Взаимодействие школы и семьи в период адаптации
Главной доминантой разговора о взаимодействии школы и семьи выступает комфортное состояние ребенка. Необходимо помнить о том, что ребенок, приходя в школу, попадает в новые условия, отличные от тех, в которых он пребывал. В его жизни появляется много новых обязанностей. Приход в школу усиливает социализацию ребенка. Исполнение роли ученика формирует у него пакет новых притязаний на признание его личности. В отличие от детского дошкольного учреждения или семьи ребенок стремится быть признанным взрослыми и сверстниками на фоне нового для него вида деятельности — учения. Уже мало быть просто активным и сообразительным. Необходимо хорошо учиться и получать поощрения за учебные достижения. В свете новых требований к его личности первоклассник старается обрести новый социальный статус, и семья должна, нет, просто обязана ему в этом помочь.
Казалось, что может быть проще — вместе с учителем помогать своему ребенку в достижении новых в его жизни вершин! Но трудности взаимодействия лежат в области человеческих взаимоотношений, а это всегда сложно. Известно, что родители стремятся к сотрудничеству с учителем, когда между ними возникает взаимопонимание. К слову сказать, для родителей тоже наступают ответственные дни. Взрослым, уже сложившимся людям приходится учиться заново, взаимодействовать со своими детьми и по сути с чужими для них людьми — учителями. Составление триумвирата ребенок — родители — учитель — сложный и кропотливый процесс. Его результативность зависит от многих причин. Попробуем выделить самые очевидные:
Первая причина — это принятие родителями установок учителя. Казалось бы, что может быть легче. Ведь учитель — профессионал и родителям необходимо прислушиваться к его советам и мнениям. Но именно здесь и начинаются трудности. Принятие учительских установок связано прежде всего с увеличением нагрузки на детей. У них сложный период. Ведущая деятельность — учебная. Именно она меняет игровую деятельность при переходе ребенка из дошкольного возраста в ученический, называемый младшим школьным возрастом. На наш взгляд, целесообразно разговор о принятии учительских установок вести в двух плоскостях: принятие профессиональных и личностных установок учителя. Другими словами, учитель должен нравиться родителям. Это отнюдь не требует любования им. «Нравиться» в нашем понимании — это считать, что ребенку с учителем повезло. Тогда все требования к первокласснику будут приниматься как целесообразные и направленные на его благо. На практике очень часто можно встретить родителей, которые считают, что они гораздо лучше учителя знают, как взаимодействовать со своим ребенком в период его адаптации к новым школьным условиям жизни. Такие родители «отталкивают» заботу учителя и руководят своим ребенком, пытаясь его заменить. Это абсолютно неконструктивный вид взаимодействия родителей и учителя. Независимо от того, нравится учитель родителям или не нравится, характеризовать уровень его взаимодействия с детьми необходимо по конечным результатам. А конечными результатами можно признать желание ребенка идти в школу или отсутствие оного уже через неделю после 1 сентября.
В этот сложный период родителям необходимо понять, что подобное поведение лишь заставляет ребенка испытывать дискомфорт. Мы уже объясняли, что каждый возрастной период имеет свои яркие отличительные черты. Так вот, хотим напомнить, что младший школьник подражателен. Для него очень важно то, что говорит его первый учитель, как он говорит и чего он от ребенка ожидает. Поэтому, если ребенок уверен, что учитель задал именно это задание, то переубедить его будет очень сложно, а порой и невозможно. Больше всего конфликтов между первоклассниками и родителями «разгорается» именно на этой почве. Во время моей учительской практики у меня было много примеров, подтверждающих эти рассуждения, но один запомнился особо.
Мои ученики третьего класса сдавали домашнее сочинение. Кроме требований к содержанию, я старалась формировать у них эстетику оформления этих сочинений. Дети красочно оформляли альбомные листы, которые у нас считались обложками. Делали такие мини-книжечки. И вот на уроке, собирая домашние заготовки, я увидела, что ученик Коля Д., краснея и смущаясь, сунул мне в руки тетрадный лист, в части оформления не отражающий мои требования. Ни о чем его не спросив, я положила стопочку с сочинениями так, чтобы его листик был в середине. После урока, когда дети выходили на перемену, я попросила Колю задержаться. Только я хотела спросить у него о причинах такого выполнения домашнего задания, как ребенок залился слезами и поведал мне о своем горе. Когда он дома написал сочинение и хотел в соответствии с учительскими требованиями его оформить, мама мальчика сказала ему: «В сочинении главное—содержание, а не оформление! Что там ваша Людмила Ивановна еще придумывает!» и в соответствии с этими сентенциями запретила ребенку заниматься оформлением.
