Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему «Путешествие в зимний лес»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Путешествие в зимний лес»
Автор разработки: Смирнова Людмила Николаевна, воспитатель.Введение.
"Охранять природу - значит охранять Родину"
(М.Пришвин)
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.
Патриотического воспитания решает следующие задачи:
• формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
• формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.
Экология – это наука о доме, о том доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.
Возрастная группа воспитанников: средняя группа; направленность группы: общеразвивающей направленности
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «Путешествие в зимний лес»
Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.
Психолого-педагогические задачи:
образовательные:
- закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку;
- углубить представления детей о причинах отлета птиц.
развивающие:
- развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных;
- развивать речевое внимание, наблюдательность, умение делать выводы;
- развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;
- развивать любознательность, активность, самостоятельность;
- развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.
воспитательные:
- воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Интегрируемые образовательные области:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, двигательная.
Форма организации детей: подгрупповая, групповая.
Форма организации обучения: совместная деятельность педагога и детей, путешествие.
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): магнитофон, флешкарта с записями музыки по содержанию образовательной деятельности, проектор, презентация с заданием, карточки с картинками птиц, кормушка, корм для птиц, корзинки, маски птиц.
Планируемый результат:
Расширены и закреплены знания о зимующих и перелётных птицах, их роли в природе и жизни человека. Дети продолжают учиться различать птиц по отличительным признакам. Формируется интерес. Развивается взаимопонимание и сотрудничество. Воспитывается бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.
Предварительная деятельность с воспитанниками:
Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки. Беседы с детьми о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто, чем питается?»
ХОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте мы с вами друг с другом поздороваемся, и передадим хорошее настроение друг другу.Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
У всех стало хорошее настроение?
Ребята скажите, а какое время года у нас сейчас.
Ответ: зима
Воспитатель: А как мы с вами поняли, что пришла зима?
Ответ: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, люди меняют свою одежду.
Воспитатель: А как вы думаете, кому зимовать тяжело?
Ответ: животным в лесу.
Воспитатель: А почему животным не просто зимовать?
Ответ: животным тяжело находить пищу для пропитания
Воспитатель: Ребята, а кто же им помогает?
Ответ: егерь. Он кормит животных в лесу.
Воспитатель: Ребята послушайте, кто - то стучится к нам в дверь.
Это сорока прилетела к нам.
Сорока: Сорока, сорока. Про животных вспомнили, а про птиц то забыли?
Ответ: Да что ты сорока, не забыли мы конечно.
А птицам в лесу тоже тяжело зимовать. Но вы сможете им помочь.
Но вот чтобы добраться в лес к птицам вам нужно найти дорогу. А её лисица запутала.
Воспитатель: Но у нас есть выход. Чтобы найти правильную дорогу мы должны выполнить некоторые задания. Вы готовы?
Вот первое задания.
Нам пришло много - много писем, а в каждом из них загадка.
1. На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…..
2. Озорной мальчишка
По двору шныряет,
Крошки собирает.
3. Где шум и гам, там и она,
Идёт о ней в лесу молва:
Что нет болтливей этой птицы,
Что ей на месте не сидится,
Что там, где драка, ссора, склока,
Там точно кружится…
4. Путают её с вороной,
Хоть и меньшая размером.
В одеянье скучном, скромном
С черным галстучком на сером.
Осенью на юг не мчится,
Зим студеных не боится -
Видно, крепкая закалка.
А зовётся просто...
5. Кар-кар-кар! — кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут?
6. Сел на елку, на сучок,
Бороды торчит клочок;
Как летун — он плоховат,
И порою глуховат.
7. Пятнисто-бурая обновка,
Поёт он песни с расстановкой.
Среди прекрасных певчих птиц
Он самый лучший вокалист!
8. Все деревья я лечу
По деревьям я стучу.
Их спасаю от врагов
Вредных, маленьких жуков…
9. Очень маленькая птичка,
Прячет гнёзда все отлично,
Дружелюбна, мелодична,
И всегда она подвижна.
К человеку привыкает,
Как её все называют?
10. Птица эта небольшая,
Целый день она летает –
Не желает приземлиться,
И на ветки не садится.
Выше леса, выше крыш –
Всех быстрей летает …
11. В полёте длительно поёт,
В степях, пустынях он живёт,
Встречает первым он рассвет,
Певца чудесней его нет. –
Чьи трели в воздухе плывут,
и как певца того зовут?
12. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?
13. Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет.
14. В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали…
Кто, скажите?
15. Вместе с этой черной птицей,
к нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет?
16. Кто на елке, на суку
Счет ведет «ку-ку», «ку-ку»?
17.Вот так птица - какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой!
18. Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
19. Прилетели стайкой гулкой
Птицы с ярко-красной грудкой.
За окошко посмотри —
Там на ветках...
20. Длинный хвост у этой птицы
Постоянно шевелится,
Любит песни щебетать,
По земле пешком гулять.
21. Любит побеги,
С берёзы серёжки,
Прыгает в снег,
С сука на опушке,
На ночь зарывается,
Как птица называется?
22. Эта птица — символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно!
23. Он твердит одно — га—га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это …
24. Кто зимой средь хвойных веток
в феврале выводит деток?
