Личностно-ориентированный подход в обучении школьников
Увеличение доли самостоятельности обучающихся на уроках в связи с применением личностно-ориентированного подхода в обучении
Современная педагогическая ситуация характеризуется наличием разнообразных образовательных программ, авторских, экспериментальных учебных курсов, появлением новых учебных предметов. Такое количество инноваций - показатель того, что новые социальные условия диктуют необходимость пересмотра содержания, форм и методов обучения и попытки активизировать процесс получения и приобретения знаний. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся всегда была в центре внимания педагогов. Поиски путей решения данной проблемы ведутся учеными в разных направлениях. Можно выделить два пути активизации учебно-познавательной деятельности: экстенсивный и интенсивный. Оба пути имеют одну конечную цель: воспитание нравственной, образованной, творческой, способной к саморазвитию личности. Но подходы в достижении этой цели разные. Экстенсивный путь развития познавательной активности реализуется, прежде всего, через увеличение количества учебных предметов, посредством увеличения объема знаний, сообщаемого ученикам. Интенсивный путь основан на субъективной, личной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификацию методов обучения.
Для педагога интенсивный путь развития познавательной активности заключается не в процессе обычной передачи знаний, но в учении самого ученика сознательно и творчески управлять составляющими процесса познания: любопытством, любознательностью, организацией учебной деятельностью, умением добывать знания, которые так нужны современному человеку для активной жизни.
Однако не секрет, что сегодня у нас и за рубежом ослабевает интерес учащихся в процессе обучения. Перед нами стоит задача преодоления этого негативного процесса.
Проблема активизации познавательной деятельности, повышения эффективности каждого урока через использование различных организационных форм и методов обучения, и определила тему нашего исследования.
Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Вопрос активизации познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания представляет сложную проблему. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации учебной деятельности учащихся является по сей день актуальной.
Чем больше выпускник учебного заведения будет знать, тем лучше он будет подготовлен к жизни и труду в обществе. Обучение ведет не только к развитию ума, но и к развитию внутреннего мира личности ребенка, воспитанию его характера и мировоззрения.
В качестве ведущих принципов обучения рассматриваются принципы самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в массовой практике должны использоваться активные формы и методы обучения. Это:
• Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.
• Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.
• Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.
• Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.
• Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.
• Соревновательный подход заменяется сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.
• Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования)они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.
• Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.
• Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь - вооружить средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).
• Эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, брейнсторминг, ТРИЗ и др.
• Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.
• Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.
• Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.
• Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).
• Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие - наличие мотивации учащихся.
• Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
• Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.
• Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).
Таким образом, для активизации учебной деятельности учащихся на уроке прослеживаются некоторые общие подходы:
• совершенствование системы усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков;
• активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей школьников; развитие критического мышления в процессе обучения;
• развитие мотивации к учению, познавательных интересов учащихся; стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;
• организация кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенной задачи; использование разнообразных форм учебной работы;
• организация учебно-поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы учащихся;
• применение компьютерных технологий в учебном процессе;
• допускается обучение учащихся в разном темпе и усвоение ими разного объема знаний;
• проведение развивающих учебных игр;
• организация тренинговых занятий: коммуникативные тренинги, тренинги по развитию памяти, внимания, мышления, креативности и др.
Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Найти и создать эти условия - задача каждого педагога.
Технологии обучения - традиционные и личностно ориентированные
Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.
Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX - середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства. Индустриальное общество нуждалось в огромном количестве квалифицированных рабочих и инженеров, владеющих современными технологиями. Естественно, что в этот период образование решало вполне определенные задачи (и решало их, надо заметить, весьма успешно).
В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
• ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
• самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
• грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
• быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий.
2. Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого
Личностно ориентированные технологии базируются на основе активизации самостоятельной деятельности учащихся и повышении эффективности учебного процесса.
Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
При этом перед учителем встают новые задачи:
• Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
• Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
• Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания
• Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения
• Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные
• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.
Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Содержание личностно-ориентированного образования включает в себя:
1. введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций;
2. формировать у учащихся разнообразные способы деятельности, творческие способности;
3. обеспечить самопознание, формирование жизненной позиции.
Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Так может быть только тогда, когда педагог умеет создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
Выделяют несколько групп таких условий:
• межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит его общение, с педагогами, с одноклассниками. Степень взаимопонимания и поддержки, симпатии и антипатии, уровень сплочённости ученических групп.
• Приоритетные методы преподавания, умения, ориентация на коллективные, индивидуальные способы обучения, степень учёта интересов и способностей учащихся.
• Способы и степени взаимодействия учителя с коллективом учащихся.
• Возможность выбора учеником содержания обучения уровня и методов его усвоения.
Что же обеспечивает личностно-ориентированная направленность урока?
1. Стимулирование учащихся:
• уважительное отношение к самостоятельности мнения и выводам учащихся;
• создание ситуации выбора;
• организация индивидуальной деятельности;
• стимулирование учащихся к выборам и самостоятельной работе .
2. Создание условий для проявления и развития индивидуальности учащихся:
• опора на личностный опыт;
• принятие своеобразия мнений учащихся;
• создание ситуаций, позволяющих учащимся проявить собственные способности.
3. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников:
• развитие мотивации учащихся;
• создание условий для освоения учащимися компонентов учебной задачи, самоконтроля и самооценки;
• повышение степени самостоятельности в учебной деятельности учащихся;
• поощрение инициативы учащихся.
4. Знание и учёт психофизиологических особенностей учащихся:
• выбор методических приёмов соответствия с возрастными особенностями учащихся;
• использование проблемных заданий;
• обеспечение дозированности помощи взрослого.
5. Ориентация на развитие внутренних мотивов учащихся:
• обучение целеполаганию;
• создание ситуации успеха;
• создание ситуации нравственного выбора;
• помощь в создании мотивов собственных действий, поведения.
6. Ориентация на развитие познавательных способностей:
• организация проблемных ситуаций;
• поощрение творческой активности;
• использование сюжетно-ролевых игр, анализ ситуации;
• разнообразие методов и приёмов;
• повышение доли учебных знаний, творческого характера.
7. Организация равноправного партнёрского общения:
• организация сотрудничества учителя и учащегося;
• приоритет диалога в учебной деятельности;
• организация сотрудничества учащихся между собой.
8. Обеспечение обратной связи:
• обучение учащихся самооценки;
• открытость учителя и учащихся;
• возможность задавать вопросы, пожелания учащихся;
• откликаться на эмоции учащихся.
Личностно-ориентированный подход определяется:
1. ориентиром на самостоятельный поиск;
2. выявляет и учитывает склонности учащихся;
3. использование дидактического материала, варьирующееся для учащихся с разной успеваемостью;
4. сложность материала выбирается учащимися и варьируется учителем;
5. свобода выбора ребёнком различных форм обучения;
6. оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;
7. изучение и формирование творческой деятельности;
8. создание ситуаций, позволяющих учащимся проявлять собственные способности;
Функции педагога
в личностно-ориентированном процессе.
1. Учитель-собеседник: способности и умения педагога центрироваться на ученике, озабоченность интересами ребёнка, готовность поддержать беседой.
2. Учитель-исследователь:
- умение проводить анализ диагностики взаимоотношений во время обучения, отслеживать личное продвижение каждого ученика, готовность поддержать;
- умение использовать в процессе обучения психодиагностических методов, что способствует получению информации о развитии учащихся.
3. Учитель как человек, создающий условия для учения:
- создаёт комфортные условия для развития ребёнка;
- строит взаимоотношения с учащимися на безоценочном положительном принятии ребёнка, открыто выражая свои чувства.
4. Учитель как эксперт.
