Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников через игровые инновационные технологии
Сохранение и укрепление здоровья детей 3-4 лет через игровые инновационные технологии.
Автор: Бородуля Наталия Николаевна, воспитатель, Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 86», город Березники, Пермский край.Описание работы: материал практической конференции отражает опыт работы педагога в специализированном детском саду для длительно и часто болеющих детей. Представляет интерес для воспитателей, инструкторов по физической культуре ДОУ.
В настоящее время проблема здоровья детей стала особенно актуальной в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, количество здоровых школьников составляет всего лишь 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные.
В детских садах используется большое количество инновационных технологий, вариативных и дополнительных программ. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, и растет доля нагрузки в режиме дня.
В Приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" подчёркивается, что Стандарт направлен на решение следующих задач [1]:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.
Понятие “здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Методологической основой моей работы послужили теоретические труды:
- программа «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского;
- материалы по оздоровительно-воспитательной работе с ослабленными детьми в ДОУ (Змановского Ю.Ф., Егорова Б.Б., Кудрявцева В.Т. и другие);
- научно-методические статьи по проблемам оздоровления детей дошкольного возраста.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для коллектива нашего детского сада применение здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности является актуальной темой, так как с 1993 года ДОУ имеет статус санаторного детского сада для длительно и часто болеющих детей. Уровень заболеваемости детей очень высок. С каждым годом процент больных увеличивается. Анализ структуры заболеваний воспитанников показал, что более 64% приходится на заболевания органов дыхания, кожных покровов – более 40%, лор - органов – более 30 %, органов центральной нервной системы -20 %, эндокринной и имунной систем – 14%, сердечно – сосудистой системы – 15%, желудочно – кишечного тракта – 10,8%, прочие заболевания – 19,5%. Педагоги и медицинские работники ДОУ ведут поиск и апробацию новых форм и методов работы, технологий, программ по улучшению здоровья, развитию физических и умственных возможностей каждого ребёнка.
Психика ребёнка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому я применяю игровые упражнения для оздоровления и профилактики заболеваний. Ведь игра, при умелом её использовании, способна творить чудеса. Современная психология рассматривает игру как мощное средство терапии, способствующее эмоциональному сближению взрослого и ребёнка. В рамках работы по оздоровлению дошкольников я использую игры, которые не только способствуют физическому развитию детей, формируют необходимые навыки, координацию движений, ловкость и меткость, но и лечат.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста я практикую оздоровительные игры Александра Сергеевича Галанова - психолога, писателя, создателя авторской методики развития детей «Здоровое детство». Изучив классификацию игр, отобрала только те, которые соответствуют диагнозам поступивших детей и их возрастным возможностям:
- игры, направленные на профилактику болезней носа и горла, бронхолёгочных заболеваний. Они восстанавливают носовое дыхание, проводятся с сопровождением звукоречевой гимнастики, которая является своеобразным вибромассажером («Кто громче», «У кого шарик выше», «Побулькаем»);
- игры, направленные на повышение защитных функций организма и преодоление его общего ослабления после длительного заболевания. Они помогают ребенку обрести уверенность в себе, улучшить психическое здоровье, повысить неспецифический иммунитет («Водолазы», «Десантники», «Карлики и великаны»);
- игры на преодоление последствий болезней сердечно - сосудистой системы. Они повышают согласованность нервно – регуляторных механизмов кровообращения («Лови, бросай, упасть не давай», «Злой филин»);
- игры, направленные на преодоление плоскостопия, которые способствуют укреплению связочно – мышечного аппарата голени и стопы («Самый красивый прыжок», «Парашютисты»);
- игры на формирование правильной осанки, которые способствуют укреплению опорно - двигательного аппарата, усилению мышечного «корсета» позвоночника («Робот», «С мячом играй, но мяч не теряй», «Перейди через речку»);
- игры для преодоления отставания в психомоторном развитии у часто болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями. Они помогают устранить отставание в развитии и направлены на воспитание полезных навыков ходьбы, бега, лазанья, ползанья и т.д. («Замри», «Жмурки в кругу», «Кот – соня»).
Также, в работе с детьми 3 – 4 лет я использую увлекательные игры кандидата психологических наук, доцента Алямовской Веры Григорьевны.
Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. Физическая и психическая компоненты в этих оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта. "Цапля", "Парашютисты", "Кошка", «Скачки» - вот далеко не весь перечень таких игр в практике моей работы.
Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Они могут использоваться как индивидуально, так и коллективно. Эти игры провожу при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного состояния или предупреждения психоэмоционального напряжения. Используемые мною игры чрезвычайно многообразны. Они непрерывно совершенствуются и усложняются. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребёнка.
Успешное сочетание здоровьесберегающих игровых технологий даёт положительные результаты. За три года уровень заболеваемости моих детей снизился. Показатель пропущенных детодней 1 ребенком составил: в 2013 г.- 4,7 д/д, 2014г. - 4,2 д/д, 2015 г.-3,1 д/д. Все это свидетельствует об улучшении здоровья, как каждого ребенка, так и всей группы в целом, и является характерным показателем эффективности оздоровительной работы.
Проведенный опрос показывает, что 100% родителей хотят видеть своих детей здоровыми. Поэтому я стремлюсь их брать в союзники. Так для родителей моих воспитанников были проведены следующие мероприятия:
- родительское собрание «О здоровье – всерьёз!»;
- практикум «Игры, которые лечат»;
- игровой досуг «Малыши – крепыши»;
- оформлены фоторепортажи и коллажи «Румяные щёчки», «Час здоровья» и многое другое.
С большим успехом всегда проходит «Неделя открытых дверей», целью, которой является ознакомление со спецификой работы ДОУ.
Целенаправленная работа по внедрению здоровьесберегающих игровых технологий в практику работы дошкольного учреждения даёт мне уверенность, в том, что мои дети к моменту поступления в школу сохранят потенциал здоровья, который приобрели во время практических занятий, на длительный срок.
Своё выступление я хочу закончить словами В.А. Сухомлинского: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
Рекомендуем посмотреть:
Эмоциональное благополучие - одна из составляющих здорового образа жизни детей младшего дошкольного Сценарий развлечения для младших дошкольников в детском саду на тему: ЗОЖ Развлечение "Путешествие в страну здоровья" в младшей группе с 3 до 4 лет Конспект занятия по ЗОЖ в детском саду во второй младшей группе← Изобразительная деятельность как вспомогательное средство общения детей 3-4 лет | Из опыта работы воспитателя детского сада. Игра для детей младшего дошкольного возраста →
Автор: Наталия Николаевна Бородуля
Опубликовано: 2929 дней назад (14 ноября 2016)
Просмотров: 2938
Рубрика: Консультации для педагогов
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!