Эмоциональное благополучие - одна из составляющих здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста»
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Эмоциональное благополучие - одна из составляющих здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста
Автор: Бородуля Наталия Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №86», город Березники, Пермский край.Описание материала: предлагаю вам материал из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста. Данная консультация будет интересна воспитателям, психологам ДОУ.
В государственных документах: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определен комплекс мер, направленных на развитие системы дошкольного образования в стране и повышение его качества. Особое место в них занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоциональное благополучие, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и другое).
В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. По данным ученых, удельный вес здоровых детей в образовательных учреждениях составляет 25 – 30% от общего количества обучающихся. Динамика здоровья подрастающего поколения за последние 10 - 15 лет характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электроннолучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, звучащая рок – музыка), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения.
Поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни (З.О.Ж) начинается в детском саду. Разработаны программы оздоровления детей (программа Лазарева «Здравствуй!», Н.Ерёменко «Театр физического воспитания» и другие). Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
По современным оценкам приблизительно 80% всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональные компоненты.
Эмоции - одна из составляющих человеческой натуры. Они играют важную роль в жизни людей и тем более детей: помогают воспринимать
действительность, адекватно реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – бедна, бесцветна, да и просто невозможна.
Что такое эмоции?
Эмоции – это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную оценку.
Говоря об эмоциях нельзя не говорить о чувствах. Что такое чувства?
Чувства – это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.
Работая в санаторном детском саду, я убедилась, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Стараясь обеспечить психологический комфорт ребенка в группе, я встала перед вопросом: «Как ребенка младшего дошкольного возраста научить прислушиваться к своим внутренним переживаниям, как научить руководить своим поведением и самостоятельно справляться с его нежелательными проявлениями и более чутко относится к эмоциональным состояниям окружающих?»
По крупинкам я начала подбирать необходимый материал, касающийся развития эмоциональной сферы ребенка и лишь эпизодично использовала его на занятиях, в игровой деятельности. Это находило яркий эмоциональный отклик у моих трёхлетних малышей. Тогда я поняла, что начинать знакомить с эмоциями можно и нужно с трехлетнего возраста, причем целенаправленно.
Специфика работы нашего учреждения такова, что каждый год к нам поступают новые дети. Самым сложным и ответственным для меня является начало учебного года, совпадающий с периодом адаптации детей к новым условиям. Неизбежны родительские тревоги и волнения, детские страхи перед неизвестностью. Поэтому главной задачей для меня в этот момент является создание условий, в которых ребенок чувствует себя комфортно, спокойно. Главное в это время - общаться с ребенком один на один, играть с ним индивидуально. Для этого я подобрала картотеку игр, направленных на установление доверительных отношений между взрослым и ребенком, которые способствуют положительному эмоциональному настроению, вызывают смех и чувство взаимной привязанности. Игры оформлены в картотеку «Игры на доверие».
Нередко в этот период времени и в дальнейшем дети приходят в детский сад со своей любимой игрушкой, книжкой и не расстаются с ними весь день. Сидеть целый день в обнимку с любимой игрушкой невозможно. Необходимо что-то делать. На помощь приходят игры, в которых могут участвовать эти книги, игрушки. Варианты игр представлены в картотеках составленных на основе матриалов Дж.Силберга.
В период адаптации очень важно звучание музыки. Музыка является действительным и организующим средством общения. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Она помогает установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и «растормозить» заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. С помощью музыки возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения.
Именно поэтому я собрала богатую музыкальную фонотеку. Можно выбрать подходящее музыкальное сопровождение для режимного момента (приема пищи, укладывание на сон); для организации любой деятельности (игр, занятий).
Освободиться от страхов, стрессов, переживаний во время адаптации помогают игры детей в «Тихом уголке». Здесь ребенок может найти для себя игрушку, которую сделали для него родители («игрушки - сплюшки»); фотографию близких членов семьи, групповую фотографию; «Волшебную сумочку» - в которой дети обнаруживают интересные картинки, открытки, игрушки. Здесь живет «Солнечный зайчик», который помогает ребенку выразить свое эмоциональное состояние, настроение (это красивое зеркальце); «Волшебный клубочек», который помогает детям познакомиться друг с другом, со взрослым (яркий клубок ниток); «Волшебные мешочки» , которые помогают осознать свое эмоциональное состояние, освободиться от негативных эмоций(яркие мешочки из ткани приятной на ощупь и наполненные разными крупами, камешками и так далее.
Переключить внимание детей, быстрее успокоить ребенка помогает «Веселый чемоданчик. Открыть его можно, если сказать волшебные слова. Живут в нем куклы, зверушки. Чемоданчик открывается… Появляется заяц – не простой, он знает всех детей по именам, здоровается с ними за руки, разговаривает и даже предлагает поиграть. За ним появляются еж, медведь, волк… До тех пор, пока у всех детей не будет в руке по персонажу. Мне этот чемоданчик помогает находить контакт с детьми. Со временем какие - то куклы становятся любимыми и им ребята с удовольствием рассказывают о себе, приглашают в гости. Содержимое «Веселого чемоданчика» пополняется, изменяется – дети могут найти в нем дидактическую игру, альбом для рассматривания, атрибуты для разыгрывания сказки и т.д.
Все представленные мною пособия помогают детям быстрее и легче преодолевать барьеры общения, адаптироваться к новым для них условиям.
