Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна 2025»

 

Свидетельство о публикации бесплатно

Конспект занятия в разновозрастной группе детского сада на весеннюю тему

Занятие по ознакомлению с окружающими миром и развитию речи в разновозрастной группе на тему «Птиц встречаем – весну привечаем»
Разработка занятия предназначена для воспитателей, работающих в разновозрастной группе, так как содержит поэтапное вовлечение детей разных возрастов в процесс. Материал посвящен празднику - прилету грачей, который в народном календаре отмечен 17 марта; содержит разные виды деятельности по речевому развитию, в том числе и работу по мнемотаблицам.
Задачи: закреплять знание весенних признаков природы. Продолжать учить различать и называть зимующих и перелетных птиц, их характерные особенности, образ жизни. Обучать рассказывать про птиц с помощью схемы (мнемотаблицы). Обогащать словарный запас детей словами: телеграмма, зимующие, перелетные, пернатые, названиями птенцов птиц в единственном и множественном числе (скворец-скворчонок-скворчата, грач-грачонок- грачата…). Расширять представления о том, как люди заботятся о птицах, какую пользу приносят птицы. Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к природе. Развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память.

Предварительная работа: рассматривание наглядных пособий с изображением зимующих и перелетных птиц; чтение художественных произведений о птицах; наблюдение в природе за птицами и весенними явлениями; знакомство с народными праздниками Герасим – грачевник (17 марта), «Жаворонки» (22 марта), Международный день птиц (1 апреля). Разучивание стихотворений Г.Ладонщикова «Птицам эти очень рады», зарисовывание в мнемотаблицу и заучивание пословицы «Увидел грача-весну встречай» с детьми старшей и подготовительной группы; изготовление птиц с помощью оригами; отгадывание загадок о птицах.

Материал к занятию: запись голосов птиц; песни «Весенний хоровод», сл. и муз. С.Насауленко; мнемоквадраты с изображением неба, солнца, снега, ручья, сосульки, облаков, птиц; изображения зимующих и перелетных птиц; схема-таблица «Описание птиц»; перышко из бумаги для подвижной игры.
Ход занятия
Звучит запись «Голоса птиц (грачей)».
Воспитатель. Дети, кто вас приветствует? (грачи)
Грач-крупная птица, имеет черное оперение, светлый клюв. Питается червяками, жуками, тем самым принося пользу человеку. Гнезда строит высоко на деревьях. Живут грачи большими стаями-семьями. Как называют птенца грача (грачонок)? Как мы скажем, если птенцов много? (грачата). Осенью грачи улетают на юг России или в Среднюю Азию.
-Как вы думаете, о чем они кричат? (весна пришла)
-По каким признакам мы узнаем, что пришла весна? (ответы детей). Давайте поиграем в игру «Весна пришла». (Игра проводится с целью закрепления признаков весны у детей средней группы и старшей подгруппы и для знакомства с мнемоквадратами у детей младшей группы).

Воспитатель задает вопрос, дети дают ответ, воспитатель прикрепляет на доску мнемоквадраты с ответами (нарисованными на них природными явлениями).
- Что весной голубое, чистое, светлое? (небо)
- Что на небе легкое, белое, пушистое? (облако)
- Что весной ярче светит, греет, припекает? (солнце)
- Что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
- Про что говорят, что поет, журчит, бежит? (ручей)
- Что с крыш свисает, капает, тает? (сосулька)
- Кто прилетает весной из теплых стран? (перелетные птицы)
- Что расцветает весной? (цветы, подснежники)
- Что появляется на деревьях? (набухают почки, появляются листочки)
- Не зря говорят в народе: «Увидел грача-весну встречай» (воспитанники старшей и подготовительной группы рассказывают поговорку по мнемотаблице); «Грач на горе-весна на дворе».
В группе появляется грач (силуэт птицы из картона), который приносит с телеграмму.
Воспитатель. Дети, что такое телеграмма? Телеграмма – это срочное сообщение, которое передается через почту, ее приносит почтальон.
- Давайте прочитаем, что за срочное сообщение.
«Внимание! Внимание! Встречайте! Летим к вам!
Перелетные птицы».