Давайте разберем этот конкретный пример. Мама ученика нарушила все мыслимые и немыслимые правила взаимодействия триады: учитель — ребенок — родители. Ничего не зная о мотивах, побуждающих меня как учителя именно так формулировать домашнее задание, она заставила ребенка страдать. Как уже неоднократно было отмечено, ребенок- первоклассник настолько привязан к своему учителю, настолько верит каждому его слову, что все требования принимает беспрекословно. А мама поставила под сомнение не только необходимость выполнять домашнее задание, к слову сказать, не только по литературе, а и авторитет учителя. Но главное — она поставила в сложнейшую ситуацию своего ребенка, который, не имея сил сопротивляться родительскому решению, нервничал и ждал урока как «карающего меча». Соответственно его психическое состояние воздействовало на все познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение и уж, конечно, не содействовало позитивному усвоению материала предыдущих уроков.
Конечно, наша история окончилась весьма благополучно. Я оставила ребенка после уроков и выдала ему все необходимое для оформления сочинения. Так Коля на радостях обклеил альбомный лист со всех сторон красочными картинками и был счастлив. Это показательный пример того, как родители не принимают учительских установок или отвергают какую- то их часть, причем на собственный выбор.
Вторая причина — возникновение доверия к учителю. Доверие — главный инструмент взаимодействия семьи и школы. Возникновение этого чувства — сложный и кропотливый процесс. Безусловно, его протекание зависит от двух сторон: учителя и родителей. Обе стороны должны ощущать себя единомышленниками, партнерами, друзьями. Только в таком общении, направленном на одну благородную цель — помощь ребенку, возникает доверие. Главным действующим лицом, на наш взгляд, является учитель. Его поведение, стиль общения с детьми и родителями, умение видеть в каждом ребенке личность, наконец, внешний вид — все это в комплексе направлено на возникновение доверия к его профессиональным и личностным характеристикам со стороны родителей и родственников учеников. Конечно, завоевывать доверие должен в свою очередь и учитель. Как профессионал он это знает и в основе своей осуществляет. От степени возникшего доверия зависит прежде всего уровень адаптации ребенка к школе. Первоклассник остро нуждается в помощи независимо от того, быстро или медленно он входит в ритм школьной жизни. Возникновение доверия к учителю связано с успехами ребенка. Родителю в силу субъективного взгляда на своего ребенка очень трудно возникающие неудачи приписать неумению ребенка. Гораздо легче все объяснить особенностями учителя. Его неумением или нежеланием. А вот если ребенок успевает, если он с желанием идет каждое утро в школу, то у родителей появляется шанс связать это с профессионализмом учителя. Результативность взаимодействия с учителем убеждает в учительской силе и вызывает доверие к нему со стороны родителей.
Третья причина — совместные действия во благо ребенка. В основе взаимодействия семьи и школы лежит важнейший механизм, рычаги которого находятся у профессионалов — учителей. Это стимулирование стремления родителей к совместным действиям, направленным на адаптацию детей к условиям школьной жизни. Искусство управления родительским сообществом определяется умением учителя строить свои профессиональные действия в соответствии с педагогической ситуацией. Наличие у него умений организовывать совместные с родителями действия, направленные на создание развивающей среды для каждого ребенка, и определяют структуру и содержание совместной деятельности. Главным в ней выступает направленность на благо ребенка. Именно с этой позиции родителям необходимо предлагать и организовывать помощь учителю. А подобная помощь очень актуальна и важна. Она может быть использована в сопровождении класса в поездки, организуемые школой. Важно использовать родительскую помощь и в организации воспитательной деятельности с детьми. Проведение экскурсий, праздников, коллективных дел — во всех сферах можно прибегать к помощи родителей. Это не только сгладит разного рода шероховатости, неизбежно возникающие при организации «походов» маленьких детей, но что более важно, покажет детям, что учитель и родители едины.
