Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Обобщение опыта педагога дополнительного образования

Опыт и метод кружковой работы с детьми и подростками»
Содержание
1. Введение
2. Творчество – это завораживающий процесс создания нового, индивидуального «произведения»
3. Характерные возрастные особенности детей разных возрастов.
4. Народные традиции в моделирование одежды и отделке изделий
5. Заключение
Человек по натуре свой – художник.
Он всюду, так или иначе,
стремиться вносить в свою
жизнь красоту…
Красивые вещи воспитывают
творческое воображение
людей и уважение к их труду.
М. Горький.


Внешкольное воспитание учащихся важное звено системы образования и непременное условие успешного осуществления комплексного подхода к нему.
Одна из главных задач дополнительного образования – помочь школе дать детям прочные знания, развивать художественное творчество детей, отвлечь их от улицы. Очень важно, что кроме образовательного, занятия в студиях и кружках имеют немалое воспитательное и профориентационное значение. Наряду с расширением кругозора и пополнения запаса знаний, приобретением новых умений и навыков, школьники получают представление о той или иной профессии.
Педагогам дополнительного образования, в том числе и мне, в работе приходится иметь дело с разными возрастными группами детей. Понятно, что формы и методы работы, и образовательной, и воспитательной различны на том или ином возрастном этапе. Поэтому главное в возрастном подходе в работе с детьми состоит в том, чтобы учитывать особенности личности ребёнка в целом, с не отдельные её стороны и качества.
Найти эффективные формы работы дополнительного образования по собиранию, обобщению и распространению лучшего опыта нелегко. В этом вопросе нет никаких методик, так как детские внешкольные учреждения работают по-разному, в зависимости от условий, материальной базы, возможностей и др.
Многообразные формы и средства дополнительного образования воспитывают детей и подростков в духе коллективизма и товарищества, растят из них людей честных, трудолюбивых, жизнерадостных, уверенных в своих силах, видящих перед собой цели и умеющих их ставить, готовых преодолевать трудности, профориентированных на определенные профессии. В этой связи большое значение имеет развитие творческих способностей детей. И именно народные традиции, народное искусство, творчество, культура оказывают огромное влияние и помощь.

Творчество – это завораживающий процесс создания нового, индивидуального «произведения»
Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление. Мудрую простату взглядов и чувств, воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.
Народ веками стремится в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно – прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Моделирование одежды – это одна из областей прикладного искусства, создающая для человека своеобразную эстетическую среду, позволяющую органично и естественно чувствовать себя в той или иной обстановке. Т.е. костюм не только служит для защиты человека от неблагоприятных климатических условий, но и удовлетворяя практические нужды человека, украшает его жизнь, эмоционально настраивает душу человека. В этом и раскрывается природа искусства одежды.
Моделирование одежды – это творческий этап создания разнообразных моделей, создания художественной материальной оболочки, формирующий внешний облик человека. Большое значение для творчества имеет источник художественной идеи, та почва, которая питает фантазию художника. Ею является окружающая действительность – природа, производство, события общественной и культурной жизни сегодняшнего дня и прошлых времен. Заслуживает глубочайшего внимания один из таких источников - наследие материальной культуры прошлого: предметы быта, одежды, народно – прикладного искусства.
Особое место здесь принадлежит народному костюму. Именно народный костюм вобрал в себя весь кладезь народного творчества: здесь и цветовая гамма, сочетание разных цветов, принадлежащих к конкретному народу; здесь и орнаментальная вышивка в различной технике. И наконец – аппликация, которой я на занятиях уделяю особое внимание. Она дает возможность раскрыться творческой мысли ребенка и воплотить его фантазии в изделиях из лоскутов. А об этом я могу говорить уверенно, так как опыт работы педагогом дополнительного образования у меня большой.