Я разработала перспективный план по охране нервной системы (О.Н.С), куда включила игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, снятие страхов и повышение уверенности в себе, на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.
Эти игры и упражнения помогают детям преодолевать эмоциональные проблемы, развивать уверенность в себе, наладить общение друг с другом, со взрослыми. Перспективный план создан на основе материалов О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я», М.И.Чистяковой «Психогимнастика», И.Л.Кряжевой «Развитие эмоционального мира детей», Л.М.Шипициной «Азбука общение», В.М.Минаевой «Развитие эмоций дошкольников», А.Е.Белой «Пальчиковые игры». Также использовала те картотеки, которые наработала за последнее время:
- «пальчиковые игры»;
- «игры на развитие доверия»;
- «потешки и журилки для плачущего малыша»;
- «стихи и потешки, дразнилки для сглаживания конфликтных ситуаций»;
- «игровые приемы быстрого засыпания»;
- «игры с превращениями».
Положительное влияние на развитие эмоциональной сферы оказывает рисование: дети становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Дети стараются передавать в рисовании различные эмоциональные состояния. Мне, педагогу, рисунки детей помогают открыть в ребенке что-то новое, почувствовать его внутренний мир. Малыш 3-4 лет многое не может объяснить словами, но его рисунок является «своеобразным индикатором» его состояния, его психологического благополучия. В своей работе я применяю такие виды изобразительной деятельности как:
- рисование с помощью шаблонов;
- рисование шнуром, веревочкой;
- рисование пальчиком;
- рисование по контуру;
- игра в кляксы;
- графические упражнения;
- пиктограммы;
- тематическое и свободное рисование
Образцы работ предлагаю вашему вниманию.
В группе подобраны книги, иллюстрации к сказкам, потешкам, стихам и песням при рассматривании которых дети учатся анализировать эмоциональные состояния персонажей изображённых на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и т.д.) Они появляются у нас на полочке красоты, в театральном уголке, на мольберте.
Большое место в жизни нашей группы занимают сказки. Мы читаем их, беседуем, рассматриваем иллюстрации, драматизируем, разыгрываем отдельные сценки с помощью разных видов театра (би-ба-бо; театр ложек, театр масок, театр мягкой игрушки, театр картинок, фланелеграф, пальчиковый театр и так далее). Сказка не только показывает, что хорошим быть лучше, но и обогащает жизнь детей положительными эмоциями.
Чтобы в нашей группе детям было по домашнему уютно, комфортно я ввела разнообразные обычаи:
- «Любимая игрушка»
- «У нас каникулы»
- «Моя семья»
- «Встречаем праздник»
- «День открытых дверей»
- «Помогаем детскому саду»
- «Неделя театра» и др.
Накопление эмоционально - чувствительного опыта детей – длительная работа, которая требует участия взрослых, а именно – родителей. Чтобы привлечь внимание родителей к этой проблеме, я составила подборку консультативного материала, который поможет им стать партнёрами своему ребенку.
Вниманию родителей предложены следующие консультации:
- «Вместе весело шагать»
- «Темперамент – основа поведения ребенка»
- «Кризис 3-х лет»
- «Игры для детей от 2 до 6 лет»
- «Игротека» и т.д.
В группе действует библиотека для родителей. Здесь они могут найти литературу по специфике детского сада, психологическую, познавательную.
Изучаю психологический микроклимат в семье через анкетирование, посещение на дому.
С целью выявления эмоциональных особенностей детей в основном использую такой метод, как наблюдение, анализ детских работ.
Недавно я была на курсах повышения квалификации. Нам предложили очень простой тест, который дает возможность узнать – счастлив ли ребенок. Необходимо просто подмигнуть ребенку – его реакция даст ответ.
Подводя итог своей работы, я с уверенностью утверждаю, что мои дети становятся более открытыми, общительными, уравновешенными и уверенными в себе. Значительно сокращается период адаптации. Я спокойна за своих детей, так как считаю, что закладываю в них прочный фундамент для дальнейшего роста и развития.
Понимая, что мне доверено самое дорогое – дети – я стараюсь быть им:
1. Учителем – который расскажет что-то новое, посоветует, разъяснит, покажет и исправит недостатки.
2. Арбитром – который разберет все по справедливости.
3. Защитником – который огородит от обидчиков.
4. Творцом – с которым всегда интересно, весело.
5. Мудрецом – который все знает, все умеет, все может.
6. Близким человеком – который заменяет ребенку мать в ее отсутствие.
Рекомендуем посмотреть:
Метод проектов в ДОУ при формировании у детей потребности здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников через игровые инновационные технологии Сценарий развлечения для младших дошкольников в детском саду на тему: ЗОЖ Развлечение "Путешествие в страну здоровья" в младшей группе с 3 до 4 летПохожие статьи:
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Витамины
Стихи на тему «Спорт» для детей детского сада
Беседа на тему «Здоровый образ жизни» в подготовительной группе. Сделай компьютер своим другом
← Досуг к Дню матери с участием родителей в средней группе ДОУ. Сценарий | Развитие эмоциональной сферы ребёнка через исследовательскую деятельность →
Автор: Наталия Николаевна Бородуля
Опубликовано: 2985 дней назад (13 октября 2016)
Просмотров: 5269
Рубрика: Консультации для педагогов
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|