Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы. Первые весенние цветы

Внеклассное мероприятие на весеннюю тематику в начальной школе: Легенды и мифы о первых весенних цветах
Автор разработки: учитель начальных классов МБОУ «ЦО № 19» города Тулы Поминова Мария Анатольевна
Название работы «Легенды и мифы о первых весенних цветах»
Цели: познакомить детей с первыми весенними цветами и легендами о них, прививать любовь к чтению, интерес к истории и религии, воспитывать сострадание и милосердие, развивать словарный запас, внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: презентация, классическая музыка, лото (картинка цветка, разрезан-ная на части, с другой стороны которых дано задание).
Ход занятия.
1. Орг. момент. Определение детьми темы занятия.
2. Слово учителя, презентация.
- Все первые цветы мы традиционно называем «подснежниками», хотя на самом деле подснежником является галантус - только один вид из множества первоцветов. Издавна первоцветы в лице подснежника считались эмблемой надежды и, конечно, подснежник часто становился героем различных легенд и сказаний… Вот одно из них:
Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима, и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы - подснежники - с тех пор стали символом надежды.

- Другая легенда повествует о том, что богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, но ему наряд не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием. Цветы, боясь холода, не откликнулись на его просьбу, и только подснежник укрыл его своим плащом. С тех пор снег и подснежник неразлучны.
- А вот еще одна красивая легенда о происхождении подснежника.
На дворе стояла суровая зима. В избушке, стоявшей в горах, жила семья. Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг заболел мальчик, и знахарка сказала, что для его лечения нужны свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что все кругом сковано льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать. Горячие слезы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили подснежники. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен.
- А еще вот какая легенда. Однажды Солнце спустилось в одном селе в виде молодого человека, чтобы немного повеселиться. Злой Змей долго сторожил его, а потом выкрал среди людей и закрыл в своем дворце. Мир загрустил, птицы перестали петь, а дети забыли, что такое веселье и смех. Но нашелся один смелый юноша, который вызвался спасти Солнце. Нашел парень дворец Змея, и завязался бой. Юноша победил Змея, освободил Солнце, и оно поднялось на небо. Ожила природа, люди обрадовались, но отважный юноша не успел увидеть весну, так как был смертельно ранен. Его теплая кровь стекала из раны и текла на снег. Там, где снег таял, вырастали белые цветочки - подснежники, вестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти молодые люди сплетают два тонких шнурочка с кисточками: один белый и один красный. Красный цвет обозначает любовь ко всему прекрасному, а белый цвет символизирует чистоту подснежникаа.
- Какая легенда о подснежнике вам понравилась больше всего?
- А вы знаете, что это за цветы?

Первоцвет, примула. Примулы в народе называют «баранчиками» - молодые листочки, волнистые и опушенные, похожи на спинки ягнят; «ключиками» - цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей, первоцвет поэтически называют ключи от лета. Есть легенда…. На одном из прекрасных лугов жила белокурая принцесса - эльф, которая влюбилась в красивого юношу, а он её почему-то не замечал. В отчаянии принцесса попросила волшебницу, чтобы молодой человек ответил ей взаимностью. И волшебница превратила принцессу в примулу - цветок, который первым распускается весной.
- А вот древнегреческая легенда о первоцвете. Любознательный юноша изучил все земные науки и решил познать небесный мир. Но для этого ему было необходимо выковать золотые ключи, пройти по звездному пути к центру Галактики и открыть ворота. Он выковал золотые ключи и пошел по Млечному Пути. Стояла тишина, и вдруг стали раздаваться голоса: «Не дрожать!» - сказала звезда справа. «Все забыть!» - прибавила звезда, блестевшая перед юношей. «Все забыть! - повторила впереди горевшая звезда,- Все забыть! Забыть и зеленеющую землю, и свою молодость, и детство, забыть родину, братьев и сестер, забыть отца и мать...". И тут юноша не выдержал. Дрогнули его руки и ноги, звезды закружились в глазах, и когда смельчак очнулся, оказалось, что лежит он на земле... А золотой ключик, который держал в руках, пустил в землю корни и превратился в цветок примулы.
- Посмотрите на слайд. Кто знает этот цветок?

- Существует греческий миф, описывающий появление цветов шафрана:
Был у бога Меркурия друг по имени Крокус. Однажды, метая диск, Меркурий случайно попал диском в Крокуса и убил его. Из земли обагренной кровью, вырос цветок шафрана.
- В другой легенде говорится о трагической любви красивого юноши по име-ни Крокус к нимфе Смилакс. Нимфе льстило внимание красавца, но вскоре Смилакс надоели его ухаживания, и однажды, когда Крокус преследовал ее в лесу недалеко от Афин, нимфа привела его к богам, которые превратили пылкого юношу в красивый фиолетовый цветок с ярко-оранжевымм пыльниками, символизирующими его огненную страсть к Смилакс.
- А это что за цветок? Медуница. Почему у него такое название?
- Существует легенда, что синие цветки медуницы - это цветки Адама, первого мужчины. А розовые - цветки Евы, первой женщины. Две различные окраски цветков на одном растении символизируют единство противоположностей.
- Ну а этот цветок вы все знаете.