Во время свой работы учителем начальных классов я «плотно» работала с родителями и подобного рода поездки с окраины города, к примеру, в центральные музеи были отработаны и приносили только всеобщее удовлетворение и радость. Но говоря о совместных действиях, хочется подчеркнуть, что их организация важна и в индивидуальном смысле. Поясню на примере из собственной практики.
Ко мне в первый класс пришли два брата Андрей и Дмитрий А. Близнецы с явной задержкой психического развития. Дети были из простой семьи, где папа был рабочий, а мама —уборщицей. В процессе получения информации я узнала, что папа у братьев — алкоголик. В то время, а дело было в 70-е годы, детей с отставанием в развитии представляли специальной комиссии, и она определяла, может ли учиться такой ребенок в массовой школе или его нужно отправлять в специальную школу. По сути направление на комиссию давалось на откуп учителям. Именно они направляли детей на нее. Но мама близнецов проявила такую настойчивость, желание помочь своим детям, что у меня не хватило духу их направить на специальную комиссию. Но делать что-то надо было срочно. Дети со мной не разговаривали и не могли выполнять те требования, которые выполняли остальные дети класса. Тогда я составила программу их «подтягивания». Цель этой программы заключалась в том, чтобы, используя те позитивные результаты их развития, которые конечно, были, довести их до уровня остальных учеников. Программа включала индивидуальные занятия на уроках и после уроков. Я приходила домой к ребятам, занималась с ними и оставляла специальные упражнения для мамы. Она с большим энтузиазмом и ответственностью выполняла все, что задавалось мною. Причем, хочу отметить, мои приходы были альтруистичны. Мы в то время не знали такого слова, как «репетиторство» и дополнительно занимались со своими учениками абсолютно бесплатно. Наши совместные усилия не пропали даром. Через полгода мои близнецы впервые заговорили со мной и написали ровные строчки в прописях! Дети класса кричали «Ура!» и радовались их успехам.
Этот пример показателен. Совместные действия учителя и мамы близнецов, сдобренные ее большой любовью к своим детям и чувством ответственности за них, организация деятельности со стороны учителя — вот слагаемые успеха.
Четвертая причина — готовность родителей к обучению. Результативность взаимодействия родителей и школы во многом обеспечивается готовностью родителей повышать свой уровень в области педагогики и психологии. Только знания и желание помочь своим детям являются для них благом. Чем выше готовность, тем больше возможностей получить психолого-педагогические знания, позволяющие правильно строить взаимоотношения как с детьми, так и с учителями. Готовность к обучению включает определенные компоненты, взаимодействие и взаимообусловленность которых создает системное обеспечение успешности обучения родителей. К основным компонентам готовности можно отнести следующие:
* Понимание родителями необходимости получения психолого-педагогических знаний. Это познавательный компонент. Когда и у кого возникает это понимание? Прежде всего у тех родителей, кто серьезно относится к своим родительским обязанностям. А когда, это совершенно ясно — до того, как ребенок идет в школу, и непосредственно, когда он уже стал учеником-первоклассником.
* Заинтересованность родителей тем, что и как выполняет ребенок в школе. Это мотивационный компонент. Именно мотив определяет действия родителей по овладению комплексом психолого-педагогических знаний, способствующих действиям по организации помощи своему ребенку. Только положительная мотивация, в основе которой лежит участие в жизни ребенка и содействие успешности его обучения, формирует заинтересованность родителей в получении особых знаний по педагогике и психологии.
* Наличие комплекса чувств, построенных на эмоциональной сфере человека. Это сопереживание ребенку, чувство ответственности за результат его обучения.
Эмоциональный компонент готовности родителей к обучению очень важен для результата этого обучения, поскольку на чувствах построено и желание заниматься той или иной деятельностью.
* Наличие умений управлять своими желаниями и действиями очень важно для готовности к обучению. Волевой компонент важен в ходе выполнения любой деятельности, а учебно особенно. Ведь учиться приходится после работы, когда человек устал и ему хочется не ручку или компьютер брать в руки, а лечь на диван и подремать после ужина.
К тому же, если учитель умело организует педагогическое просвещение, то его результаты скажутся практически сразу.
