Методическая разработка внеклассного мероприятия для младших школьников
Творческое дело для 1-4 класса «Здравствуй, первый листок!»
Замысел: на улице весна. Учитель приносит в класс веточку с первыми листочками и приглашает малышей полюбоваться этим чудом, сотворенным природой. Дети «оживляют» листок: рисуют его в альбомах и сочиняют сказки о его появлении на свет. Через конкретное восприятие прекрасного предмета природы учащиеся приходят к мысли о том, что к природе нужно прикасаться не руками, а сердцем.
В творческом деле использована методика Н. Е. Щурковой.
Xод занятия
Учитель. Прежде чем назвать тему нашего творческого дела, я предлагаю вам отгадать загадки.
Я из почки появился,
Клейким, нежным в мир явился.
Я в апреле каждый год
На ветках вырастаю.
В октябре, меняя цвет,
Дом свой покидаю.
Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Ответы детей.) Тема занятия -«Здравствуй, первый листок!»
Я приглашаю вас полюбоваться чудом, сотворенным самой природой. Это чудо называется первый .чисток.
Веточка березы - в хрустальной вазе на подставке, задрапированной тканью. Дети небольшими группами подходят к вазе, любуются листочками. Звучит негромкая инструментальная музыка.
Учитель. Какие ощущения возникли у вас? О чем вы подумали, глядя на веточку? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.
А вам не жалко сорванную мной веточку, ведь она через несколько дней завянет? Мне гоже было очень жалко ломать такую красоту. Но я подумала о том, что этой веточке, быть может, повезло больше, чем ее сестрам и соседкам. Она погибнет не напрасно, возможно, своею красотою спасет сотни других веток и останется в нашей памяти надолго. Каким образом она спасет своих сородичей? Все очень просто. Эта веточка поможет нам всем понять, что нельзя бездумно ломать деревья, что нужно беречь земную красоту и прикасаться к ней не руками, а сердцем. Благодаря этой веточке, я уверена, ребята, что никто из вас не станет калечить деревья и не даст это сделать другим. Верно? Нельзя оставаться равнодушным, глядя на такую красоту.
А давайте «оживим» один из этих листочков! Нарисуем его в альбоме, не забыв, что у него есть глазки, носик, ротик. Он может улыбаться, грустить и даже удивляться. (Дети рисуют.)
Учитель. Теперь пусть каждый из вас попробует сочинить сказку о появившемся на свет листочке, изображенном в альбоме.
Сказки, сочиненные детьми.
Я только что родился. Я еще крохотный, слабенький, но такой симпатичный! И я так вкусно пахну свежестью! Посмотрите на меня и улыбнитесь! Я очень веселый листок. А у вас в классе есть веселые дети? Как бы я тоже хотел учиться в школе! Но почему-то для листьев нет школ. Так и проживу всю жизнь неграмотным!
Я появился на белый свет в конце апреля из березовой почки. Мою маму зовут Береза. У нее нас, деток, очень много, она даже всех нас не может сосчитать. Но мама всех нас любит, кормит и поит своим соком. Мне так весело на ветке вместе с братиками и сестричками! Ветерок нас качает, как на качелях. А дождик умывает, как под душем. Здорово быть листочком!
* * *
Я родился на березе недавно и еще совсем маленький, липкий и нежно-салатный. А когда я вырасту, стану большим и темно-зеленым. Но я не тороплюсь расти, ведь листья живут недолго, а мне надо успеть много увидеть, узнать. Осенью злой ветер сорвет меня с ветки, и я улечу далеко от родины и умру там.
Учитель. У каждого листика особая форма. Перед вами - рисунки листьев разной формы. Кто скажет, какой лист какому дереву принадлежит? (Дети отвечают.)
А теперь посмотрим, сможете ли вы по описанию-загадке узнать дерево.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза.)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься.
Осень проводила.
Платье снять забыла,
На красные узоры ситца
Первый снег ложится. (Рябина.)
В лесу, как на поляне,
Стоит кудрявый Ваня
В зеленом кафтане.
Богач невелик,
А орешками наделит. (Лещина, орешник.)
Недаром эта модница
Склонилась над водой:
Все лето в речку смотрится,
Любуется собой. (Ива.)
Что за дерево стоит:
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
Цвет белый, а ягода черная. (Черемуха.)
Учитель. Больше всех из перечисленных деревьев страдает от людей черемуха. Почему? А вот послушайте рассказ Э. Шима «Черемуха»:
«Очень я, Черемуха, на людей обижаюсь... По весне напряду белого кружева, с головы до ног наряжусь, стою - как невеста... Глядите, стар и мал, любуйтесь. Пусть у вас на душе станет радостно! А люди - ломать меня.
По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что ведь хуже себе делают! Веточки в комнате долго не постоят - вот уж и осыпались. А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаза веселила!
Поспеют летом черные ягоды - люди опять ко мне. Потихоньку бы собирали ягодки, бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают...».
Учитель. Кто знает, как правильно поступить, чтобы не навредить дереву? (Ответы детей.) Надеюсь, что именно гак вы поступите и других научите. Пусть всюду будет зелено и красиво.
Берегите русский лес,
Он источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клены, ели,
Берегите лес!
Ф. Лисичкин
Учитель. Подведем итоги занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял, что...».
Похожие статьи:
Игровая программа для начальной школы
Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. День рыбака
Сценарий праздничного внеклассного мероприятия в начальной школе
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3 класс. Игра путешествие
Сценарий конкурсной программы для младших школьников