Рисование. Пейзаж акварелью поэтапно для детей от 6 лет. Мастер-класс с пошаговым фото
Рисование пейзажа "Берёзовая роща" акварелью поэтапно для детей от 6 лет. Мастер-класс с пошаговым фото
Мастер класс по рисованию акварелью от 6 лет "Пейзаж". Знакомство с зелёным цветом и его оттенками
Автор: Наталья Александровна Ермакова, преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.Описание: мастер-класс предназначен для детей от 6 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера, подарок, рисунок для выставок и конкурсов.
Цель: создание пейзажа в технике акварель.
Задачи:
- продолжать знакомство детей с изобразительной грамотой, наукой о цветоведении (цвет, оттенок, тон, свет, тень и так далее);
- познакомить детей с многообразием зелёного цвета и его оттенков;
- упражнять в различных способах и приемах работы с акварелью: смачиванием красок перед рисованием, работе с палитрой при получение зелёного цвета и его оттенков, разведению цвета водой для получения разной насыщенности одного цвета, тщательному промыванию кисти;
- упражнять в различных способах работы кистью: всем ворсом, её кончиком, приём "примакивания" кисти к листу бумаги, работа мазками;
- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа и его традициям, изобразительной грамоте.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Доброго здоровья, уважаемые гости и друзья! Я начала свой рассказ со знакомых каждому с детства строчек, известного во всём мире литературного гения, Александра Сергеевича Пушкина. Его произведения, и конечно же сказки любимы и всегда пользуются особой популярностью. Однако в ту далёкую эпоху, когда жил и творил писатель, сказкам Пушкина досталась печальная участь: непризнание сказок затянулось на десятилетия. И это не было случайностью, причиной была излишняя "прозорливость" Пушкина, - принципиально новое его отношение к народу и народному творчеству. Пушкин был первым, кто увидел в народе не пассивную массу, не "объект", а активного участника исторического процесса, а в фольклоре не экзотику, а живую душу народа.
А, помогла ему в том, его любимая няня, Арина Родионовна. Это она рассказывала ему сказы, да былины о давно минувших веках, о славных героях и предках наших, те что сама слышала от своей бабки, а та от своей, и так от рода к роду.
В сказке "..о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди", словами Пушкина, раскрываются старинные знания и легенды русского народа.
Так, и остров - град Буян, наделённый чудесной силой, где хранятся волшебные вещи, где растёт мистический дуб - не выдуманный образ, а часть славянской мифологии, бесценное наследие предков! Только называют этот остров иначе, Березань - остров. На острове том, есть легендарные Рипейские горы, старики рассказывали, что небесный Ирий (славянский рай) расположен в этих горах, над Белой Алатырьской горой, от которой течет Белая молочная река. Самая же высокая из Рипейских гор носит такое же название, как и сам остров, Березань. И растёт на той горе солнечная береза вниз ветвями и вверх кореньями - мировым древом называется.
В звездознание (современная наука о космосе) славян берёза отождествлялось с солнцем, а сама она – красавица белоствольная - светлый символ России, во все времена и эпохи. Береза- это дерево доброй силы, сохраняющее и отдающее животворную частицу девичьей (женской) солнечной энергии. Если у вас случилась беда, одолевает тревога, то отправляйтесь на прогулку туда где растут берёзки. Прикоснитесь к берёзе, поговорите о своих проблемах, она заберет все ваши отрицательные эмоции. Считается, что пик активности березовой энергетики приходится с 6 до 9 утра.
Говорят, что берёза может исполнить самые заветные мечты. В былые времена, молодые девушки часто приносили берёзе угощения, садились около неё и обращались с просьбами и желаниями. А чтобы усилить магию берёзы подвязывали на ней ленточки и водили хороводы.
Во многих славянских былинах, сказках, балладах, происхождение берёзы связывают с превращением в неё девушки, обиженной близкими людьми, а в белорусской народной песне поётся о берёзе, которая выросла на могиле невесты, умершей от руки злой свекрови.
