Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия. Мотивы народных орнаментов в сувенире из лоскутков

Конспект занятия. Тема: «Мотивы народных орнаментов в сувенире из лоскутков» для детей 12-14 лет
План занятия
Цель:
Научить детей технике выполнения деталей аппликации разными способами.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей аппликации и образцами народных орнаментов.
2. Развить чувство композиции, цвета, фантазию, пространственное мышление.
3. Познакомить детей с народным искусством башкир, его видами и технике выполнения, особенностями цветового и композиционного строя;
4. Воспитывать любовь и уважение к культуре и искусству своего народа и других национальностей.
5. Воспитать эстетический вкус и творческое отношение к делу,

Для педагога
Оборудование: стол, классная доска, цветовые орнаменты (аппликация из цветной бумаги), бумажная аппликация кисета, образец готового кисета из ткани.
Инструменты: ножницы, иглы ручные, игольница, нитки, напёрсток.
Материалы: готовые заготовки деталей аппликации, основа кисета, нити «Мулине» для кисточек.
Для обучающихся
Оборудование: столы, стулья, швейные машины ручного, ножного и электропривода, утюг, гладильная доска
Инструменты: ножницы, иглы ручные, нитки, нити «Мулине», игольницы.
Материалы: клей ПВА, кисточки для клея, готовые заготовки деталей аппликации, основа кисета.

Ход занятия
1. Организационный момент (приветствие, проверка рабочих мест на наличие подготовленного оборудования, инструментов, материалов).
2. Содержание занятия.
2.1. Вступительная беседа (повторение пройденного материала)
На прошлом занятии мы с вами изготавливали образцы с видами ручных швов.
Давайте перечислим, какие виды швов вы знаете?

Предполагаемый ответ
Стебельчатый шов, петельный, тамбурный, крестик, полукрест, козлик, белая мелкая строчка, белая и цветная гладь.


Сегодня мы будем использовать в работе тамбурный шов.
Вспомните, пожалуйста, в чём особенности техники выполнения этого шва?

Предполагаемый ответ

Тамбурный шов представляет собой непрерывный ряд петель, выходящий одна из другой. Шов можно выполнять в пяльцах и без них.
В обоих случаях стежки выполняются движением иглы к себе.
Вышивая без пялец, следят за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму.
Если вышивают ниткой сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва.
Тамбурным швом вышивают контуры фигур, заполняют сердцевины цветов и мотивы узоров.
Этим швом можно обшивать узоры растительного характера, геометрические фигуры, обшивая их по контуру и сплошь, заполняя мотивы узора.

2.2. Объявление темы. Мы продолжаем изучение раздела программы «Сувенир из лоскутков».
Итак, тема нашего занятия «МОТИВЫ НАРОДНЫХ ОРНАМЕНТОВ В СУВЕНИРЕ ИЗ ЛОСКУТКОВ»

2.3. Объяснение материала. Но прежде немного истории.
В декоративно-прикладном искусстве многих народов нашей страны распространена аппликация для украшения изделий из войлока, кожи, меха, ткани или поверхности бумаги при помощи наклеивания (нашивания) плоских изображений, вырезанных из тех же материалов другого цвета. Так издавна создаются высокохудожественные предметы одежды, обуви, головные уборы, снаряжение коня, верблюда, оленя, вещи домашнего обихода и убранства. Особый покрой, орнаментальное решение согласуется с традиционными особенностями искусства народа и является его достоянием национальной культуры, демонстрируя уровень развития мастерства и эстетического вкуса народных умельцев. Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды.
Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва в одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а так же по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов.
Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазарыкских курганов (5-3 вв. до нашей эры). Произведенные раскопки пяти курганов-могил вождей племен обнаружили колоды с различными предметами. Найдены останки 10 лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах, сохранились изделия не только из металла, но и из дерева, кожи, войлока. Седла коней, покрытые войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Там же нашли меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с аппликацией с изображением головы лося. На всех предметах, несмотря на условность и схематичность изображения, с удивительным мастерством подмечены особенности изображения людей, птиц, зверей, даны меткие и верные их характеристики. Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы. Но войлок издавна находил самое широкое применение у вех народов. Его использовали даже в украшениях головных уборов. Аппликацией из ткани оформляли мешочки для чая, соли, кисеты, шаманские костюмы.
Киргизы, калмыки, монголы, декорировали седла аппликациями. Узорами аппликации в восточных районах Башкирии орнаментировались в прошлом кочевническая одежда и предметы, связанные с традициями кочевого быта.
Народное декоративно-прикладное искусство обладает большими возможностями для вариантной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов. Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируется определенное явление, конкретные переживания. Народные умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному цвету. Именно с красным цветом связываются представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на земле.
В изделиях, создаваемых народными мастерами, в большинстве случаев применяется цветовой фон, что усиливает звучание орнамента, смягчает его, в целом создавая богатую цветовую палитру.
Сегодня мы будем изготавливать кисет-чехол с элементами национального орнамента. Посмотрите какие бывают кисеты. Фото
Традиционная форма башкирской аппликации восходит к орнаментации предметов кочевого быта, одежды и обуви, украшенного геометрическими фигурами. (рисунок №1)