В своей школьной практике я активно занималась педагогическим просвещением родителей класса. Хочу рассказать, как проходили родительские собрания. И учителя и многие родители считают это неизбежным и рутинным видом совместной деятельности. Я попробовала перевернуть устоявшееся мнение об этой форме совместной работы семьи и школы, и, судя по результатам, мне это удалось. С точки зрения педагогической технологии система родительских собраний проходила в несколько этапов:
На первом этапе определялась система интересных для родителей тем, изложение которых помогало решать учебно-воспитательные задачи. Четко понимая, что родители неграмотны в психолого-педагогическом смысле, я отбирала такие темы просветительского характера, которые отражали проблемы, возникающие с детьми класса. С целью определения причин возникших затруднений я, как правило, проводила или анкетирование, или опросы детей и родителей на интересующую меня тему. Обладая диагностическим материалом, выстраивала систему родительских собраний. Как правило, их проводят один раз в месяц. Итого, 9 собраний.
На втором этапе шла подготовка к проведению собрания. Перед каждым собранием оформлялись стенды, где были отражены достижения каждого ребенка класса. Использовался классный театр. Дети ставили миниатюры на темы, касающиеся семейного воспитания. Я же писала индивидуальные записочки типа: «Ваш Витя очень продвинулся в решении задач. Продолжайте выполнять мои рекомендации» или «После собрания подойдите ко мне для решения важной проблемы, касающейся Вашей Кати» и пр.
Третий этап посвящен самому собранию. Здесь хочется отметить, что для учителя важно, чтобы все родители присутствовали на собрании, поскольку информация, которую он реализует входе собрания, должна быть усвоена всеми членами класса. Главное, что не должно быть на родительском собрании — это выделение как неудач отдельных учеников, так и особых индивидуальных достижений. Для этого есть другие формы совместной деятельности — индивидуальные консультации или беседы. Основная цель родительского собрания — объединение родителей, школы и учеников. Каждое собрание в моей системе имело свой «жанр». Это могла быть деловая игра, или мастерская, или театрализованное представление, в канву которого вплетались главные идеи совместной работы: педагогическое просветительство и анализ жизнедеятельности класса.
Четвертый этап посвящается последействию. В него входили индивидуальные консультации, обсуждение отметок и путей их исправления и пр. Для каждого родителя, интересующегося результатами деятельности своего ребенка, предоставлялась возможность обговорить эти результаты с учителем.
Поначалу ко мне на собрания приходило немного народу, но со временем «сарафанное радио» родителей привлекало все больше и больше родителей. Обычно родители рассаживались на те места, на которых сидели их дети. К концу третьего класса все места были заняты, и приходилось брать приставные стулья, поскольку на собрания ходили семьями. Иногда собрания проходили совместно с учениками. Они очень полезны. Как правило, такие собрания проводились в форме театрализованных представлений, участие в которых принимали и родители и дети.
Это лишь один из примеров, как можно организовать педагогическое просвещение родителей. На самом деле, сколько учителей, столько и творческих решений.
Строить взаимоотношения, как мы отмечали выше, непросто. Кроме человеческого фактора, необходимо еще желание и умение.
Позиции взаимодействия могут быть разные, но мы выделили следующие: конфронтация, попустительство и содействие.
Говоря о конфронтации, сразу же хочется отметить, что это самая пагубная модель взаимодействия. В основе ее лежит, как правило, авторитарный стиль общения или со стороны родителей, или учителя, или, что вообще катастрофично для ребенка, с обеих сторон. Каждый из участников этой педагогической драмы требует подчинения ребенка. Чаще всего требования расходятся, и что делать зависимому и от учителя и от родителей, ученику не совсем ясно. В этой позиции каждая сторона забоится прежде всего о своем реноме, а никак не о ребенке. Идет война — явная или скрытая, но осколки военных действий больно ранят ребенка, заставляя его извиваться в поисках выхода. Состояние тревоги, одиночества, незащищенности преследует ребенка, который оказывается между двух огней. Плоды такого «взаимодействия» очевидны, и вряд ли они работают на комфортное состояние ребенка в стенах школы.
