Наши конкурсы
Международный профессиональный конкурс педагогического мастерства

 

Творческий конкурс для педагогов «Незабываемая Осень»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему «Путешествие в зимний лес»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Путешествие в зимний лес»
Автор разработки: Смирнова Людмила Николаевна, воспитатель.
Введение.
"Охранять природу - значит охранять Родину"
(М.Пришвин)

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.
Патриотического воспитания решает следующие задачи:
• формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
• формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.
Экология – это наука о доме, о том доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.

Возрастная группа воспитанников: средняя группа; направленность группы: общеразвивающей направленности
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «Путешествие в зимний лес»
Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.
Психолого-педагогические задачи:
образовательные:
- закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку;
- углубить представления детей о причинах отлета птиц.
развивающие:
- развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных;
- развивать речевое внимание, наблюдательность, умение делать выводы;
- развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;
- развивать любознательность, активность, самостоятельность;
- развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.
воспитательные:
- воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них;
- воспитывать бережное отношение к природе.

Интегрируемые образовательные области:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, двигательная.
Форма организации детей: подгрупповая, групповая.
Форма организации обучения: совместная деятельность педагога и детей, путешествие.
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): магнитофон, флешкарта с записями музыки по содержанию образовательной деятельности, проектор, презентация с заданием, карточки с картинками птиц, кормушка, корм для птиц, корзинки, маски птиц.
Планируемый результат:
Расширены и закреплены знания о зимующих и перелётных птицах, их роли в природе и жизни человека. Дети продолжают учиться различать птиц по отличительным признакам. Формируется интерес. Развивается взаимопонимание и сотрудничество. Воспитывается бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.
Предварительная деятельность с воспитанниками:
Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки. Беседы с детьми о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто, чем питается?»
ХОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте мы с вами друг с другом поздороваемся, и передадим хорошее настроение друг другу.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
У всех стало хорошее настроение?
Ребята скажите, а какое время года у нас сейчас.
Ответ: зима
Воспитатель: А как мы с вами поняли, что пришла зима?
Ответ: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, люди меняют свою одежду.
Воспитатель: А как вы думаете, кому зимовать тяжело?
Ответ: животным в лесу.
Воспитатель: А почему животным не просто зимовать?
Ответ: животным тяжело находить пищу для пропитания
Воспитатель: Ребята, а кто же им помогает?
Ответ: егерь. Он кормит животных в лесу.
Воспитатель: Ребята послушайте, кто - то стучится к нам в дверь.
Это сорока прилетела к нам.
Сорока: Сорока, сорока. Про животных вспомнили, а про птиц то забыли?
Ответ: Да что ты сорока, не забыли мы конечно.
А птицам в лесу тоже тяжело зимовать. Но вы сможете им помочь.
Но вот чтобы добраться в лес к птицам вам нужно найти дорогу. А её лисица запутала.
Воспитатель: Но у нас есть выход. Чтобы найти правильную дорогу мы должны выполнить некоторые задания. Вы готовы?
Вот первое задания.
Нам пришло много - много писем, а в каждом из них загадка.
1. На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…..

2. Озорной мальчишка
По двору шныряет,
Крошки собирает.

3. Где шум и гам, там и она,
Идёт о ней в лесу молва:
Что нет болтливей этой птицы,
Что ей на месте не сидится,
Что там, где драка, ссора, склока,
Там точно кружится…

4. Путают её с вороной,
Хоть и меньшая размером.
В одеянье скучном, скромном
С черным галстучком на сером.
Осенью на юг не мчится,
Зим студеных не боится -
Видно, крепкая закалка.
А зовётся просто...

5. Кар-кар-кар! — кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут?

6. Сел на елку, на сучок,
Бороды торчит клочок;
Как летун — он плоховат,
И порою глуховат.

7. Пятнисто-бурая обновка,
Поёт он песни с расстановкой.
Среди прекрасных певчих птиц
Он самый лучший вокалист!

8. Все деревья я лечу
По деревьям я стучу.
Их спасаю от врагов
Вредных, маленьких жуков…

9. Очень маленькая птичка,
Прячет гнёзда все отлично,
Дружелюбна, мелодична,
И всегда она подвижна.
К человеку привыкает,
Как её все называют?

10. Птица эта небольшая,
Целый день она летает –
Не желает приземлиться,
И на ветки не садится.
Выше леса, выше крыш –
Всех быстрей летает …

11. В полёте длительно поёт,
В степях, пустынях он живёт,
Встречает первым он рассвет,
Певца чудесней его нет. –
Чьи трели в воздухе плывут,
и как певца того зовут?

12. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?

13. Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет.

14. В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали…
Кто, скажите?

15. Вместе с этой черной птицей,
к нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет?

16. Кто на елке, на суку
Счет ведет «ку-ку», «ку-ку»?

17.Вот так птица - какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой!

18. Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.

19. Прилетели стайкой гулкой
Птицы с ярко-красной грудкой.
За окошко посмотри —
Там на ветках...

20. Длинный хвост у этой птицы
Постоянно шевелится,
Любит песни щебетать,
По земле пешком гулять.

21. Любит побеги,
С берёзы серёжки,
Прыгает в снег,
С сука на опушке,
На ночь зарывается,
Как птица называется?

22. Эта птица — символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно!