С 1986 год я работаю руководителем кружка в Доме пионеров, а затем педагогом дополнительного образования в Центре детского творчества. Я руковожу студией «Кройка и шитьё» на базе, которой был создан Театр моды «Самоцветы». Опыта уже достаточно, чтобы можно было делать какой - то анализ работы с детьми.
Занимаясь в моей студии, воспитанницы расширяют свои знания и совершенствуют навыки в области конструирования, моделирования одежды, полученные на уроках технологии в школе. Но моя основная задача не только организовать досуг детей, отвлечь их от улицы, но и научить их умению мыслить, вырабатывать творческий подход, пользоваться справочной и периодической литературой.
Например: ставя перед девочками задачу по выбору модели, я преследую цель научить их критически мыслить, развивать эстетический вкус, практичную направленность. Таким образом, творческий характер заданий для ребят вырабатывает у них интерес к изучаемому делу.
Следующий очень важный момент, который я стараюсь учитывать, это связь дисциплин, перспективность обучения. Ещё Я.А. Каменский писал:
«Всё, что находиться во взаимной связи, должно преподаваться во взаимной такой же связи».
При изучении темы «Источник творчества», я даю девочкам задание самим создать модели по заданным темам или девизам («Мы молодость», «Времена года», «Весна», «Детство» и др.) Дети рисуют, причем рисуют творчески, а это очень важно, на мой взгляд, увидеть окружающий мир своими глазами. Затем по этим эскизам создают уже самостоятельные модели, т.е. моделируют, шьют, оформляют готовое изделие. Создавая индивидуальные модели на занятиях, я стараюсь создать атмосферу творчества и даю понять и ощутить детям, какой большой труд стоит за каждой вещью, сколько вложено труда и души, и сколько разных профессий принимает участие в изготовлении одежды.
Таким образом, прежде чем получить готовый костюм, в процессе работы мы используем рисование, моделирование, основы черчения при конструировании, математику (при расчете формул необходимых для построения выкроек), знания элементарной биологии при измерении фигуры, химию (состав современных волокон из которых состоит ткань, её свойства усадка или растяжение), крой и сборку изделия.
И все же основная форма моей работы – это практика и индивидуальный подход к каждому ребенку. Конечно, я использую и распространённые формы подачи материала- лекции, беседы, конспектирование. При этом мне непременно приходиться сталкиваться с целым рядом объективных и субъективных факторов, с которыми мне приходиться считаться. Таким образом, весь процесс обучения в кружке «Кройки и шитье» и «Моделирование и конструирование одежды» я строю на творческом потенциале учащихся. А творчество всегда связано с созданием, какого – то продукта – изделия. И только в процессе изготовления, какого – либо изделия происходит развитие художественных способностей ребенка.
На занятиях кружка «Кройки и шитья» открывается широкий простор для развития и выражения художественного вкуса ребенка. Приобщая детей к творческой работе в каком–либо виде искусства, мы развиваем его творческие способности и эстетический вкус, расширяем кругозор, воспитываем культуру художественного восприятия.

Характерные возрастные особенности детей разных возрастов.
Выбирая форму ведения занятия, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, их потенциальные возможности.
В моей студии занимаются девочки в возрасте от 9 лет и до 18лет
Это помогает мне проводить изучение материала в определенной последовательности и достигать намеченной цели работы.