- вовлечь учащихся в сферу своих интересов;
- быть консультантом.
Вывод:
1. Главная задача педагога – ученик должен суметь преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
2. Личностно-ориентированный процесс обучения предоставляется каждому учащемуся, опираясь на его способности, интересы, субъективный опыт, возможности реализовать себя в учёбе, поведении.
Обучение в сотрудничестве
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
• Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;
• Актуализируются полученные опыт и знания;
• Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
• Повышается ответственность за результат коллективной работы;
• Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения. материала
Дифференцированный подход к обучению
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.
Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Игровые технологии
Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.
В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время методо становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
Информационные технологии как средство активизации самостоятельной деятельности и творческого потенциала учащихся
Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.
Что касается новых информационных технологий, в первую очередь, Интернет-технологий, но здесь появились и проблемы, связанные с широко применяемой реферативной работой учащихся. Чтобы избежать “скачивания” материала из ресурсов Интернета либо использования имеющейся базы готовых рефератах на различных носителях информации, темы реферата формулируются так, чтобы учащийся, по крайней мере, воспользовался различными источниками, выбрав оттуда материал, соответствующий предложенной теме. Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.
Во время урока компьютер целесообразно использовать для активизации познавательной деятельности учащихся. Конечно, если каждый из учащихся будет иметь возможность во время урока пользоваться персональным компьютером и, к тому же, иметь доступ к ресурсам Всемирной сети, то потребуются и новые приемы и методы работы на уроке. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
В конце доклада можно сделать следующий вывод:
1. Оптимальная организация урока предполагает, что его цели определяются преподавателем комплексно и конкретно, а также диагностично.
2. Структура урока не должна быть шаблонной и стандартной. Ее выбор определятся с учетом особенностей содержания учебного материала, целей его изучения, подготовленности учащихся и места урока в системе других уроков по данной теме. Эффективное и качественное изучение нового материала- главная задача преподавателя и учащегося на уроке.
3. При отборе содержания урока преподаватель обеспечивает его высокую идейную и профориентационную направленность, решает задачи трудового воспитания. В содержании отбирается главное, важное, существенное и на этом концентрируется внимание учащихся. При планировании содержания предусматривается осуществление внутрипредметных и межпредметных связей. В целях формирования общеучебных умений и навыков в содержание урока включается достаточное количество упражнений.
4. Используемые на уроке методы отличаются многообразием, адекватностью его целям, особенностям содержания и возможностям учащихся. Велика на уроке роль методов стимулирования учения. В этом отношении преподаватель может использовать как методы стимулирования интереса, так и методы стимулирования долга и ответственности. Следует применять лекции, практические занятия, учебные конференции. На уроке повышается роль поисковых методов самостоятельной работы.
5. Одним из важных аспектов урока являются такие формы организации учебной работы, которые обеспечивают дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным учащимся.
6. Контроль за учебной деятельностью учащихся и уровнем их знаний на уроке выполняет 4 функции: выявление затруднений в усвоении материала, выявление типичных ошибок в ходе учебной работы, стимулирование учебной деятельности, оценка качества знаний, учений и навыков. Реализация в единстве этих функций повышает обучающую направленность урока.
7. Основные задачи обучения решаются на уроке через рациональное сочетание методов обучения и эффективное использование различных источников знаний. Среди них особое место занимает учебник, обучающие тексты, работа с которыми в значительной мере снимает перегрузку учащихся учебной работой.
8. Эффективность урока во многом зависит от благоприятного психологического климата занятия, который определяется в значительной мере личностными качествами преподавателя и его типом общения с учащимися.
Рекомендуем посмотреть:
Заявление в аттестационную комиссию воспитателя Справка по результатам комплексной проверки ДОУ Методическая документация для детского сада Справка по итогам тематической проверки в детском саду← Проект для школьников 5 класса. Моя семья | Формирование информационной культуры как фактор успешной социализации личности →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!