Классный час для 5 класса с презентацией на тему: Огонь: друг или враг?
Сценарий проведения классного часа "Когда мы небрежны бываем с огнём, или Огонь: друг или враг?"
Тема занятия: Когда мы небрежны бываем с огнём, или Огонь: друг или враг?Цель: формирование основ пожарной безопасности школьников.
Задачи:
Обучающая:
• Знакомство с ролью огня в жизни человека: как положительной, так и отрицательной;
• Знакомство с правилами пожарной безопасности.
Развивающая:
• Развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение;
• Развитие речи, мышления, памяти.
Воспитательная:
• Воспитание осторожного обращения с огнём;
• Воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности, мужества, находчивости;
• Воспитание бережного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих;
• Воспитание уважения к опасной профессии пожарного.
Оборудование:
Мультимедийная установка; презентация, сосуд с водой; 2 ложки; 2 пустые ёмкости для воды; карточки «Огнеопасные предметы» (Приложение 2); «рефлексивное дерево» (нарисовать контуры дерева на доске) с листочками-стикерами по количеству школьников; карточки для домашнего задания («безопасное» стихотворение) по количеству школьников; тематическая выставка книг (Приложение 3).
Вместе с учителем занятие для пятиклассников могут помогать проводить школьники из старших классов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Эпиграф урокаЗнают все: человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите ребята вокруг:
Нам огонь – повседневный наш друг.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
I. Организационный момент
А). Приветствие.
Б). Проверка готовности к уроку.
Ну-ка ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдет ребятам впрок,
Очень важный наш урок!
II. Актуализация знаний и практических/умственных умений
– Отгадайте загадку: (Презентация, слайд 1)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)
III. Слово учителя
Сегодня мы узнаем, кем же на самом деле является огонь: нашим лучшим другом или заклятым врагом и научимся правильно реагировать на незваного гостя. (Презентация 1, слайд 2)
Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее. (Презентация, слайд 3; Приложение 1; Учитель или ребята-помощники рассказывают легенду о Прометее.)
IV. Выступление старшеклассников (или учителя)
Ученик 1.
Знают взрослые, знают дети
В самых дальних концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал.
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, –
Всемогущий, горячий огонь.
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он.
Ученик 2.
Ведь издревле до нашего века
Он помощник и друг человека.
Поутру, чтобы все были сыты,
Ставим пищу в духовки, на плиты.
Печь-громада мартен пышет жаром:
Варят сталь для страны сталевары.
Хлеб и булки огонь выпекает,
И от холода нас защищает.
Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду
Электрических звездочек чудо.
И до дальних звезд от Земли
Мчит космические корабли.
Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили.
Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.
V. Слово учителя.
А). Огонь – друг (Презентация, слайд 4).
Огонь нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Люди летают на самолётах, путешествуют на машинах благодаря силе огня. (Дополнения детей).
Б). Огонь – символ. (Презентация, слайд 5).
С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину.
Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира. (Дополнения детей).
В). Огонь – враг. (Презентация, слайд 6).
Огонь, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно. (Дополнения детей).
IV. Изучение нового материала.
А). Слово учителя
– Сегодня мы поговорим об огне, который не помогает людям, а наоборот, приносит горе и беду всем живым на земле. Ежегодно в Беларуси во время пожаров гибнет около 7000 человек. Печальная статистика, если учесть, что эти смерти происходят в большинстве своём от невнимательности, паники и незнания элементарных правил поведения при возгорании. Огонь – явление нужное и полезное, но необходимо уметь держать его в узде. (Презентация, слайд 7)
Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие, в результате которого гибнут люди.
Б). Работа над материалом темы
– Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар? (комментированный разбор и осмысление иллюстративного материала; ключевые моменты каждого рисунка – причины пожаров – под запись в тетрадь). (Презентация 1, слайды 8 - 19)
В). Игра «Продолжи пословицу». (Презентация, слайд 20)
V. Физкультминутка.
А). Игра «Потуши пожар». (Презентация, слайд 21). Ребята делятся на 2 команды. Ставят 2 небольших пустых ёмкости и сосуд с водой. Первые участники каждой команды зачерпывают из сосуда воду ложкой и должны донести до ведра и налить в него, прибежать к команде и передать следующему игроку, которой повторяет действия первого игрока. Победит та команда, которая первая наберет воду в ведерко.