Так дети в возрасте до 11 лет обладают ярко выраженным стремлением к самостоятельности, увлечением при выполнение задания. В то же время – некритичным отношением к результатом своего труда. Поэтому в первый год обучения учащейся этой возрастной группы изготавливают предметы, необходимые в быту: салфетки, грелки на чайник, комплекты для кухни, сувениры из лоскутков, шьют одежду для кукол и несложные вещи? Юбки, сарафаны, блузки. С ними я обрабатываю приемы технической последовательности, а также знакомлю с несложными видами отделки, такими как: аппликация (в различной технике), вышивка (простейшими швами: петельным, стебельчатым и тамбурным). Очень важно в работе с детьми этой возрастной группы, чтобы результат работы был не только сразу виден, но чтобы дети привыкали к творческому художественному труду, к аккуратности и стремились к итоговому результату. Именно с этой возрастной группы я провожу беседы по народным орнаментам в аппликациях из разных материалов. Даю представления о цвете. Обучаю детей простейшим навыкам шитья. Для детей младшего школьного возраста, характерны подвижность, любознательность, эмоциональность, неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном. Исходя из этой психологической характеристики, главной формой проведения занятия является игра. Вот один из примеров: Мы шьем на куклу. Для того, чтобы у ребёнка появился интерес к работе начинаем игру в ателье. Пришла кукла, выбрала ткань, заказала изделие, получила готовое платье. В игре, как правило, заняты парами. С детьми такого возраста я не использую чисто «теоретических» методов обучения, т.к. лекции по вопросам теории ими воспринимается трудно. Эти вопросы мы рассматриваем индивидуально в процессе практической работы. Так как возможности детей различны, то оцениваем каждую работу по конечному результату, и каждый ребенок получает свою порцию похвалы.
На каждом занятии в игровой форме повторяем технику безопасности, чтобы знать ее наизусть. Это нам необходимо, т.к. наш труд совмещен с иголкой, с швейными машинами (ручными, ножницами и электрическими), а также с электроутюгом. Навыки при работе с этими приборами будут необходимы учащимся и в дальнейшей жизни. Вряд ли взрослая женщина забудет эти простейшие правила, полученные на занятиях нашего кружка, и оставит включенный утюг, или не воткнет иголку в школьницу.
Дети в возрасте 12-14 лет более самокритичны, пытаются анализировать свою работу, но часто бывают нерешительными и проявляют склонность к подражательству.
Методика проведения занятия с детьми старшего возраста другая. Подростков характеризуют многочисленные сдвиги в физическом, интеллектуальном, эмоциональном облике, желание поскорее почувствовать себя взрослыми, у них повышенный интерес к общению. И если младшие школьники задаются вопросом: «Как быстро я сделаю ту или иную вещь?», не задумываясь над качеством изделия. Старшие девочки уже стремятся выполнять изделие качественно, порой на хорошем уровне, вкладывая в изделие усердие и аккуратность. Основная форма занятий с подростками это сочетание индивидуальной и групповой форм. Здесь я чаще использую беседы, лекции, рассуждения. Практикую встречи с мед. работниками, косметологом, с педагогом Изостудии. С этими девочками я уделяю большее внимание народному декоративно-прикладному искусству, которое вводит ребят в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм. Это вызывает живой интерес, эмоциональный отклик и активизирует творческую деятельность детей, желание по своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации, что в свою очередь содействует формированию личности, воспитывает у детей интерес и любовь к искусству своего народа.
Занятие в студии помогают учащимся проявить себя и в школе уже с первого года обучения. Они стараются везде находить применения своим навыкам в общественно-полезном труде. Увлеченность делом постепенно увеличивает индивидуальные способности каждого ребенка, растет его творческий потенциал, возрастает интерес к истории возникновения одежды, к моделированию, совершенствуя свои умения и навыки, появляется необходимость трудиться.
Вот уже не один год я работаю по программе «Радуга». Где отражено в цветовом спектре обучение детей «от простого - к сложному». На протяжении всего обучения совместно с технологическим обучением, идет знакомство с художественными, литературными и музыкальными произведениями. Таким образом, в студии дети получают не только трудовые и профессиональные качества, но и приобщаются к искусству, знакомятся с работой других кружков ЦДТ. На протяжении многих лет работы, опыт показывает, что для закреплений этих знаний и лучшего восприятия, ребенку необходимо самовыражаться. А лучшее самовыражение для детей – это рисунок. Поэтому после совместных занятий с литературным кружком, с изостудией – учащиеся рисуют свои модели – осень, зима, весна; настроение и т.д. В этих рисунках ребенок раскрывается как художник - модельер для которого источником творчества является природа, литература, народный костюм, фольклор.

