Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Проект: Сотрудничество школы и детского сада

Сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения
Автор: Галицкая Майя Александровна, учитель русского языка ГУО "Недойская базовая школа Буда-Кошелёвского района" Гомельской области Республики Беларусь

Тема: сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения
Актуальность проекта:
В современном обществе ребёнок становится полноценным членом общества только тогда, когда усвоит социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Это возможно при условии эффективной адаптации ребёнка в школьном коллективе, с одной стороны, а с другой – способности противостоять тем жизненным коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации, самоутверждению.
Одной из главных помех при адаптации первоклассника в школьной среде является стрессовая ситуация, в которую он попадает, приходя в школу. Смена места пребывания, окружения, ритма деятельности, содержательности его повседневной жизни негативно отражается на психике ребёнка. С этим связан и психологический кризис 6-и лет, который наступает в результате того, что нервная система малыша не справляется с той непомерной нагрузкой и новыми впечатлениями, которые появляются с переходом его на следующую ступень жизненного развития.
Таким образом, для наиболее успешной адаптации выпускника дошкольного учреждения необходимо, чтобы пограничный период смены деятельности и социального статуса ребёнка (дошкольник – младший школьник) проходил как можно спокойнее, учитывая при этом личностные и психологические особенности шестилетних детей.
Цели:
• сглаживание последствий переходного периода детский сад – школа;
• создание условий для максимально бесстрессовой адаптации первоклассника в школе.
Предполагаемый результат: выпускник детского дошкольного учреждения социально адаптирован и социально защищён согласно психовозрастным потребностям, готов к началу обучения в общеобразовательной школе.

Задачи:
• воспитывать активность ребёнка во взаимодействии с окружающей средой;
• вырабатывать культуру поведения (выработка привычек и правил поведения в обществе);
• вырабатывать социальную культуру (правильное отношение к окружающей действительности, к природе);
• воспитывать гражданственность (правильное отношение к труду, общественной и частной собственности);
• научить ребёнка применять имеющиеся у него знания, умения и навыки общения и взаимодействия с окружающим миром;
• дать соответствующие возрасту общеобразовательные знания, представления о себе и окружающих;
• формировать национальную культуру (уважение к государственным символам, сохранение культурных традиций страны, воспитание на историческом национальном наследии);
• развивать уровень креативности (способности к творчеству) посредством вовлечения в различные виды деятельности;
• повысить игровую культуру шестилеток, так как центральное новообразование психики ребёнка этого возраста – сюжетно-ролевая игра.

Работа с детьми:
• научить детей вступать в контакт с окружающими, со сверстниками так, чтобы не нарушить имеющихся отношений;
• вовлекать ребят для закрепления навыков в многоплановые социальные контакты на основе интереса к определённым видам деятельности;
• принципы и методика работы с детьми в процессе взаимодействия должны находиться в строгом соответствии с психологическими закономерностями формирования личности;
• создать все условия для выявления и развития потенциальных внутренних резервов личности;
• оказать психологическую помощь в приспособлении к меняющимся условиям повседневной жизни;
• помочь усвоить национальные и общечеловеческие нравственные ценности;
• научить ребят применять имеющиеся у них знания, умения, навыки человеческого общения в повседневной жизни.
Работа с педагогическими кадрами:
• создание учебно-воспитательной системы, способствующей обмену опытом и взаимосотрудничеству школы и детского сада;
• организация и методическое обеспечение взаимодействия членов педагогического коллектива школы с членами воспитательского состава детсада.
Объект проектной деятельности (база внедрения):
Дошкольники 4 – 6 лет.

Субъекты проектной деятельности:
• члены педагогического коллектива школы:
- педагог – организатор;
- школьный психолог;
- педагог-дефектолог (при необходимости);
- социальный педагог;
- руководители кружков;
- учителя начальных классов;
- учитель, принимающий выпускников детсада;
- лидер детского объединения.
- творчески работающие учителя.