В связи с женским началом берёзок связано много легенд, но пожалуй расскажу самую любимую мной - мне её поведала одна знакомая Русалка.
В ней говорится, что русалкам не положено было в древние времена при свете дня показываться над озером. Как только первые лучи солнца пробивались над озером - русалка должна была уйти в свой прохладный дом. И год за годом так и жила себе одна юная русалка. Но однажды заигралась русалка и не успела уйти. Увидела она Бога всемогущего солнца Хорса и полюбила его. И ему полюбилась ее вдумчивая красота. Потянулся он к ней своими лучами. Сначала согревая, а затем обжигая... Попыталась было уйти от него русалка, но не отпустил ее Хорс. И русалка превратилась в дерево... Зелень волос обернулась листвой, ветвями вверх взметнулись руки, тонкий стан обернулся стволом, а нежная кожа белой корой, с обожженными пятнами на ней от поцелуев-лучей бога Солнца.
Женское начало берёзы проявляется в различных обрядах, например при сватовстве, её ассоциировали с невестой, а символом жениха выступал дуб. Широко использовалась берёза и в целительстве, издавна девочек во время болезни носили к берёзе, веря в её магические и целебные свойства.
В старину, если в доме рождался ребёнок, то не далеко от дома, за забором, непременно сажали берёзу. Считалось, что этот обряд обязательно сделает новорождённого счастливым, а дом и семью, живущую в нём, дерево будет защищать от несчастий и бед. Кстати эта традиция жива и по сей день, в нашей деревне - Дымово, Усмынского района, у каждого двора растут берёзы. У моей бабушки Наташи их две, двое детей - две берёзы.
Кроме того, берёза считается лучшим оберегом, существует предположение, что и само название дерева происходит от глагола "беречь". Сажая березку под окном, люди верили, что она отпугнет от дома духов зла, не подпустит к нему ведьм и колдунов, защитит от ударов молнии.
Русские люди всегда к природе были внимательны, всё подмечали, всё видели и передовали друг другу через сказки, былички (маленькие рассказы), поговорки, приметы - всё это вместе народная мудрость, великое наше наследие. Вот, например: "Кривую березу не подпирай" или "Скрипучая береза дольше стоит". Современному человеку непонятные выражения, а между тем всё просто.
Всем известно, что дома, не многоэтажные городские коробки, а настоящие русские избы строятся из дерева. Однако далеко не весь лес можно рубить для этой цели, есть деревья особо почитаемые:
- молодые деревца;
- кривые, необычно сросшиеся деревья, или стволы с очень большими дуплами, стоящие отдельно от остальных. Вырубка старых больших деревьев была строго запрещена, наши предки верили, что если срубить царь - древо, то не миновать беды - такой проступок сулил мор, засуху, голод или войну;
- деревья, что посажены человеком, они хранит его память - такие насаждения тоже были защищены от вырубки;
- нельзя было вырубать скрипучие деревья и сухостой, не только славяне, но и многие другие народы считали, что в дерево переселяется душа умершего человека;
- никогда не рубили деревья стоящие на перекрёстке дорог;
- старые деревья, пережившие не одно поколение, которых миновали молнии и ураганы.
Моя бабушка рассказывала, что дерево связано не только с человеком, но и с духами, богами. Вот, например, во время грозы нельзя прятаться под деревом, особенно под берёзой. В одиноких деревьях от молний прячутся всякие злые духи, а Перун - Бог Грозы их молниями гоняет.
Сегодня мы будем рисовать русские красавицы - берёзки, и как люди творческие, а художник -это в первую очередь исследователь, мы должны тщательно изучить предмет нашего рисования. Поэтому приглашаю вас прогуляться по берёзовой роще и посмотреть на неё глазами художника.
Берёзку знают во всём мире, Берёза - это род листвееных деревьев и кустарников семейства Берёзовые. В России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород, общее число видов - около ста или немного больше.