Б). Дидактическая игра-пантомима «Огнеопасные предметы» (Презентация, слайд 22, Приложение 2). Каждому школьнику необходимо вытянуть из колоды карточку с изображением «огнеопасных» предметов и объяснить другим ребятам без слов то, что на ней нарисовано. Описывать карту можно тремя способами: только мимикой и жестами, только звуками или тем и другим вместе.
VI. Закрепление материала.
А). Тестовая работа «Ситуации». (Презентация, слайды 23-28). Комментированный разбор иллюстративного материала.
Б). Игровое стихотворение. Учитель или помощник из числа старшеклассников читает стихотворение построчно, ребята внимательно слушают и отвечают, где это приемлемо «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре ?
Кто из вас, почуяв дым, говорит: «Пожар! Горим!»
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Кто, почуяв в доме дым, позвонит по «101»?
Кто костры не поджигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
Признавайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнём?
VII. Подведение итогов занятия.
А). Слово учителя.
– Ребята, всегда помните, что легче пожар предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой. Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но, если пожар всё-таки произошёл, надо чётко знать, как себя вести. Постарайтесь, чтоб огонь был вашим другом и никогда не стал врагом. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, школу, в которой вы учитесь!
Б). Обратить внимание на выставку тематической литературы, порекомендовать ребятам выбрать и прочитать заинтересовавшие их тематические произведения.
VIII. Рефлексия (Презентация, слайд 29 с музыкальным сопровождением)
А). Работа с эпиграфом урока: в каких случаях огонь – наш враг?
Б). «Рефлексивное дерево»: написать на листочках-стикерах ответ на вопрос «Что я узнал новое об огне?» (одно предложение) и прикрепить их на очертания дерева.
IX. Домашнее задание: выучить «безопасное» стихотворение (раздать на карточках каждому школьнику).
Пусть каждый знает гражданин –
Пожарный номер – 101.
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал –
Смело трубку в руки взять,
101 сумей набрать
И назвать ещё потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком,
И ещё сказать: «Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою».
Приложение 1
Легенда о ПрометееКогда-то давно люди не знали огня, не знали ремесел, жили в пещерах и ели сырое мясо. Тогда миром правили боги, жившие на высоком Олимпе, сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке. Они считали, что все блага должны принадлежать им одним. И не было у Олимпийцев соперников, кроме более древних властителей - титанов, порожденных Землей и Небом.
Посланцем мира между богами и еще не поверженными тогда титанами был юный Прометей, сын вольнолюбивого титана Япета (Иапета). Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. Прометей с жалостью взирал на людей, страдающих от холода, болезней и невежества. И решил облегчить им жизнь, вопреки воле богов.
Как вестник мира Прометей поднимался на Олимп с жезлом в руке. Но однажды он пришел с похожим на жезл полым тростником. Незаметно положил в тростник тлеющий уголек из очага богов. Он передал огонь людям и научил использовать его: научил готовить пищу, обжигать горшки и выплавлять металл.
Взглянул однажды Зевс на землю и удивился. Люди больше не бродили стадами, и жили семьями в хижинах и домах, овладели искусствами, и если бы не смерть, против которой они были бессильны, их можно было принять за богов. В ярость пришел Кронид, вызвал к себе своих слуг Силу и Власть. Понял он, кто даровал людям огонь и знание против его воли и без его ведома. И велел он приковать Прометея к скале на высокой горе Арарат. Вместе с ними отрядил он бога-кователя Гефеста.
Очень не хотел Гефест выполнять свое поручение, но Сила и Власть были неумолимы и следили за каждым движением бога-кузнеца. С тяжкими вздохами Гефест приковал цепями к скале своего друга. Но и этого было мало. Зевс приказал пригвоздить Прометея к скале несокрушимым железным колом. Гефест закрыл глаза и, не глядя, вбил острие в грудь Прометея.