Основные элементы башкирских геометрических узоров довольно разнообразны. Среди сердцевидных, спиралевидных, волнообразных фигур часто встречаются квадраты, треугольники, пильчатые линии и сложные композиции из этих элементов, красочность их при простоте очертаний достигается главным образом ярким и теплым колоритом,
Распространены сочетание красного, зеленого, желтого и черного цветов. (рисунок №2)


Так на полотенцах, скатертях, поясам фоном обычно служит красный цвет, на котором хорошо выглядят зеленый и желтый орнаменты. Композиционный строй башкирских украшений отличается симметричностью. Узоры располагаются то в виде бордюров, то розетками, а то и сплошной сеткой.
(рисунок №3)


Вот бумажная аппликация кисета. (рисунок №4)

Посмотрите, какие элементы орнамента присутствуют в ней?

Предполагаемый ответ
Геометрические фигуры. Треугольники, спиралевидные, сердцевидные, ромбы, волнообразные.

Какой фон?
Предполагаемый ответ

Основным фоном является красный цвет.
На черном фоне выделяются красные и желтые узоры, расположенные на поверхности предмета.


Сегодня мы с вами сделаем кисет из ткани.
Техника выполнения аппликации - различна.
1. Есть аппликации клеевая - приклеивается на клей: КС, МАРС, ФЕНИКС, ПВА или двухстороннюю клеевую основу.
2. Пристрачивается на машине строчкой «зиг-заг».
3. Закрепляют различными ручными швами: гладью, петельным, тамбурным и др.
Мы же с вами будем выполнять в такой последовательности: мелкие детали приклеим на черную основу клеем ПВА, затем оформим края мелких деталей тамбурным швом. После этого настрочим черную основу на заготовку кисета (красного цвета) и только после этого оформим верх кисета обтачкой зелёного цвета. Далее вы уже сами сможете украсить свой кисет тесьмой, цветным или сплести из нитей «Мулине» косичку и сделать кисточки.
Но прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности при работе со швейными инструментами и оборудованием.

Предполагаемый ответ

Нельзя вставлять в иглу длинную нить
Нельзя бросать иголку без нитки.
Нельзя делать резких движений во время работы
Ножницы передавать только кольцами вперёд.
Хранить колющий и режущий инструмент в центре стола.
Перед работой проверить наличие всех частей и инструментов
Клей необходимо держать закрытым, открывать во время работы. При попадании клея или красящих составов в глаза, тщательно промыть их большим количеством воды.


О любых неполадках сразу сообщать мне. Волосы, пожалуйста, заберите в хвосты или откиньте назад.

2.4. Переход к практической работе. Сейчас вы можете приступить к работе над изготовлением кисета. Разберите заготовки деталей аппликации, деталей кисета.

2.5. Практическая работа. Самостоятельная работа обучающихся над изготовлением кисета. Необходимо соблюдать последовательность операций при изготовлении аппликации и нашего изделия.
На приготовленной заготовке кисета, девочки раскладывают вырезанные заготовки геометрических фигур орнамента и начинают приклеивать. Как только работа будет закончена, часть девочек работают в технике ручной аппликации, закрепляя детали петельным или тамбурным швом, а часть девочек прикрепляет детали на машине швом «зиг-заг».
2.6.Физкультминутка. Перед продолжением работы, можете немного размяться, отдохнуть. Предлагаю вам сделать несколько упражнений на расслабление мышц, и дать отдых глазам.
По окончанию работы, кисет оформляется кистями. Готовые работы утюжат.
2.7. Подведение итогов. Спасибо. Все успешно закончили работу над изготовлением кисета с аппликацией. Давайте сделаем небольшую выставку. Выполненные вами работы можно разместить на выставочном стенде и внимательно рассмотреть.
Все замечательно справились с заданием. К следующему занятию продумайте можно ли такие узоры использовать и в современной одежде.

Готовая работа (фото)

Список литературы.
1. Ерёменко Т.И. «Иголка волшебница» - М., Просвещение,1987.
2. Мерцалова М.Н. «История костюма» - М.,Искусство, 1992.
3. Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детской аппликации».- М., Просвещение,1986.
4. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда.- Уфа, Китап, 1995
5. Кузбеков Ф.Т., «История культуры башкир» - Уфа, Китап,1997.

Рекомендуем посмотреть:

Разработка учебного кейса на тему "Скворечник" Мастер-класс. Сумка для покупок своими руками «Веселое настроение» Конспект урока во 2 классе по предмету «декоративно-прикладного искусства» Конспект урока в 3 классе по предмету «Декоративно-прикладного искусства». Аппликация из ткани
Участник №42 международного конкурса декоративно-прикладного творчества «Весна 2016» с 1 марта 2016 года по 31 мая 2016 года
Кукла Бессонница своими руками. История | Обобщение опыта педагога дополнительного образования
Опубликовано: 2911 дней назад (27 апреля 2016)
Просмотров: 3788
+3
Голосов: 3
Комментарии (1)
Виталия Сергеевна Кубикова # 28 апреля 2016 в 18:45 +1
Отличный конспект занятия «Мотивы народных орнаментов в сувенире из лоскутков»! Хорошо,что вы знакомите детей с традициями народного творчества! Голосую!