• Члены ученического коллектива школы:
- актив системы детского самоуправления;
- актив БРПО (Белорусская республиканская пионерская организация);
- ребята, посещающие кружки и занятия по интересам;
- "Октябрята";
- ребята, желающие оказать помощь в сотрудничестве.

• Родительская общественность;
• Члены воспитательского состава детского сада.

Формы и методы работы:
• Вовлечение в совместную игровую деятельность школьников разных возрастов и дошкольников;
• Организация совместного проведения мероприятий, КТД различной направленности (игровых, познавательных, развивающих, творческих, интеллектуальных);
• Организация экскурсионных программ для дошкольников в рамках «школа – сад»;
• Организация и проведение совместной творческой деятельности (выставок, конкурсов, фестивалей);
• Работа социально-психологических служб по изучению личностно-психических качеств и свойств каждого ребёнка с последующим внедрением дифференцированных, личностно ориентированных методов и форм работы;
• Индивидуальная работа по формированию, развитию и усовершенствованию знаний, умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями, требуемых ситуацией.

Сроки и графики внедрения:
5 лет
Этапы планирования:
Подготовительный этап - 2 года:
• Создание творческой группы из составов учителей, воспитателей, школьников и родителей;
• Разработка программы сотрудничества и взаимодействия общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
• Планирование учебно-методических комплексов;
• Разработка комплексно-целевой системы педагогической деятельности и взаимодействия;
• Создание аналитического материала для диагностики реализации проекта.

Основной этап – 2 года:
• Проведение плановых учебно-методических мероприятий для участников проектной деятельности;
• Выявление, обобщение и распространение лучшего опыта участников проектной деятельности по сотрудничеству и взаимодействию общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
• Организация и внедрение учебно-воспитательной программы взаимодействия;
• Наблюдение за выполнением проектной деятельности;
• Аналитическая деятельность по реализации задач проекта.

Заключительный этап – 1 год:
• Мониторинг и оценка результатов проекта;
• Информационно-аналитическая работа по подведению итогов проектной деятельности;
• Сопровождение первоклассников в первый год обучения в школе.

Критерии, по которым будет отслеживаться качество проекта:

1. Уровень социализации и адаптации детей на пограничном периоде «сад – школа»:
• Уровень мотивации детей на учёбу;
• Оценка возможности каждого ребёнка проявить свой творческий потенциал;
• Степень реализации ценностных ориентаций первоклассника;
• Степень влияния на детей различных факторов социального окружения;
• Место школы в формировании личности ребёнка;
• Уровень подготовленности детей начать обучение в школе.

2. Степень соответствия воспитательных услуг запросам и ожиданиям родителей:
• Сравнительный анализ мнений первоклассников, участников
проектной деятельности, родителей относительно удовлетворённости проводимой работой.

3. Оценка социокультурной ситуации:
• Оценка деятельности субъектов проектной работы по развитию общекультурного кругозора учащихся;
• Уровень коммуникативных умений первоклассников;
• Уровень ценностных ориентаций;
• Уровень воспитанности детей, наличие негативных явлений в адаптации первоклассников, их анализ;
• Наличие социокультурных мероприятий в проектной деятельности;
• Состояние взаимоотношений между первоклассниками и другими членами школьного коллектива.
Нормативное обеспечение:
• Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»;
• Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
• Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
• Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка».

Методическое обеспечение:
• Научно-методические материалы по проблеме проекта;
• Методические наработки членов педагогических коллективов школы и детского сада;
• Методическая литература.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая газета для родителей детей подготовительной группы Семинар для родителей детского сада Игры для адаптации детей к школе Встреча в детско-родительском клубе на тему: Новый год. Конспект

Похожие статьи:

Взаимодействие школы и семьи в период адаптации

Участник №73 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 августа по 30 ноября 2015 года
Классный час для 5 класса с презентацией на тему: Огонь: друг или враг?
Опубликовано: 3065 дней назад (28 ноября 2015)
Просмотров: 8073
Рубрика: Проекты
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!