Большинство видов берёз - деревья высотой до 30 и даже 45 метров, с обхватом ствола до 120—150 сантиметров, некоторые виды - кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся или едва приподнимающихся над землёй. В нашей стране берёза известна своей белоснежной корой - берестой, в народе у бересты есть своё название - "плащ берёзы", он бывает гладким или трещиновидным. Но цвет у коры берёз бывает и другим: жёлтый, розовый, красновато - бурый цвет, а у некоторых видов серый, коричневый, и даже чёрный цвет.
Кстати, бересту применяли не только для рукописей, но и для обвивания горшков, изготовления посуды, коробов, а в древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилищ.
Кора - это одна из главных особенностей любого дерева. У русских берёзок она гладкая, белого цвета с черно-серыми засечками. Чем выше от корня, тем меньше они по размеру, а деревце становится тоньше и стройнее...
В изобразительном искусстве, так же как и в славянской культуре, белый цвет - это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Зима - белый цвет относится к холодным цветам, а ещё этот цвет обозначает светлое время суток, время труда и благих дел. В древние времена рубаха белого цвета, использовалась в обрядовых целях, например, одевалась перед битвой под кольчугу или без оной, просто на чистое тело.
Почти на любой березе можно встретить идущие поперек ствола кольца в виде пунктирных линий. Это заросшие углубления в коре, которые весной во время сокодвижения продолбил дятел, добывая березовый сок прямо из ствола.
Берёзка выглядит восхитительно в любое время года, а всё благодаря своему высокому, стройному стволу белого цвета, и тонким, длинным веткам, которые напоминают красивые косы русской красавицы, спадающие к её ногам.
Если посмотреть на белоснежные наряды этих красавиц, то мы увидим поток света с одной стороны и серые тени с другой, художники называют это - светотенью. Свет и тень (светотень) - это распределение света и тени на поверхности предметов, именно светотеневые переходы позволяют нам наиболее объемно видеть форму предметов. В изобразительном искусстве это очень важное средство изображения предметов действительности, их формы, объема и положения в пространстве, которыми живописцы пользуются с древнейших времён.
Гуляя по парку, возле нашей художественной школы, мы попробовали с детьми научиться рисовать берёзы, передовая форму ствола, расположение веток и светотень простым карандашом.
Приходя в любой лес нас завораживает и восхищает многое: звуки, запахи, и конечно же огромное разнообразие трав, кустарников, деревьев - нас поглощает мир зелёного цвета, неиссякаемое многообразие его оттенков. Учёными доказано, что из миллионов цветовых тонов наши глаза различают более всего оттенков зелёного цвета.
Зелёный цвет - это главный, локальный цвет леса, цвет жизни, баланса и гармонии, а слово "зелёный" происходит от старославянского "зелъ", что означает молодая зелень, трава. Кстати, в 18001 году, рабочий Прохоровской Трёхгорной мануфактуры Николай Калугин, получил награду от государя за находку окрашивать ткань в зелёный цвет соком крапивы.
Для русского человека зеленый цвет неоднозначен по смыслу. Это жизнь и радость в ярко-зеленом цвете. В народной вышивке зелёным обозначалось Древо мира, изображался символ засеянного поля и молодых всходов.
Или зависть и злость - атрибут "чужого" пространства, где обитает нечистая сила. Зеленый цвет характеризует персонажей народной мифологии: зеленые волосы и глаза у лешего, русалки, водяного.
В живописи зелёный классический – это дополнительный цвет, в котором в равных пропорциях смешаны основные жёлтый и синий цвета. А преобладание одного из основных цветов создаёт новый цветовой тон, оттенок. Существует более трёхсот оттенков зелёного, от светлых, средних и темных, ярких и тусклых, холодных и теплых, с серым, коричневым, желтым, синим подтонами. Широкая гамма от пастельных до темных, от холодных до теплых красок.
Чтобы ближе познакомиться с любым цветом нужно изучить их основные признаки, их три: цветовой тон, насыщенность и светлота.