Позиция попустительства внешне не такая вредная, как конфронтация. Ее результаты не так видны, но не менее болезненны для ребенка, чем плоды конфронтации. Невнимание и безразличие очень обижают личность. Если учитель или родитель выбирают такой стиль взаимоотношений, то ребенок «проскальзывает» между участниками и ищет понимания где-то вне стен дома и школы. Если учитель использует позицию попустительства, то это выражается в его вялости по отношению к детям. Такой подход не дает возможности Ученикам класса реализовать полностью свои возможности. Их поведение не организуется, каждый предоставлен самому себе. Ребенок не осознает тех изменений, которые произошли с ним с приходом в школу. Учебный процесс «разрыхляется», а учитель по сути предстает в роли статиста. Если такую позицию демонстрирует родитель, то дети, являющиеся носителями родительских предпочтений, характеризуются теми проявлениями своего поведения, которые свойственны неорганизованным и неприспособленным к коллективной жизни личностям. По сути вредным для детей является попустительство и родителей, и учителей.
Позиция содействия созидательна. Внимание и семьи, и школы направлено на нужды ребенка, на условия его адаптации к школьной жизни. Взаимопонимание членов триумвирата учитель — родитель — ученик вызывает положительные эмоции у детей, желание выполнять все предписания у родителей и уверенность учителя в помощи родителей в решении задач обучения и воспитания. Эта позиция объединяет не только учителя и родителей, она наполняет жизнь детей пониманием ценности совместной деятельности. Дети чутко улавливают стиль и тон взаимодействия учителя и родителей. Им комфортно, когда этот стиль соотносится с их ожиданием. Уверенность в своей ценности, в радости завтрашнего дня делает учеников класса сопричастными к делам вначале класса и семьи, а затем и страны. В то же время эта позиция дает каждому взрослому участнику уверенность в ценности своей личности, важности ее участия в общем деле обучения и воспитания детей.
Итак, дорогой читатель, я, надеюсь, смогла убедить вас в том, что для блага ребенка очень важна такая вещь, как взаимодействие семьи и школы. Основная задача школы в реализации этих взаимоотношений — стимулировать стремление родителей к признанию индивидуальности своих детей, познанию их глубоких личностных качеств, пониманию ребячьих проблем, помощи в их решении. Представителем школы в таком важном деле выступает учитель, который по сути является организатором жизненноважного школьного пространства, в который втянуты ученики, родители и члены педагогического коллектива. От системы его действий зависит результат взаимодействия всех членов образовательного процесса. Успешность работы учителя во многом определяется его профессионализмом, личными качествами и желанием сделать жизнь ребенка комфортной и безопасной.
Советы бывалого педагога
В родительский блокнот
❀ Даже если вам не совсем нравятся действия учителя, не обсуждайте это со своим детьми.
❀ Помните, что дети очень откровенны со своим первым учителем.
❀ Старайтесь выработать с учителем совместный план по воспитанию своего ребенка.
❀ Взаимодействие членов семьи по отношению к ребенку должно носить системный и последовательный характер.
❀ Ходите в школу чаще и искренне интересуйтесь делами и достижениями своего ребенка.
❀ Обсуждайте со своим ребенком состояние дел в классе, интересуйтесь успехами его друзей и одноклассников.
❀ Не старайтесь доказать учителю свою состоятельность. Ведь скорей всего у вас другая профессия и в ней вы состоятельны, а в педагогике и психологии состоятелен ваш учитель.
❀ Научитесь доверять учителю.
❀ Старайтесь не ревновать своего ребенка к первому учителю. Его обожание скоро перейдет в другую стадию — уважение.
На заметку бабушке и дедушке
❀ Поддерживайте своих внуков в поисках своего «Я» в школьной жизни.
❀ Помогайте им делать уроки ненавязчиво, не комментируя требования учителя.
❀ Проявляйте интерес к школьной жизни ребенка.
❀ Слушайте о его проблемах серьезно и искренне разбирайте возможные пути их решения.
❀ Рассказывайте своему внуку или внучке о тех курьезах из школьной жизни, которые происходили с их родителями и с вами.
Автор: Людмила Ивановна Петрова
Похожие статьи:
Как бороться с капризами ребенка 2 лет
Как подготовить ребенка к детскому саду
Режим дня ребенка от 1 года до 3 лет
Любовь Анатольевна Панфилова
|