- Мать-и-мачеха. С появлением этого цветка на земле связана легенда, повествую-щая нам о матери и мачехе одной девочки. Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, так как ей не хотелось, чтобы он ходил встречаться с дочкой и своей бывшей женой. Заманила она бедняжку к обрыву и сбросила с него. Тем временем, мать девочки, обеспокоенная долгим отсутствием дочери, кинулась её искать, но опоздала - была девочка уже бездыханная. Сраженная горем мать кинулась на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день его склоны покрылись растением, листья которого с одной стороны были мягкие, с другой жесткие, а над ними возвышались маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.
3. Игра: сопоставьте название цветка и картинку. (2 команды)
4. Слово учителя, презентация.
- Посмотрите на незабудки.

Какое красивое название у этих цветов.
- О происхождении незабудок существуют различные легенды. Рассказывают, что много лет тому назад одна влюбленная пара гуляла вдоль реки. Вдруг девушка увидела на краю крутого берега прелестный голубой цветок. Юноша полез вниз, чтобы сорвать его, но не удержался и упал в реку. Сильное течение подхватило юношу, только он успел крикнуть любимой: «Не забудь меня!», как вода накрыла его с головой.
5. Сообщение ученика:
- Еще одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок, уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: «Не забудь обо мне!» Флора разглядела и нарекла незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.
- Согласно другому варианту, цветок, которому забыли дать имя, пришел к Богу и попросил дать ему название. «Я тебя не забуду, не забудь и ты меня. Отныне твое имя будет незабудка».
- Учитель: А это красавец нарцисс.

-Вы, наверно, часто слышите выражение «Самовлюбленный Нарцисс». Что оно значит?
- О происхождении цветка существует древнегреческая легенда о Нарциссе.
У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде.
- А это тюльпан.

- Цветы тюльпанов очень любили турецкие султаны, желая иметь в своих садах ковры из живых цветов. Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался, но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.

- Сон-трава, или «прострел». Легенда: молодая девушка гуляла в весеннем лесу. Все дальше и дальше шла она. Стала девушка посреди поляны, оглянулась вокруг и очень испугалась, попыталась бежать, но не могла ступить и шагу. Какая-то неведомая сила держала ее на месте. Это лесовик напустил на девушку усталость. Руки ее опустились, ноги подкосились, и она упала в дивном сне. Она покрылась голубизной весеннего неба, таяла на глазах, а вскоре и совсем исчезла. На том месте, где она лежала, пробился из-под земли красивый фиолетовый цветок, подставив свою бархатную чашечку теплым лучам солнца. Потому и Сон-травой называют этот цветок. А что свежие листики его ядовиты, то это от отвращения к злому лесовику. А лекарственные свойства, какими богаты высушенные листья Сон-травы - от щедрого и доброго девичьего сердца.
Сообщение ученика:
- Рассказывают, что однажды в начале зимы медведь откопал неведомый корень, лизнул его несколько раз и ушел в берлогу спать; увидя это, человек и сам лизнул корень, после чего немедленно впал в усыпление и проспал в лесу до самой весны. Когда он пробудился, люди уже пахали землю и сеяли хлеб.
-Выступление ученика:
О первый ландыш!
Из - под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей! А.А. Фет.

- Учитель: Существует немало легенд о происхождении ландыша. Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой. Слезы царевны опечаленной тем, что юноша Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падали на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.
- После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляется крупная красная ягодка.

И о ней тоже существует легенда. Весна наделила юношу по имени Ландыш любовью к жизни, и он всегда благодарил ее теплыми, ласковыми словами. Весна полюбила Ландыша, но ненадолго. Вскоре ушла и оставила весенний цветок жаркому лету. Юноша Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слезы превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды.
- В других легендах говорится, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. Они служат фонариками для гномов. В них живут маленькие лесные человечки - эльфы.
-Сообщение ученика:Гиацинт - цветок любви, счастья, верности и... скорби.

Название цветка «гиацинт» по-гречески означает «цветок дождей», но греки одновременно называли его цветком печали и еще цветком памяти о Гиацинте. С названием этого растения связана греческая легенда. Одним из наиболее значимых богов был бог красоты и солнца Феб, или Аполлон. Любимцем бога Аполлона был юноша по имени Гиaцинт. Часто Гиацинт с Аполлоном устраивали спортивные состязания. Однажды, во время спортивных состязаний, Аполлон метал диск и случайно бросил тяжелый диск прямо на Гиацинта. Капли крови брызнули на зеленую траву, и спустя некоторое время в ней выросли ароматные лилово-красные цветы. Этот цветок высокий и стройный, древние греки и называют гиацинтом.
6.«Первоцветное лото».
- Решите примеры и расположите их в порядке возрастания, а потом переверните карточки. Выполнив задание, вы узнаете мой любимый цветок.

7. Итог занятия. Награждение победителей, активных участников мероприятия.