Необычный клюв — крестом,
Птичку ту зовут …
25. Звонко песенки поет
Желтогрудка-крошка.
И за крик всегда зовут
Ее – лесная кошка.
26. Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
27. Я зимой люблю кормушки,
Как на ёлочках игрушки,
Если поклевать хочу,
От одной к другой лечу.
Желтогрудая я птичка,
И зовут меня…
Ответы на загадки:
1. скворец
2: воробей
3: сорока
4: галка
5: ворона
6: глухарь
7: дрозд
8: дятел
9: чиж
10: стриж
11: жаворонок
12: соловей
13: цапля
14: журавли
15: грач
16: кукушка
17: лебедь
18: аист
19: снегири
20: трясогузка
21: тетерев
22: голубь
23: гусь
24: клёст
25: иволга
26: ласточка
27: синичка
Какие мы молодцы! Справились с этим заданием замечательно. И дорожки немного распутались.
Я предлагая вам поиграть в игру: «Птицы в лесу»
Мы все с вами наденем маски разных птиц, и перелётных, и зимующих. Когда будет звучать музыка, птички будут летать, но как только я скажу перелётные или зимующие птички прячьтесь, те ребятки, у которых есть картинки этих птиц, садятся на стул. Музыка зазвучит, и все снова полетят.
Но вот следующие задания.
А что же тут.
Нам нужно разложить картинки всех птиц на две группы в свои корзинки, в одной будут птицы перелётные, в другой зимующие.
Вы все молодцы! И с этим заданиям вы справились замечательно
А кто мне расскажет, кто такие перелётные птицы?
Ответ: Перелетные птицы - это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в тёплые края, где много корма.
Воспитатель: Всё правильно. Перелетные птицы – это птицы, которые совершают регулярные перелеты.
Перелетные птицы преодолевают значительные расстояния. Перелеты происходят в несколько этапов, птицы останавливаются для отдыха и кормления. Питаются перелетные птицы привычной для себя пищей. Если естественной пищей для перелетной птицы являются насекомые или ягоды, то и во время остановок она будет кормиться тем же. Чем крупнее перелетная птица, тем больше скорость ее полета. Крупные перелетные птицы в основном улетают стаями, формируя во время перелета клинья. Для многих маленьких перелетных птиц это происходит в одиночку или небольшими группами, на небольшой высоте. Но бывает и все наоборот, некоторые виды небольших птиц улетают огромными стаями.
Зачем и куда летят перелетные птицы? На самом деле ответы на эти вопросы очень просты. Перелетные птицы летят с севера на юг на зимовку, в основном – это поиск пищи. Главный сигнал для перелетных птиц – это сокращение светового дня, с приходом осени происходит всегда. Когда световой день сокращается, время на пропитание у перелетных птиц становится меньше. Вот поэтому перелетные птицы начинают свой перелет в южные районы.
А кто мне может рассказать кто такие зимующие птицы?
Ответ: Зимующие птицы - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю. Зимовать остаются только те, кто питается семенами, зёрнами, ягодами. Но и им приходится нелегко. Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно.
Воспитатель: Молодцы? Всё правильно. Зимующие птицы – это виды пернатых, которые зимуют в привычном для них месте, где достаточно корма. Эти птицы зимой питаются семенами трав, сухими ягодами, почками и корой деревьев, желудями, орехами, семенами шишек, мелкими грызунами, зернами злаковых культур, оставшимися на полях. Они могут добыть себе пропитание в зимнюю стужу, поэтому им не нужно перебираться в тёплые края. Зимующие птицы хорошо приспособлены к морозам за счет отложения жировой прослойки. Они зимуют в местах, где их гнёзда.
Вы наверное немного устали, давайте отдохнём, и сделаем небольшую зарядку.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто)
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Какие мы молодцы! Справились с этим заданием замечательно. И дорожки почти распутались. Смотрите, ребята, а здесь у нас новое задание.
Перед нами картинки различных кормов. Нам нужно правильно отгадать какие же птицы питаются этим кормом?
Дети смотрят картинки, и отгадывают задания.
Вот мы с вами и распутали все дорожки и добрались в лес к птицам.
Воспитатель: А как же мы будем им помогать?
Ответ: Нужно повесить кормушки и положить туда корм.
Семена, крошки, зёрна, сухие ягоды.
Воспитатель достаёт кормушку и предлагает детям выбрать корм для птиц и положить его в кормушку.
Воспитатель: Молодцы ребята? Но, к сожалению, нам нужно возвращаться в наш детский сад. Я предлагаю вам закрыть глазки, и представить, что мы с вами садимся в чудо вертолёт, который доставит нас в нашу группу. Под музыку проходит релаксация, музыкальная терапия.
Ребята, вот мы и оказались снова в своей группе.
А скажите мне, пожалуйста, где мы сегодня с вами были? А чем мы с вами занимались в волшебном лесу? Что нового вы узнали из нашего путешествия? Вам понравилось?
Мы обязательно ещё навестим наших пернатых друзей, а сейчас нам нужно прощаться.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы. Снежинка Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы «Зима». Конспект ООД в средней группе на тему: Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» Конспект занятия в средней группе детского сада на тему: ЗимаПохожие статьи:
Автор: Людмила Николаевна Смирнова
Опубликовано: 532 дня назад (9 июня 2023)
Просмотров: 542
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!