Изобразительная деятельность как вспомогательное средство общения детей 3-4 лет
Изобразительная деятельность как вспомогательное средство общения детей младшего дошкольного возраста
Из опыта работы воспитателя детского сада
Автор: Бородуля Наталия Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №86», город Березники, Пермский край.Описание материала: предлагаю вам материал из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста. Данная консультация будет интересна воспитателям, психологам ДОУ.
Психологи определяют общение как процесс последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, в ходе которого происходит обмен информацией, а также взаимное восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. В ходе общения возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Общение происходит и тогда, когда мы разговариваем с малышом, рассказываем ему что - то, поём песенку ( то есть совершаем словесные, вербальные действия) и тогда, когда мы просто обнимаем и поглаживаем его по головке ( то есть совершаем невербальные, физические действия). Каждый момент взаимоотношений с ребёнком является элементом общения с ним.
Способность к общению включает в себя:
1. желание вступать в контакт с окружающими;
2. умение организовать общение, включающее в себя умение слушать собеседника, умение эмоционально реагировать на происходящее;
3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Всему этому ребёнок учится в семье, в детском коллективе, в общении со взрослыми - педагогами, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту строку жизни ребёнка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни.
К вспомогательным средствам общения относят рисование. Я хочу напомнить слова В.А.Сухомлинского о значении рисования в жизни ребёнка: "Дети не просто переносят на бумагу что - то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой". Рисунок - это средство связи между взрослым и ребёнком, это способ самовыражения ребёнка. О возможности использования изобразительной деятельности в психокоррекционных целях говорится во многих работах и называется арттерапией (то есть лечение искусством).
В своей работе я применяю такие виды изобразительной деятельности как:
- рисование с помощью шаблонов;
- "рисование" верёвочкой, шнуром, нитками (выкладывание силуэтного изображения);
- рисование пальчиком;
- рисование по контуру;
- игра в кляксы;
- графические упражнения;
- пиктограммы;
- тематическое и свободное рисование.
Расскажу о способе рисования обыкновенной верёвочкой. Для этого использую разноцветные отрезы шнура от 0,5 до 1 - 1,5 метров. Изображения располагаем на столе или ковре, главное, чтобы фон по отношению к шнуру был контрастным (стол - коричневый, шнур - жёлтый). Начинаем с самого простого. Ребёнок выкладывает по образцу предложенному мной или по карточке - схеме простые по форме изображения (груша, яблоко, мяч). Постепенно задания усложняются (ёлочка, цветок, изображения животных). Рисование верёвкой даёт ребёнку возможность видоизменять свой "рисунок", исправить ошибки, недочёты. Мягкость получаемых форм вызывает у ребёнка чувство покоя, уверенности в своих успехах. Этот способ рисования целесообразно применять с детьми у которых наблюдается нарушение общения (с застенчивыми, неуравновешенными, неуверенными, с речевыми трудностями).
Простым по способу выполнения считается рисование пальчиком. Тематика рисунков самая разнообразная:
-"Бусы для мамы";
- "Новое платье для куклы";
- "Ягоды в лукошке";
-"Кто пробежал по дорожке?";
- "Новогодняя ёлочка";
- "Осенние листочки" и так далее.
Этот способ рисования также не требует особой подготовки от детей. Пальчиком ребёнок чувствует материал с которым работает. Обычно этот способ рисования вызывает у детей массу эмоций, происходит "сброс" отрицательной энергии. Свои действия дети обычно сопровождают словесно, комментируют происходящее, и это даёт мне возможность понять, почувствовать настроение ребёнка.
Следующий вид рисования - это кляксография. Игра в "кляксы" помогает мне ослабить возбуждение у слишком эмоционально расторможенных детей. Если для чрезмерно активного ребёнка, например, для игры конструктором надо много места, если его внимание рассеяно, неустойчиво, то в процессе игры "кляксы" сужается зона его активности. Неточные, беспорядочные движения рук постепенно становятся более тонкими, точными. Круг внимания сужается, сосредотачивается. Разноцветные пятна получаются с помощью брызг, увлекают ребёнка, их разглядывание вызывает самые разные эмоции (радость, удивление, интерес), то есть происходит обогащение эмоциональной сферы, что является одной из составляющих человеческого общения. Стоит отметить, что первоначально многие дети не могут без подсказки определить что получается на картинке, называют, что это просто "лужи", "капли", "грязь" и используют тёмные или блёкло - грязные краски. Постепенно детские рисунки становятся яркими, насыщенными, чистыми по цвету и "просто капли" превращаются в "бабочек", "рыбок", "цветы", "звёзды" и так далее.
Рисование по контуру с помощью шаблонов, графические упражнения, которые я использую, также дают мне возможность несколько корректировать поведение ребёнка, сглаживать негативные проявления в стиле, манере общения, повышать самооценку ребёнка. Так, первоначально, у неуравновешенных детей рисунки очень небрежны, линии выходят за рамки, в то время как у неуверенных в себе, замкнутых детей рисунки выделяются своей незаконченностью, ненасыщенностью цветом. Постепенно работы приобретают степень завершённости, аккуратности, линии, проведённые их рукой, становятся более ровными, чёткими. Положительные изменения наблюдаются и в общении с такими детьми.
Рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами. Так, например, обыгрываю этюд "Рыбки":
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Или этюд "Цветы":
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки-
Головой качают, тихо засыпают...
А затем рисуем на эти темы («Рыбки в аквариуме», «Цветы для мамочки»).
При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведёт к улучшению его общения со сверстниками, взрослыми.
Таким образом рисование помогает мне обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усилить эффект от использования мимики, пантомимики. Рисунок помогает открыть для меня - педагога, что - то новое в ребёнке, почувствовать его внутренний мир. Малыш 3 - 4 лет многое не может объяснить словами, но его рисунок является "своеобразным индикатором" его состояния, психологического благополучия.
Хочу добавить, что во время рисования я использую музыкальное сопровождение, что в свою очередь способствует проявлению положительных эмоций и поддерживает интерес детей к занятиям.
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционная техника рисования цветов для дошкольников поэтапно с фото Конспект урока рисования в старшей группе Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста на тему: Зима пошагово с фото Рисование на соли в детском садуПохожие статьи:
Нетрадиционная техника рисования в ДОУ. Рисование кусочком текстиля
← Развитие эмоциональной сферы ребёнка через исследовательскую деятельность | Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников через игровые инновационные технологии →
Автор: Наталия Николаевна Бородуля
Опубликовано: 2941 день назад (14 октября 2016)
Просмотров: 1887
Рубрика: Консультации для педагогов
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!