Народные традиции в моделирование одежды и отделке изделий
Моделирование одежды, разработка моделей, эскизов – сложный творческий процесс. Он требует знания основных законов и правил моделирования. На всех этапах моделирования одежды не только учитываются стиль и направления моды, но и решается вопросы, связанные с процессом ее изготовления, определяется методы обработки в соответствии с имеющимся оборудованием и технологическими свойствами материалов. Отличительными способностями современной моды являются универсальность, функциональность и демократичность. Она помогает найти пути и средства совершенствования индивидуальных качеств человека, воспитывая его на лучших образцах русской и национальной культуры с учетом современного дизайна.
В процессе обучения конструированию или моделированию одежды я стремлюсь побеседовать с учащимися. Так, например, изучая построение цельнокроеного рукава на основе народной рубахи, старалась дать сведения по истории и теории костюма, о национальном башкирском и русском искусстве, искусстве других народов населяющих нашу страну. Так как народная рубаха кроилась по прямоугольникам, а ее конструкция полностью зависела от ширины холста, то конструктивные линии данного изделия были прямыми, цельнокроеными. Одежда, проектируемая на такой основе легко «вживается» в сегодняшний день, полностью соответствует вкусам молодежи, роду их деятельности, отдыха, спортивных занятий и т.д. Характерная для народного искусства декоративность цветовых сочетаний находит постоянное отражение в моделировании детской и молодежной одежды. Этот процесс протекает в основном по двум направлениям:
1. подражание народным образцам
2. творческое развитие
О существовании первого направления свидетельствуют такие работы, в основе своей повторяющие форму и декоративный строй народной одежды, бытовых предметов или отдельных частей.
Изготавливая кисет с аппликацией в башкирском орнаменте, учащиеся повторяли форму народного кисета, используя орнамент и цвет, используемый народным творчеством. Народное декоративно – прикладное искусство обладает большими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, сувениров, украшений праздничных и других костюмов), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.
При изучении аппликации можно рассказать девочкам немного истории, что аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемых и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стяжка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки. Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазарыкских курганов (V – III вв. до н.э.).
Рассказывая кружковцам о возникновении аппликации, об исторических памятниках культуры, у учащихся расширяется кругозор, интерес к творческому труду, приобщению к истинно народному творчеству, но и появляется интерес к таким предметам как история и география. Ведь многие виды современной одежды заимствовали свои названия от местности, где когда – то начали изготавливаться. При изучении построения чертежа «Юбка - брюки» девочки живо интересовались, где же находится Австрийский город Брюгге, где очень давно, стала изготавливаться грубая шерстяная ткань «брюгге», из которой шилась грубая мужская одежда, впоследствии получившая название брюки.
Изучение памятников народного зодчества, деревянной домовой резьбы, народных промыслов, макраме позволяет художникам создавать, своеобразные рисунки тканей, находится новые линии в костюме, в декоративно – художественном оформлении одежды.
Простая фактура льна издавна уживалась с такими же простыми отделками из тесьмы, кружева плетеного или вязаного, вышивками. Народный костюм, соединивший в себе благородство и простоту, богатство отделок и яркость красок, подсказал мотивы новых решений в тканях и дал толчок к созданию оригинальных отделок. Отделка является элементом композиции и средством выразительности одежды. Для современной молодежной одежды характерны самые разнообразные виды отделки. Отделка может быть, как постоянной (вышивка, кружево, рюши, канты, рулики, бейки и т.д.), так и съемной (воротники, галстуки, банты, жабо и т.д.).
Занимаясь декоративно – художественными оформлением изделий, девочки получают глубокие представления о культуре и искусстве предков и сами становятся продолжателями традиций мастеров прошлого.