- Почему птиц назвали перелетными? Потому, что они перелетают с одного края в другой, где есть еда. С наступлением зимы в наших краях птицам трудно найти еду, поэтому они и улетают в южные страны, где всегда тепло и можно легко добыть себе корм. Зимующие птицы питаются остатками ягод, семенами растений, их подкармливают люди.
- А мы сегодня птиц встречаем-весну привечаем.
- Дети, что это за птицы прилетели к нам, назовите их. Воспитатель показывает изображения птиц (синица, воробей, ворона, голубь).
- Это зимующие птицы.
- Расскажите, что вы знаете о них.
Воспитатель сообщает детям о том, что зимующие птицы тоже хотят встретить перелетных вместе с детьми, так как очень соскучились по ним за долгую зиму.
- Чтобы птицы поняли, куда им нужно лететь, давайте встанем и исполним песню «Весенний хоровод», сл. и муз. С.Насауленко.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
- А вот и первый гость.
Отгадайте про него загадку.
На шесте дворец,
Во дворце-певец,
А зовут его … (скворец).
Описание скворца по схеме-мнемотаблице воспитателем. Воспитатель дает образец для составления рассказа про других птиц.
Скворец-небольшая птица. Имеет черно-фиолетовое оперение. У скворца есть туловище, голова, крылья, хвост, маленький клюв желтоватого цвета, лапки. Тело покрыто перьями. Скворцы едят червей, жуков. Этим они приносят пользу людям, уничтожая вредных насекомых. У скворцов весной появляются птенцы-скворчата. Гнезда устраивают в расщелинах скал, в дуплах деревьев, но больше всего любят селиться в скворечниках. Осенью скворцы собираются в большие стаи. Про них говорят: «Апрельский скворец-весны гонец».
Дети младшей группы уходят с занятия.

Воспитатель. Дети, среди птиц, изображенных на картинке, найдите, кто лишний.
Игра «Кто лишний».
На картинках изображены воробей, синица, дятел, ласточка.
Дети объясняют свой выбор (воробей, синица, дятел-зимующие, ласточка-перелетная птица).

Рассказ про ласточку детьми по схеме.
Ласточка-маленькая птица. Имеет черно-белое оперение. У ласточки есть головка, тело, стрелообразные крылья, хвост вилочкой. Лапки у ласточек слабые, поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Питаются жучками, пауками, бабочками, кузнечиками. Гнезда строят на любых постройках, иногда над обрывами, в пещерах из комочков глины, соединяя их слюной.
Ласточка хочет поиграть с вами в игру «Перышко».
Выбирается водящий-ласточка. Дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Ласточка пробегает за кругом и кладет позади 3-4 детей перышки. На слова «Перышко возьми – в круг плясать иди», дети оборачиваются. У кого сзади окажется перышко – исполняет движения.
Дети средней группы уходят с занятия.

Воспитатель.Смотрите, а вот еще птицы летят, давайте назовем их. Воспитатель вывешивает изображения птиц на доске.
- Вот мы и встретили наших пернатых друзей. Почему их так называют? (их тело покрыто перьями).
- Кто их этих птиц живет в воде? (утки, цапля)
- Кто строит гнездо на крыше дома или высокой постройки? (аист)
- Кто питается лягушками? (цапля)
- Что за птица никогда для птенцов не вьет гнезда? (кукушка)
- Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это?... (соловей)
- Почему птицы улетят от нас осенью?
- Как нужно вести себя в природе, в лесу, если вы увидели гнездо с яйцами или птенцами?
- Можно ли шуметь в лесу?
Перелетные птицы рады, что они преодолели трудный путь, вернулись в родные края, чтобы построить гнеда, вывести птенцов, радовать нас своим пением все лето. А мы давайте запомним правило, что птиц обижать нельзя!
- О чем сегодня мы беседовали на занятии?
- Что нового вы узнали сегодня?
- О какой птице вы хотели бы услышать рассказ?
- Какие вопросы вы бы задали, чтобы узнать об этой птице? (Воспитатель записывает вопросы, чтобы потом провести исследовательскую деятельность)
- Я благодарю вас за работу, а птицы от нас не улетают, а остаются с нами в группе.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: Весна Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Весна пришла» для детей средней группы Конспект НОД для детей средней группы детского сада по теме: Весна Конспект НОД в разновозрастной группе на тему: Весна

Похожие статьи:

Конспект занятия «Дикие животные весной» в средней группе

Участник №1 творческого конкурса для педагогов «Чудесная Весна 2025» с 1 марта по 31 мая 2025 года
Сценарий выпускного утренника для детского сада | Весеннее развлечение на «День Земли» в детском саду для детей разновозрастной группы
Опубликовано: 8 дней назад (12 марта 2025)
Просмотров: 261
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!