Литература
1. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях / Н.Ф. Золотницкий. – Москва: Дрофа, 2005г. – 320 с.
2. Лаврова С.А. Царство Флоры. Цветы и деревья в легендах и мифах / С.А. Лаврова. – Москва: Белый город, 2009 г. – 352 с.
3. Лысковский М.В. Цветочное кружево. Легенды о цветах / М.В. Лысковский. – Москва: Белый город, 2013 г. – 320 с.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие на тему: Весна, 4 класс Весенняя поделка в детский сад своими руками для детей 6-7 лет Весенняя открытка для детского сада своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Внеклассное занятие по литературному чтению, 2 класс. Первоцветы

Похожие статьи:

Внеклассное занятие в начальной школе на тему: Весна

Внеклассное мероприятие на тему: Весна, 1 класс

Внеклассное занятие «Весна пришла», 1 класс

Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс

Рассказы о весне, 1 класс

Участник №7 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 ноября 2016 года по 31 января 2017 года
Характеристика учителя начальных классов для аттестации
Опубликовано: 2953 дня назад (23 октября 2016)
Просмотров: 7887
+18
Голосов: 18
Комментарии (16)
Алла Ивановна Ефимова # 27 октября 2016 в 23:10 +6
Материал очень богатый и интересный.
Но на будущее: цель одна, остальное задачи.
Примите мой дружеский голос и пожелания удачи.
Вера Валерьевна Ляпина # 28 октября 2016 в 07:35 +7
Доброе утро, Мария Анатольевна Вы собрали богатейший материал о первоцветах. Отлично оформлена работа, за некоторым исключением(требования сайта нужно соблюдать). Поддерживаю вас своим голосом!
Лариса Анатольевна Маслиенко # 28 октября 2016 в 18:10 +6
Здравствуйте, Мария Анатольевна!Материал интересный, составлен грамотно, с очень хорошей наглядностью. Согласна с Аллой Ивановной, цель должна быть одна
и отвечать на вопрос "что?". В Вашем случае я бы сформулировала так:
"Знакомство с первыми весенними цветами и легендами о них."
Задачи- "что делать?" .
Желаю Вам новых творческих удач! Примите мой голос.
Ольга Ивановна Марченко # 30 октября 2016 в 08:03 +6
Доброе утро, Мария Анатольевна. Спасибо за очень интересный, познавательный материал о первых весенних цветах. Примите мой голос. Всего наилучшего Вам и удачи!!!
Тамара Александровна Новичкова # 31 октября 2016 в 18:17 +5
Мария Анатольевна, здравствуйте! Материал насыщенный, интересный, познавательный и красочно оформлен. Вы провели большую подготовительную работу по сбору легенд о цветах. Узнала много нового для себя. Спасибо. А с мнением коллег по поводу оформления я полностью согласна. Удачи вам! +1
Ольга Анатольевна Литвиненко # 3 декабря 2016 в 17:51 +4
Здравствуйте, Мария Анатольевна. Я полностью поддерживаю комментарии коллег. Материал богатый, полезный. Очень красочные иллюстрации, красивые легенды, без сомнения, привлекут внимание детей. Я бы еще добавила, что многие первоцветы занесены в Красную книгу. Спасибо за материал. Удачи и творческих успехов!
Тамара Евгеньевна Кульчицкая # 11 декабря 2016 в 08:59 +4
Мария Анатольевна, доброе утро! Спасибо за красивое занятие, которое поможет сформировать в детских сердцах интерес и любовь к красоте. Наверняка задумаются о сохранении этой красоты! Мой голос! Приглашаю в гости на сказку!
https://kladraz.ru/blogs/blog16057/scenarii-skazki-v-stihah-vrednye-privychki-sozhgi-kak-spichki.html
Елена Викторовна Гончаренко # 12 января 2017 в 12:11 +3
Голос
Гузель Мамедова # 14 января 2017 в 17:46 +3
Какая красота. Спасибо за интересное занятие. Голос
Ирина Анатольевна Князева # 19 января 2017 в 19:33 +3
Очень люблю первоцветы: Ландыши и сон-трава. Большое спасибо за ваш материал! Интересно! Голос!
Яна Михайловна Коновалова # 19 января 2017 в 20:17 +3
Мария Анатольевна, огромное спасибо за полезный материал!!! Очень интересно!!!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 22 января 2017 в 20:28 +2
Спасибо за приглашение. Очень интересная работа. Хорошо подобран материал, а также включены интересные легенды и мифы. Работа оформлена замечательными фотографиями. Примите мой голос.
Наталья Андреевна Семёнова # 23 января 2017 в 11:37 +1
Очень интересная разработка. Спасибо большое за такой материал, Мария Анатольевна! Воспользуюсь на внеклассном мероприятии. Голосую!
Галина Анатольевна Ежелева # 8 февраля 2017 в 19:46 +1
Хороший материал! Молодец! Голос!
Наталья Александровна Ермакова # 11 февраля 2017 в 09:10 +2
Доброе утро, Мария Анатольевна! Очень богатый и насыщенный материал, много интересной информации, замечательное оформление! С удовольствием голосую за Ваше творчество!
Мария Анатольевна Фролова # 12 февраля 2017 в 16:56 0
Спасибо всем большое, очень приятно!