Учащихся, которые посещают занятия в ЦДТ, уже сегодня отличают художественный вкус, фантазия, наблюдательность. Они впитывают новые для себя понятия, по-своему видят людей, их походку, манеру одеваться, характеры. Они могут реализовать себя не только как создатели моделей, но и как манекенщицы. Такую возможность дает девочкам организованный на базе нашего кружка «Театр моды».
С помощью администрации ЦДТ мы приобретаем ткани, необходимую фурнитуру и создаем творческие коллекции одежды. Собственноручно выполненное девочкой изделие, являющееся завершенным не только с художественной точки зрения, но и несомненно яркий, эмоциональный стимул для дальнейшего совершенствования ребенка. Приобретенные навыки позволяют изготавливать более сложные вещи для себя и для своих близких. А на занятиях работать по принципу: «Научился сам – обучи другого».
Так как урокам обслуживающего труда в школе отведено крайне мало времени, то занятия в студиях ЦДТ помогают учащимся больше находить и углубить знания, приобщиться к творческому наследию народа, а также определиться в своей трудовой ориентации.
Я считаю, что именно изготовление и пошив одежды в национальной традиции, художественное творчество и трудовая деятельность находятся в теснейшем взаимодействии. В процессе создания изделия наиболее полно и гармонично переплетаются художественные навыки с трудовыми навыками, полет фантазии, богатство воображения с вдумчивым кропотливым трудом, который позволяет воочию увидеть его результаты. А это развивает такие качества у детей как: усидчивость, аккуратность, трудолюбие, творческую активность, терпение. «Какими бы современными, быстрыми и всемогущими ни были швейные машины, основа настоящего мастерства – в ручной работе». Образцы народного искусства, дошедшие до нас – это результат ручного способа выделки. Как только мы пытаемся воспроизвести подлинник, мы невольно возвращаемся к ручному труду. Использование мотивов народного искусства в современном моделировании одежды должно базироваться на ряд требований, которые я ставлю перед собой, перед тем как приступать к той или иной теме. Это:
1. Изучение источника, его специфики и принципов.
2. Знание основы творчества, его художественно – образной природы.
3. Способность художественно видеть, обогащать свой опыт.
4. знание технических возможностей производства предметов одежды
5. Следить за изменениями направления моды, стилей с учетом требований современности.

Активная работа студии «Конструирование и моделирование одежды» способствует и воспитывает трудолюбие учащихся, расширяет их политехнический кругозор, способствует воспитанию эстетической культуры, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, девочки смогут углубить свои знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома. Мы не ставим своей целью сделать из каждого ребенка профессионала в той или иной области художественного творчества. Мы только даем возможность раскрыться его индивидуальным творческим способностям, научиться видеть прекрасное вокруг себя, не забывать свои корни, а продолжать традиции народного творчества, пробудить любовь к труду, т.е. заложить в ребенке основы творца и созидателя, трудолюбивого и целеустремленного члена нашего общества – качества эти необходимы в любой профессии.
На каждом занятии я стремлюсь пробудить интерес и радость от работы с тканью, стараюсь, чтобы ребенок самостоятельно выполнял определённые сложные операции и был горд от выполненной этой работы. Стремлюсь привить интерес к портновскому делу. Конечно, я понимаю, что не многие станут портными, закройщиками, технологами или конструкторами швейного дела, но мой большой опыт работы говорит о том, что многим моим воспитанницам знания, преподаваемые в нашей студии, очень пригодились во взрослой жизни, которые они применяют до сих пор.

Рекомендуем посмотреть:

Тренинговое занятие для детей 8-11 лет Работа с родителями в дополнительном образовании детей Выставка, как результат работы учащихся детского объединения Развитие коммуникативных УД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Конспект занятия. Мотивы народных орнаментов в сувенире из лоскутков
Опубликовано: 3130 дней назад (27 апреля 2016)
Просмотров: 7786
+3
Голосов: 3
Комментарии (1)
Вера Михайловна Мишина # 27 апреля 2016 в 15:51 +2
Чудесная разработка! Примите голос!