Главная характеристика цвета - это цветовой тон, он определяет место цвета в спектре "красный-зеленый-желтый-синий и так далее). В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом:
- бирюзовый - от светло-зелёного с голубизной до голубовато-синего;
- брусничный - когда-то означал зелёный (по цвету листа брусники), а сейчас это один из оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый;
- болотный - темно-зеленый с оттенком ржавчины;
- гусиного помёта (мердуа) - желто-зелёный с коричневым отливом;
- зеленобагровый, зеленобурый - смесь зелёного и багрового, зелёного и бурого;
- изумрудный - цвета изумруда;
- лягушки в обмороке - светлый серо-зелёный;
- малахитовый - цвет малахита;
- мшисто-зеленый - насыщенный зеленый цвета мха, сочный, теплый;
- осиновый - зелёный с сероватым оттенком;
- оливковый - желто-зеленый;
- фисташковый - светло-зеленый с холодноватым оттенком;
- цвет майской зелени - пронизан желтым, яркий и многие, многие другие.
В теории цвета насыщенность - это интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать сочным, глубоким, менее насыщенный - приглушённым, приближённым к серому.
Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть, определить, какой из них темнее, а какой светлее. Светлота - качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам.
Ахроматические цвета, то есть, серые, белые и черные, характеризуются только светлотой (светлоту не следует путать с белизной). Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.
Рассмотреть эти понятия можно на примере русской бани - эта старинная процедура, способствует улучшению настроения, очищению тела от грязи, укреплению организма, избавлению от многих заболеваний. Отправляясь в баню, необходимо взять с собой веник - неотъемлемая часть банной процедуры. Веник - это охапка ветвей или стеблей лекарственных растений, и конечно же в их числе берёза, из её листьев выделяются эфирные масла, которые способствуют улучшению вентиляции легких, помогают справиться с астмой и бронхитом. Посмотрите как меняется цвет листьев по мере их высыхания.
Или представьте, что на зелёный листик садится пыль слой за слоем. Чем больше слоев пыли, тем слабее виден первоначальный чистый зеленый цвет, тем меньше насыщенность этого зеленого.
Мы сегодня будем пользоваться наиболее распространёнными цветами - это салатовый, изумрудный, оливковый и фисташковый (травяной).
Желто-зеленый (иначе салатовый) - это один из вспомогательных цветов,. в рисовании салатный цвет получают смешением зелёного и жёлтого цвета в большей степени.
Цвет изумруд, естественно, получил название от драгоценного камня. Он является оттенком зеленого и лежит в темной части его спектра. Как и в изначальном цвете, в изумрудном смешаны синий (большая часть) и желтый.
Оливковый и фисташковый относятся к тёплым тонам, и оба произошли от названия растений. Однако в отличие от салатового они более темные.
А, пришло время и поработать, добро пожаловать в нашу творческую мастерскую!
Материалы и инструменты:
- лист формата А3
- карандаш простой, ластик
- акварель
- палитра
- кисти
- тряпочка для рук и кистей
- банка для воды
Ход мастер - класса:
Данная работа может быть использована для детей разной возрастной категории, от 6 лет и старше, этот рисунок - пейзаж замаскированное упражнение по работе с акварелью и подходит для всех начинающих художников (детей).С малышами мы начинаем работу над рисунком с карандашного наброска. Начинаю работу вместе с детьми, а они повторяют за мной каждый этап. Дети выполняют рисунок простым карандашом, здесь учим детей использовать лёгкий нажим на карандаш, чтобы в случае неудачи можно было легко исправить изображение. Я делаю набросок восковым мелком, для лучшего обозрения.
Итак, сначала рисуем стволы берёз, их может быть любое количество. Линии стволов рисуем сверху вниз, с небольшим наклоном, так чтобы в нижней части ствол берёзки расширялся. Затем рисуем ветки, они тянутся к солнышку, много их рисовать не надо, две три большие ветки на дереве, на них несколько маленьких.
