Наши конкурсы
Конкурс для педагогов «Любимая Весна»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект внеурочного занятия для младших школьников «Живут в России разные народы»

Внеурочное занятие для детей начальной школы, посвящённое Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Цель: формировать представление о России как многонациональном государстве.
Задачи: воспитание любви к родной стране, уважительного отношения к разным народам.

С раннего детства вы слышали эти слова: Россия, родина, отечество, отчизна. Задумывались ли вы над их смыслом, что они значат для нас?
У каждого из нас есть Родина – это и наша страна, и то место, где мы родились, выросли (наша малая родина). Родина объединяет людей, живущих на одной территории, говорящих на одном языке. Слово «родина» произошло от старинного слова «род». Каждый человек – это дальний потомок какого-то древнего рода.
Наша родина – Россия. Основные законы нашего государства, правила, по которым мы живём, записаны в Конституции Российской Федерации. Слово «федерация» означает союз, объединение. Россия объединяет в своём составе республики, края, области, автономные округа.
Согласно Конституции, Россия является многонациональным государством. И в нашей большой многонациональной стране сохраняются уникальные народные традиции, искусства и ремесла. Представители 190 больших и малых народов проживают на территории России. И для всех нас Россия – Родина, несмотря на многие различия. У каждого народа своя культура, своя религия, свой язык, свои традиции, полученные в наследство от предыдущих поколений.

В каждом регионе России проживают свои коренные народы, их предки испокон веков жили на данной земле. Например, коренные народы Дальнего Востока – это эвенки, нанайцы, коряки, чукчи. Юг Сибири когда то населяли предки хакасов, тувинцев. К концу 17 века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Родина башкиров – Южный Урал, берега Волги с давних пор населяют чуваши, марийцы и татары. К народам, населяющим Северный Кавказ, относятся адыгейцы, кабардинцы, чеченцы, ингуши, черкесы и многие другие. Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои, и жилища, и традиции. Каждый народ веками хранит своё культурное наследие.
Различные климатические условия, особенности природы повлияли на то, какими были жилища у разных народов.

Шкуры, жерди – строим дом,
Помогают все кругом.
Применив смекалку, ум,
В тундре возвели мы…чум.

Посреди степи,
Как большая юбка,
Домиком стоит
Красочная…юрта.

Эскимосский дом, нора.
И пока кругом пурга,
Ни за что я не покину
Этот снежный тёплый…иглу.

Дом к скале прижался,
По склону распластался.
И ограда из камней,
Не достанешь нас за ней. Сакля.

Стоит жилище,
Деревянные бочища.
Внутри печь да дрова.
Это русская … изба.

Дом обмазан глиной,
Пол обмазан глиной.
А ещё повыше
Из соломы крыша. Хата.

2022 год объявлен президентом России Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов.
Как вы понимаете слова «народное искусство»? Это создаваемые и бытующие в народе элементы творчества. К ним относятся сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и танцы, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное искусство – это фольклор, в переводе с английского языка – народная мудрость.
Кроме устного народного творчества, существуют различные направления в прикладном народном искусстве. Народные ремёсла – это творчество талантливых мастеров, повторяющих опыт предшественников, совершенствующих его и передающих новым поколениям. Народные промыслы основаны на искусстве художественной обработки различных природных материалов: дерева, берёсты, глины, камня, металла, кожи, текстиля.

Дымковская игрушка, хохломская роспись, вологодское кружево, Табасаранские (Дагестанские) ковры, Чукотская резная кость – не перечесть всех направлений.
Нематериальное культурное наследие – это обычаи, навыки, традиции. То, что переходит от одного поколения к другому (праздники, обряды, ритуалы, быт) – это традиции.

Отгадайте загадки об исконно русских предметах.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнают его в момент –
Самый русский инструмент. Балалайка.

Концами над водой висит,
Середкой на плече лежит. Коромысло.

Треплют, катают,
А зимой таскают. Валенки.

Ярко мой блестит мундир.
На столе я командир.
Знают чашки, чайник:
Я большой начальник. Самовар.

Пословицы – мудрость народа. Они для нас своеобразный учебник жизни. Недаром говорится: «Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится». Какие пословицы о Родине вы знаете?
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Где родился, там и пригодился.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.

Народы России, не смотря на различия, схожи образом мыслей, отношением к жизненным устоям, любовью к родине.
Все мы одинаково стремимся к счастливой и мирной жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие для 2 класса по ФГОС. Невербальные средства общения Занимательный материал для начальной школы, 1 класс Внеурочное занятие для младших школьников «Что растёт на грядке?» Внеурочное занятие для начальной школы. Тема: Сад
Внеурочное занятие для детей начальной школы. Леонардо да Винчи | Беседа для младших школьников «Русская народная игрушка»
Опубликовано: 50 дней назад (5 апреля 2022)
Просмотров: 685
+3
Голосов: 3
Комментарии (1)
Ольга Валериевна Солодовникова # 7 апреля 2022 в 08:02 0
Отличная разработка. Красочная!Актуальная