23. Он твердит одно — га—га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это …

24. Кто зимой средь хвойных веток
в феврале выводит деток?
Необычный клюв — крестом,
Птичку ту зовут …

25. Звонко песенки поет
Желтогрудка-крошка.
И за крик всегда зовут
Ее – лесная кошка.

26. Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.

27. Я зимой люблю кормушки,
Как на ёлочках игрушки,
Если поклевать хочу,
От одной к другой лечу.
Желтогрудая я птичка,
И зовут меня…
Ответы на загадки:
1. скворец
2: воробей
3: сорока
4: галка
5: ворона
6: глухарь
7: дрозд
8: дятел
9: чиж
10: стриж
11: жаворонок
12: соловей
13: цапля
14: журавли
15: грач
16: кукушка
17: лебедь
18: аист
19: снегири
20: трясогузка
21: тетерев
22: голубь
23: гусь
24: клёст
25: иволга
26: ласточка
27: синичка

Какие мы молодцы! Справились с этим заданием замечательно. И дорожки немного распутались.
Я предлагая вам поиграть в игру: «Птицы в лесу»
Мы все с вами наденем маски разных птиц, и перелётных, и зимующих. Когда будет звучать музыка, птички будут летать, но как только я скажу перелётные или зимующие птички прячьтесь, те ребятки, у которых есть картинки этих птиц, садятся на стул. Музыка зазвучит, и все снова полетят.
Но вот следующие задания.
А что же тут.
Нам нужно разложить картинки всех птиц на две группы в свои корзинки, в одной будут птицы перелётные, в другой зимующие.
Вы все молодцы! И с этим заданиям вы справились замечательно
А кто мне расскажет, кто такие перелётные птицы?
Ответ: Перелетные птицы - это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в тёплые края, где много корма.
Воспитатель: Всё правильно. Перелетные птицы – это птицы, которые совершают регулярные перелеты.
Перелетные птицы преодолевают значительные расстояния. Перелеты происходят в несколько этапов, птицы останавливаются для отдыха и кормления. Питаются перелетные птицы привычной для себя пищей. Если естественной пищей для перелетной птицы являются насекомые или ягоды, то и во время остановок она будет кормиться тем же. Чем крупнее перелетная птица, тем больше скорость ее полета. Крупные перелетные птицы в основном улетают стаями, формируя во время перелета клинья. Для многих маленьких перелетных птиц это происходит в одиночку или небольшими группами, на небольшой высоте. Но бывает и все наоборот, некоторые виды небольших птиц улетают огромными стаями.
Зачем и куда летят перелетные птицы? На самом деле ответы на эти вопросы очень просты. Перелетные птицы летят с севера на юг на зимовку, в основном – это поиск пищи. Главный сигнал для перелетных птиц – это сокращение светового дня, с приходом осени происходит всегда. Когда световой день сокращается, время на пропитание у перелетных птиц становится меньше. Вот поэтому перелетные птицы начинают свой перелет в южные районы.
А кто мне может рассказать кто такие зимующие птицы?
Ответ: Зимующие птицы - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю. Зимовать остаются только те, кто питается семенами, зёрнами, ягодами. Но и им приходится нелегко. Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно.

Воспитатель: Молодцы? Всё правильно. Зимующие птицы – это виды пернатых, которые зимуют в привычном для них месте, где достаточно корма. Эти птицы зимой питаются семенами трав, сухими ягодами, почками и корой деревьев, желудями, орехами, семенами шишек, мелкими грызунами, зернами злаковых культур, оставшимися на полях. Они могут добыть себе пропитание в зимнюю стужу, поэтому им не нужно перебираться в тёплые края. Зимующие птицы хорошо приспособлены к морозам за счет отложения жировой прослойки. Они зимуют в местах, где их гнёзда.
Вы наверное немного устали, давайте отдохнём, и сделаем небольшую зарядку.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто)
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Какие мы молодцы! Справились с этим заданием замечательно. И дорожки почти распутались. Смотрите, ребята, а здесь у нас новое задание.
Перед нами картинки различных кормов. Нам нужно правильно отгадать какие же птицы питаются этим кормом?



Дети смотрят картинки, и отгадывают задания.
Вот мы с вами и распутали все дорожки и добрались в лес к птицам.
Воспитатель: А как же мы будем им помогать?
Ответ: Нужно повесить кормушки и положить туда корм.
Семена, крошки, зёрна, сухие ягоды.

Воспитатель достаёт кормушку и предлагает детям выбрать корм для птиц и положить его в кормушку.
Воспитатель: Молодцы ребята? Но, к сожалению, нам нужно возвращаться в наш детский сад. Я предлагаю вам закрыть глазки, и представить, что мы с вами садимся в чудо вертолёт, который доставит нас в нашу группу. Под музыку проходит релаксация, музыкальная терапия.
Ребята, вот мы и оказались снова в своей группе.
А скажите мне, пожалуйста, где мы сегодня с вами были? А чем мы с вами занимались в волшебном лесу? Что нового вы узнали из нашего путешествия? Вам понравилось?
Мы обязательно ещё навестим наших пернатых друзей, а сейчас нам нужно прощаться.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы. Снежинка Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы «Зима». Конспект ООД в средней группе на тему: Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» Конспект занятия в средней группе детского сада на тему: Зима

Похожие статьи:

Занятие в средней группе «Зимняя одежда»

Наблюдение за работой дворника зимой в средней группе

Квест игра по ПДД для родителей и детей средней группы
Опубликовано: 172 дня назад (9 июня 2023)
Просмотров: 305
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!