Беседа с детьми 3-5 классов. Донские казаки
Беседа с детьми 9-14 лет на тему: Донские казаки
Цель: -создать условия для накопления и расширения знаний школьников о культуре и истории казачества посредством использования различных видов деятельности;
-воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
- знакомить детей с культурными традициями и бытом казачества;
-развивать у детей интерес к истории Донского края, приобщать дошкольников к национальной культуре казачества;
- воспитывать нравственно – патриотические качества, чувство любви к своей малой Родине.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация с фотографиями и картинками.
Ход беседы:
- Дорогие ребята прежде я вам расскажу о происхождении донских казаков, прослушайте этот стих:**********************
Прядка милая родного с детства леса.
Показалась в грустном нежном сне.
Из чужбины шёл домой повеса –
Задержался в дальней стороне.
Над землёю солнышко восходит –
Жёлто-белый с бахромою круг.
Глупость с возрастом из головы уходит.
Степь родимая и ковыли вокруг...
Погулял по свету, порезвился,
Показал не раз свой твёрдый нрав.
Но вот как-то разом отрезвился,
Пряный запах вспомнил степных трав.
Вольница донская, жизнь казачья
Маревом ложится по степи.
На чужой сторонке грусть съедала,
Путь на Родину казак решил найти.
Россыпь перламутровых ракушек,
К берегу причаленный баркас.
Дон от ветра из белёсых рюшек
Нежною прохладой манит нас.
А за Доном лес стоит стеною,
Обрамляя меловой хребет.
- Что вы поняли из этого стихотворения? (….)
Время возникновения донского казачества точно не определенно. Историки до сих пор не придут к одной точки зрения. Большая часть специалистов склоняется к тому, что истоки донского казачества нужно искать в древнем славянском населении (13-15 в.в.)
История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей российского государства. «Граница породила казачество, а казаки создали Россию» так говорил великий русский писатель Л.Н.Толстой.
Казаки очень верующие люди, они исповедовали христианство и чтили его православные традиции. Основным культурным отличием донского казачества являлось то, что они народ со своей культурой, историей и памятью. Для казаков общее дело всегда было выше личных интересов. Казаки всегда служили одному государству – Святой Руси, служили народу и Государю.
В 1552 году донские казаки участвовали в Казанском походе, поле которого Иван Грозный отдал казакам за это Дон. Отсюда и пошло название – донские казаки.
Ростовская область – это бывший Дон, территория на которой проживало донское казачество с многовековой традицией демократического самоуправления.
-Ребята эти вещи могут рассказать нам о жизни казаков их быте, традициях и многом другом.
Наряды казачек. Ковш подаренный Екатериной Великой казаком.
Знамена казачьих полков времен Российской империи
За Успехи в битвах русские самодержцы не только расплачивались с казаками едой и оружием, но и жаловали им подарки. Например, в музее можно увидеть целую коллекцию оружия.
Драгоценные кубки. Знамя, жалованное войску Донскому в 1733
году за войну с Турцией.
Вообще же, казаки и их жены
одевались вполне нарядно,
особенно в праздники.
Повеселиться они тоже любили (вспомним герб, придуманный Петром). И у них даже были собственные музыкальные инструменты. Например, рылей, представлявший собой нечто среднее между гуслями и гитарой.
Еще из интересностей в музее можно посмотреть на оригиналы вещей, когда-то принадлежавших атаману Матвею Платову. Это — его походные ложки..,
...сабля стоимостью двести гиней, подаренная ему городским лондонским советом.
Атаманское кресло 1844 года, которое, хотя и не принадлежало Платову, но на коем любили сиживать другие атаманы.
- Кто знает как называлось жилище донских казаков? «Казачий курень».
Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее. Вначале он предназначался от набегов врагов.
- Когда в семье рождался мальчик ему, сразу же приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «сразу видно, что он будет настоящий солдат! ».
-Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.
- Казачья еда была еще и очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. По будням казаки питались простой пищей. На столе постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Думается, что этим хозяева хотели показать свое гостеприимство, а также особое положение, которое отводилось столу в доме.
- А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?(ответы учащихся)
- Казаки строго соблюдали старые обычаи. Так младенца крестили на седьмой день. Христианское крещение означало вход ребенка в мир. При крещении дети получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.
-Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.
-Безмерное почитание гостя у казаков.
-Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
-Донской казак в быту.
- Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
- Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.
- На этом наше путешествие заканчивается, но мы обязательно вернемся к этой теме.
Список литературы:
1. Мой край родной, казачий. Энциклопедия казачьей жизни на примере Усть-Медведицкого округа области Войска Донского.Шалыгин В. В., - 3-е изд.- Волгоград: Станица-2, 2007 - 368 с.
2. Л.С.Ильюков. «Очерки древней истории Донского края», Ростов – на – Дону, Изд. БАРО ПРЕСС, 2004.
Рекомендуем посмотреть:
Конкурсы для учащихся 3-4 классов Сценарии классного часа на 1 сентября в 5 классе Спортивно-интеллектуальная игра по английскому языку. Сценарий для 5-7 классов Игра "Найди клад" для учащихся 5-7 классовПохожие статьи:
Сценарий театрализованного представления для 1, 2, 3, 4, 5 классов
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4, 5 класс. Поговорим о шляпах
Сценарий мероприятия к 23 февраля в 5-6 классе
Участник №30 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 31 марта 2015 года
← Игровая программа для младших школьников. Сценарий | Конспект беседы для учащихся начальной школы. Перелетные птицы →
Автор: Мария Андреевна Серебрякова
Опубликовано: 3559 дней назад (4 февраля 2015)
Просмотров: 15231
Рубрика: Разработки мероприятий
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (8)
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|