Акварель краска звонкая, чистая, любит прозрачность, поэтому начинаем с самого светлого солнечного и тёплого салатового. Малыши могут найти этот цвет в коробке, а детки постарше создают его на палитре, берём большую часть жёлтого цвета и добавляем капельку синего. Краски у всех детей разные, следовательно и разные цветовые оттенки в них, поэтому с цветами нужно поэкспериментировать (с красками мы знакомимся на первом занятие, смешиваем различные цвета - знакомимся с содержимом красок). Салатовым цветом мы закрашиваем несколько промежутков между берёз, дети могут выбрать их самостоятельно.
Далее оставшиеся промежутки закрашиваем изумрудным (при создание берём большую часть синего и меньшею жёлтого) и травяным цветом (равные пропорции основных цветов: жёлтый + синий). Все цвета наносим прозрачным, светлым тоном,так как любит Царица Акварель.
Затем работаем с палитрой, а наш рисунок как раз подсохнет (создавать работу мы будем из нескольких слоёв цвета, накладывая их друг на друга - "лессировка"). Нам нужно создать серый цвет, и тут дети начинают путаться, очень им хочется взять белый цвет, что в акварельной живописи не допустимо. Наводящими вопросами привожу их решению задачи, а именно - серый цвет создаём путём разбавления чёрного водичкой. На палитру в ячейку сначала набираем капельки воды, затем в эту "лужицу" добавляем капельку чёрного цвета, перемешиваем. На первый взгляд вода получится чёрной, но если взять её немного на кисть и провести по бумаге, то мы получим серый оттенок.
Полученным цветом проводим линию по середине стволов берёз, так чтоб с каждой стороны осталась полоса белого цвета (чистая бумага).
Далее начинаем прорисовывать кроны деревьев, рисуем теми же цветами (травяной, изумрудный, салатовый), но уже более насыщенными и яркими. За счёт нанесения цвета на цвет получается более яркий оттенок цвета. Самым тёмным будет травяной цвет, с него и начнём, им же рисуем линию земли в нижней части работы(передний план) - это травяной покров земли.
Пока мы рисовали салатовые и изумрудные кроны берёз, трава высохла и мы можем приступить к третьему слою цвета. Это будут отдельные травинки на переднем плане работы (рисуем кончиком кисти).
Среди берёзок часто растут ёлочки (вспоминаем разные способы их рисования - показ на доске), начинаем рисовать ели с светлого тона.
Затем прорисовываем еловые ветки более насыщенным зелёным (на выбор детей).
Нам остаётся нарисовать чёрные зазубринки на стволах - горизонтальные мазки кончиком кисточки.
Рисуем большие и маленькие ветки берёз, и наша работа над пейзажем закончена.
С детьми постарше начинаем работу без предварительного наброска. Первый цвет самый светлый -салатовый, затем пробуем сделать цветовую растяжку - плавный переход травяного цвета в изумрудный.
Постепенно прорисовываем стволы берёз, заполняем пространство между ними различными оттенками зелёного цвета.
На палитре получаем серый цвет, используем его для стволов берёз.
Рисуем кроны, как и в предыдущем варианте. Для создания более яркого образа берёз усиливаем цвета, наносим второй слой.
Узоры на берёзках прорисовываем более реалистично.
Дополняем работу ветками и наш пейзаж завершён.
Работы моих воспитанников.
Благодарю всех за внимание, всего вам самого доброго и светлого!
Рекомендуем посмотреть:
Зимний пейзаж в технике пластилинография с элементами рисования поэтапно с фото Пейзаж на камне. Мастер-класс с пошаговыми фото Приемы работы над пейзажем на занятиях объединения дополнительного образования Рассказ "Творчество души моей"Участник №2 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 декабря 2017 года по 31 марта 2018 года
← Как нарисовать Царевну Лягушку гуашью для детей от 5 лет поэтапно с фото | Собака из пластилина своими руками для детей 5-7 лет. Пошаговая инструкция с фото →
Опубликовано: 2593 дня назад (16 ноября 2017)
Просмотров: 5606
|
+16↑ Голосов: 16 |
Комментарии (13)
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|