и реалии нашего времени удачно вплетены вами в канву сказочного мира любимых детских героев! Всё это великолепно сочетается с картинами русских художников!Молодец!С большим удовольствием голосую!+4