Дрогнул титан, но ни один стон не вырвался из его уст. И только когда удалились мучители, он закричал от боли и скорби. Но новые муки ждали гордого Прометея. Зевс послал своего Орла, чтобы тот каждый день прилетал на гору к прикованному пленнику и раздирал когтями его тело и клевал печень. Так как Прометей был, как и все титаны, бессмертен, за ночь страшная рана затягивалась и печень отрастала. На заре же над горами вновь слышался шум гигантских крыльев. Орел опускался на Прометея, и его муки возобновлялись.
Веками длились страдания Прометея. Но столь же долгой была людская благодарность. Гончары и люди других огненных профессий почитали его как бога. Поэты всех времен и поколений прославляли в своих творениях Прометея как борца с несправедливостью и освободителя человечества.
Долгие века страдал гордый титан Прометей, но муки его длились не вечно. Пришел час и его освобождения вместе с великим героем Эллады Гераклом. Титан рассказывает Гераклу о злой судьбе своей и о том, какие великие подвиги предстоит герою совершить. С ужасом смотрит он на мученья Прометея, и сострадание овладевает им. Полный внимания слушает титана Геракл. Но еще не все страдания Прометея видел Геракл. Вдали слышится шум могучих крыльев - это летит орел на свой кровавый пир. Геракл не дал ему терзать Прометея. Он пустил смертоносную стрелу, и орел, пронзенный, упал в бурное море.
Геракл разбил своей тяжелой палицей оковы Прометея и вырвал из груди его острие, которым пригвожден был титан к скале. Встал титан, теперь он был свободен.
Кончились его муки. Так исполнилось предсказание, что смертный освободит его.
От этой легенды берет свое начало Олимпийский огонь. Его зажигают в Олимпии и несут через города и страны к месту прохождения Олимпиады.
Приложение 2
«Огнеопасные предметы» (карточки)
Изображения тостера, компьютера, чайника,торта со свечами, газовой плиты, облака с молнией, коробочки спичек, бенгальского огня, свечи, пылесоса, телевизора, пачки сигарет, утюга, новогодней гирлянды, бутыли с надписью "Бензин".
Приложение 3
Детская тематическая литература (о пожарах)
Арон К. «Еду, еду я по свету»;
Вацетис О. «Сказка о пожаре»;
Гальченко В. «Приключения пожарного»;
Градов Е. «Про огонь добрый и злой»;
Демьянов И. «Коробок – чёрный бок»;
Житков Б.С. « Помощь идет», «Пожар на море», «В дыму», «Пожар»;
Ильин В. «Что мы знаем об огне»;
Куклин Л. «Пожарный»;
Маршак С.Я. «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»;, «Сказка про спички», «Жил на свете слонёнок»;
Михалков С. «Дядя Степа»;
Оленев К. «Пожарная машина»;
Пермяк Е. «Как огонь воду замуж взял»;
Потапова Т. «Пожарный»;
Савельев П.»Пожары и катастрофы»;
Сухомлинский В. «Воробышек и огонь»;
Толстой Л.Н. «Пожарные собаки», «Пожар»;
Фетисова Т. «Куда спешат красные машины»;
Холин И. «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»;
Хоринская Е. «Спичка-невеличка»;
Чуковский К. «Путаница»;
Шевченко А. «Как ловили уголька»;
Яковлев Ю. «Кто о чем поет».
Презентация на тему: Огонь: друг или враг?
Рекомендуем посмотреть:
Сценарии классного часа на 1 сентября в 5 классе Тест с ответами по ОБЖ для учащихся 4 класса Тест по ОБЖ, 3 класс с ответами Внеклассное мероприятие для 4 класса по ОБЖ. СценарийПохожие статьи:
Внеклассное занятие по Основам безопасности для учащихся 3 класса
Памятки по ПДД и ОБЖ для начальной школы
Ролевая игра для младших школьников. Бытовые приборы
Внеурочное занятие по пожарной безопасности в начальной школе
Участник №40 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» c 1 ноября по 31 января 2016 года
Автор: Майя Галицкая
Опубликовано: 3243 дня назад (17 декабря 2015)
Просмотров: 8267
Блог: Галицкая Майя
Рубрика: Методические разработки
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|